Как убрать агрессию у ребенка аутиста
Практические советы против агрессии детей с аутизмом
01.03.2013
Одной из распространенных проблем, с которой сталкиваются семьи детей с аутизмом, является агрессия. Педагогам тоже сложно справиться с агрессией учеников, страдающих аутизмом. Сложно научить ребенка чему-то, если он бьется, толкается и ведет себя неподобающим образом. В данном случае результат обучения не зависит от программы, методов отображения информации или от самого педагога - все зависит от ребенка с аутизмом. Поэтому вначале следует поработать над уменьшением агрессии, а потом приступать к решению поведенческих и академических проблем.
Для решения проблемы агрессивного поведения у ребенка с аутизмом не существует никакого лекарства, но все же родители могут помочь малышу справиться со своими эмоциями. Главное решить, какое вмешательство будет наиболее эффективным в данном случае.
Видео: Как бороться с агрессией гиперактивного ребёнка? - Доктор Комаровский
Любое поведение имеет причину возникновения. Например, мы закрываем окно, чтобы не замерзнуть, мы отправляем сообщения друзьям, чтобы получить с их стороны внимание, мы чешим руку, чтобы облегчить зуд. Поведение всегда имеет свою причину, важно определить функцию агрессии у малыша с аутизмом. Существует две цели для агрессивного поведения у малыша с аутизмом: добиться чего-то и избежать чего-то. Однако это только начало, потому что дальше нужно найти объект, из-за которого ребенок с аутизмом агрессивно себя ведет. Таким объектом могут быть: игрушки, еда, одежда, внимание учителя, внимание сверстников, электронные приборы и прочее. Часто малыши с аутизмом избегают перемен, выполнения какого-то задания, социальных требований и т.д.
Родителям необходимо знать, что агрессивное поведение у детей с аутизмом может иметь сенсорную функцию. Это значит, что малыши с аутизмом могут, например, бить или кусать самих себя для получения определенных сенсорных ощущений. Самый сложный этап - выяснить функцию агрессивного поведения у детей, страдающих аутизмом. Для этого разработайте простую таблицу, в которую вы будете записывать данные о количестве укусов или ударов, частоте возникновения агрессивного поведения и прочее. Главное, чтобы вы собирали данные постоянно и систематически. Проанализировав все эти данные, вы сможете определить функцию поведения и подобрать вмешательство.
Во время реализации вмешательства не забывайте продолжать заполнять таблицу с данными. Так вы сможете узнать об эффективности программы вмешательства. Лучше всего собирать данные в конце дня или каждые несколько часов.
Специалисты рекомендуют в первую очередь позаботиться о безопасности. Если во время агрессии малыша с аутизмом нужно удалить всех людей из комнаты - сделайте это. В случае, когда приступ агрессии у ребенка с аутизмом произошел в классе, позаботьтесь о безопасности других учеников. Педагог, в классе которого учатся особенные дети, должен заранее разработать план поведения в такой ситуации. Ему понадобится два помощника - один выведет всех из класса, а второй поможет справиться с приступом агрессии у малыша, страдающего аутизмом.
Родители и педагоги не должны тратить время на споры с терапевтами и другими людьми, которые работают с ребенком, страдающим аутизмом. Они понимают всю серьезность ситуации и хотят помочь, поэтому ваши негативные комментарии только ухудшат обстановку в классе или в семье, в которой растет малыш с аутизмом.
Если у малыша, страдающего аутизмом, серьезная агрессия - наберитесь терпения и составьте план. Не всегда будет так сложно, ведь со временем ситуация улучшится, нужно только работать с ребенком, страдающим аутизмом.
Все родители хотят, чтобы их дитя было послушным, спокойным. Но ребенок есть ребенок, ему нужно куда-то девать свою бурлящую через край энергию. Но одно дело, когда эта энергия выходит с помощью подвижных игр, и другое дело, когда эта энергия направляется против другого человека, скажем сверстника на детской площадке. Чаще всего, родители закрывают глаза на внезапно появляющуюся агрессию в поведении своего чада, аргументируя тем, что «он еще маленький». Но, упустив в самом начале возникшую «на пустом месте» агрессию, ее сложнее исправить. В этой статье мы поговорим не только о том, что делать, если ребенок стал агрессивен, но и как можно постараться избежать подобной ситуации.
Для начала определимся, какое поведение ребенка можно назвать агрессивным. Если ребенок постоянно идет на конфликты, часто обижается, ревниво охраняет все свои игрушки, если он легко начинает плакать, а плач переходит в истерику, если другие дети начинают избегать его общения – все это признаки агрессивного поведения малыша. Закрывать глаза на возникшую проблему не имеет смысла: дети не рождаются невротиками, но такими их делают взрослые: папы и мамы, бабушки и дедушки, а в некоторых случаях - няни.
Причины появления агрессии могут быть различными, например, одна из причин – завышенные требования родителей к своему ребенку, это касается его опрятности, чистоты, аккуратности, порядка, режима, послушания. Родителям стоит оценить возможности малыша и не ругать его, если он перемазался кашей, разбросал игрушки, разбил чашку. Если повышать на него голос за каждый такой промах, ребенок погружается в постоянное ожидание наказания, а подобный стресс очень вреден для детской психики. Даже если в вашем присутствии он будет сдерживать себя, в присутствии другого человека, например, бабушки он может расслабиться настолько, что не только разобьет чашку (на этот раз уже специально), но и поломает все игрушки. Родителям стоит помнить, что они взрослее, а значит дипломатичнее своего малыша, поэтому вместо крика лучше рассказать ему, что вы расстроены тем, что разбилась чашка, которая имела для вас большую ценность, пусть он проникнется сожалением. Можно предложить собрать его игрушки (кто быстрее?), вымыть перепачканное кашей лицо и выстирать вместе с ним испачканную одежду. Такое поведение родителей будет более конструктивным, чем наказания и ругань.
Агрессия у ребенка может возникнуть от часто повторяемого слова «нельзя». Частое «нельзя» рождает протест и желание сделать назло, а это уже неконтролируемый процесс. Родителям стоит придумать другие слова, которые объясняют причины такого нельзя, например, нельзя трогать газовую плиту, потому что это «опасно» или нельзя подбирать на улице грязную коробочку, потому что это «вредно для здоровья» и пр. Ребенку нужно объяснять причины таких «нельзя», тогда у него не будет соблазна сделать это исподтишка.
Видео: Агрессия у ребенка. Вопрос 1. | Mamalara.ru
Агрессию ребенка порождают и родительские наказания, особенно физические. Родители для ребенка всегда являются примером для подражания, и если папа «отшлепал» его за какую-то провинность или того хуже – ударил ремнем, у ребенка возникает соблазн повторить «подвиг» своего родителя. Так на площадке начинаются драки, ведь «если папе можно, то и мне тоже можно ударить» - рассуждает малыш.
Нелишним будет заметить, что агрессию ребенка можно купировать похвалой. Любой человек на земле, а тем более маленький, буквально расцветает от похвалы, от внимания, от ласки. Ребенку жизненно необходимо получать тактильные ощущения, поэтому так важно его погладить по голове, обнять, поцеловать – просто так, безо всякой на то причины. Почувствовав родительскую ласку, ребенок начинает чувствовать свою защищенность, и агрессия постепенно сойдет на нет.
Возможной причиной агрессивности ребенка может стать сложная или неблагополучная ситуация в семье. Если родители переживают кризис отношений или развод, если в семье родился еще один ребенок, если семья переехала на новое место жительства - все это не лучшим образом может повлиять на ребенка. Да, дети любят все новое, но при этом они являются ужасными консерваторами. Из-за переезда в новую квартиру у ребенка может нарушиться сон, он перестанет отпускать маму, если ему вдруг не понравилась няня.
Дети становятся нервными и тревожными, если кто-то один из родителей (обычно – папа) бывает излишне строг. Работая всю неделю с утра до вечера, отец видит своего ребенка фактически только по выходным, и если ему вдруг покажется, что его чадо излишне избаловано, он принимается за его воспитание, придирчиво муштруя ребенка. Тогда, попав в компанию других детей, ребенок начинает «сливать» им свое напряжение, и его поведение в этом случае уже сложно скорректировать.
Родителям следует помнить, что агрессия – это всего лишь следствие определенного поведения или ситуации, и чтобы справиться с ней, нужно, чаще всего, начинать с себя.
Аутизм - не беда, безразличие - беда
Агрессия у аутичных детей. Практические рекомендации.
Опубликовано 13.02.2013
Видео: ШДК: Детская агрессия: что делать взрослым. Кальций. Детские сады во Франции - Доктор Комаровский
Агрессию можно назвать одной из наиболее существенных, важных и трудоемких проблем, с которой сталкиваются члены семьи и педагоги аутичных детей. Давайте будем честными: если то и дело вы получаете толчки и удары в лицо от вашего аутичного ученика или ребенка, не имеет никакого значения, насколько вы организованы, какую программу по математике вы используете, каким образом вы отображаете данные на графиках поведения. Прежде, чем вы даже начнете думать о решении любых других поведенческих или академических проблем, вам следует поработать над уменьшением агрессии.
Если вы надеетесь найти какое-либо волшебное лекарство для решения проблемы агрессивного поведения у ребенка, жаль вас разочаровывать. Однако вы можете выполнить некоторые несложные шаги для того, чтобы определить, какое именно вмешательство в вашем конкретном случае будет наиболее эффективным.
Определение функции поведения
Начнем с того, что любое поведение продуцируется для того, чтобы что-либо получить. Это правило относится к совершенно любому поведению в нашей жизни. Мы чешем нос, чтобы облегчить зуд, мы закрываем двери, чтобы избавиться от холодного ветра, мы отправляем смс-сообщения со своих телефонов, чтобы получить внимание со стороны наших друзей. То же самое касается и агрессии. Каждое поведение имеет свою функцию (или причину возникновения). Вы должны выяснить функцию агрессии, прежде чем осуществлять вмешательство. Как правило, существует два возможных варианта. Агрессивное поведение в основном продуцируется с целью:
1. Получения доступа к чему-либо.
2. Попытки избежать чего-либо.
Но на этом трудности не заканчиваются. Объектом, к которому ребенок хочет получить доступ, может быть что угодно: еда, игрушки, внимание учителя, внимание другого ученика, внимание родителей, электронные приборы и т.п. Избегают дети зачастую работы над заданиями, социальных требований, определенных членов персонала школьного или дошкольного учреждения или других учеников, изменений в привычном порядке вещей, переходов от одной деятельности к другой и т.д.
Также необходимо иметь в виду, что поведение может иметь и «сенсорную» функцию – то есть, получение некоторых определенных сенсорных ощущений. Агрессия, как правило, нечасто попадает в эту категорию, поскольку она направлена на других людей или объекты. Сенсорные поведения обычно продуцируются ребенком наедине с самим собой, поскольку внутренняя сенсорная функция такого поведения не имеет социального компонента. Однако аутоагрессивное поведение (удары по самому себе, укусы самого себя и т.п.) может иметь сенсорную функцию.
Теперь, как же выяснить, какова именно функция какого-либо поведения? Это самый сложный этап, поскольку собирать данные в отношении агрессивного поведения является очень непростой задачей. Ведь вряд ли найдется человек, готовый подставить под удары свое лицо или грудь, чтобы совершить подсчет количества эпизодов возникновения агрессивного поведения или среднее количество укусов, производимых ребенком за определенный промежуток времени.
Собранные вами данные не предназначены для публикации в средствах массовой информации, они нужны для вашего собственного использования. Поэтому соберите эти данные настолько точно, насколько вы это можете. и не переживайте, если они не будут совершенными. Разработайте наиболее простую таблицу для записи данных, и выберите в качестве целевого поведения наиболее простую и однозначную форму поведения.
Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее? Воспитание детей. Мамина школа
Отслеживайте количество одиночных ударов/толчков или количество минут, проведенных ребенком в состоянии агрессии. Но что бы вы ни делали, оставайтесь последовательными, и собирайте данные постоянно и систематически.
Выбор вмешательства
Теперь, когда у вас есть исходные данные, необходимо проанализировать их. Обратите внимание на то, в каких именно ситуациях и в какое время возникает агрессия, и задайте себе следующие вопросы:
• Происходит ли это поведение обычно в каком-либо определенном месте? Или в конкретное время суток? По отношению к определенным членам персонала или учащимся, а может к членам семьи? Во время работы над заданиями из какой-либо конкретной предметной области?
• Что чаще всего происходит после того, как возникает агрессия? Что вы делаете в качестве результата такого поведения? Что делают другие после того, как это поведение происходит?
• Бывает ли такое время, когда агрессивное поведение не происходит? Задумайтесь о том, что было по-другому в этот момент.
Теперь вы должны быть в состоянии сделать обоснованное предположение о том, что же является функцией поведения. Но в любом случае, это будет лишь предположением, так как мы никогда не можем знать наверняка до тех пор, пока мы не убедимся, что наше вмешательство работает.
Реализация вмешательства
Пришло время для осуществления вмешательства. Продолжайте СОБИРАТЬ ДАННЫЕ – сейчас это еще более важно, чем когда-либо. Вам необходимо знать, работает ли ваша программа вмешательства! Собирайте данные в конце дня или каждые несколько часов, если это необходимо. Или проведите просто некоторое приблизительное оценивание, если это все, что вы можете сделать.
Предложения :
• В первую очередь позаботьтесь о безопасности. Если вам нужно удалить всех людей, присутствующих в комнате в момент агрессии у ребенка, сделайте это. Не пытайтесь намеренно погрузить ребенка в такое состояние (это увеличивает риск для него самого и окружающих его людей в геометрической прогрессии). В момент возникновения агрессии, особенно в школьном классе, позаботьтесь о безопасности других учеников. Если вы работаете учителем в классе, в котором есть дети с особыми потребностями, разработайте план заранее. Как правило, вам будет достаточно всего двух помощников. Один из них берет на себя остальных учеников и выводит их из класса в случае необходимости, а другой помощник остается с вами и помогает справиться со «взрывом». Будет лучше, если ваши ученики пропустят несколько минут урока, чем, если вам придется объяснять их родителям, как случилось так, что их ребенок был травмирован другим учеником в классе.
• Не планируйте слишком сложных мероприятий на уроках или дома. Не злитесь на себя, если замечаете, что немного отстаете от вашего графика. Будьте гибкими. Вы сможете наверстать упущенное позже. Сначала следует убедиться, что все в безопасности - это является наиболее важной задачей.
• Позвольте себе расслабиться! Совершенно очевидно, что такие ситуации могут вызывать стресс и оказывать серьезное воздействие на ваше эмоциональное состояние. Легче сказать, чем сделать - но старайтесь не принимать все слишком близко к сердцу. Это трудно, когда вы работаете с ребенком на протяжении долгого времени, проводите бессонные ночи, обдумывая новый поведенческий план, теряете бесчисленное количество часов за дополнительной работой, а в результате у вас оказываются новые царапины на лице или пару следов от укусов. Постоянно напоминайте себе о том, что не стоит держать обиду на ребенка. Если вы работаете учителем или педагогом, по возвращению домой делайте то, что вам нужно сделать, чтобы расслабиться и восстановить силы. Поплачьте, выпейте бокал вина, поиграйте с детьми, приготовьте ужин, - что угодно!
• Не срывайтесь на специалистах. Не тратьте уйму времени на споры с поведенческими терапевтами и другими людьми, занимающимися работой с ребенком. Они находятся на одной странице с вами. Из всех людей они, вероятно, понимают ситуацию в наибольшей степени. Ваш спор либо негативные комментарии (которые кстати являются совершенно нормальными и приемлемыми в данной ситуации) приведут лишь к более негативной обстановке в классе вашего ребенка или в семье.
Если вы имеете дело со случаем серьезной агрессии - сделайте глубокий вдох и составьте план. Не всегда будет настолько трудно. Ситуация обязательно изменится в лучшую сторону, проявите терпение!
Источник: https://theautismhelper.com/faq-dealing-aggression/