lovmedgu.ru

Детерминанты агрессии

Видео: Social Psychological Theories of Aggression - Social Learning Theory

Р.Бэрон и Д.Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.

Значимость социальных детерминант обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». «На наше агрессивное поведение, пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, влияют присутствие и действия других людей из социального окружения»2. Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фруст-рации,т.е. блокированию разворачивания целенаправленного поведения, физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих.

Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия -жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации и, прежде всего, кино и телевидения.

По мнению вышеупомянутых авторов, ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними авторы понимают «устойчивые черты характера и наклонности». Перечень личностных черт, приводимых Р.Бэроном и Д.Ричардсон весьма разнообразен - от эмоциональной чувствительности и тревожности до установок, ценностных ориентации и самосознания личности. Несмотря на то, что все еще продолжается спор об относительной важности личностных, социальных и ситуационных детерминант в возникновении агрессии, нетрудно видеть, что в детском и подростковом возрасте роль индивидуальных детерминант агрессии чрезвычайно велика. Поэтому так важно более подробно остановиться именно на этом, индивидуально-личностном аспекте возникновения и развития агрессии.

При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия - агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивности. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему - агрессивности. В то же время иногда мы с удивлением вынуждены констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов - агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия. Действительно, многозначность понятия «агрессия» достаточно очевидна. Оно может быть употреблено и к бандиту, пытающемуся убить свою жертву, и к самой жертве, сумевшей убить бандита в порядке самообороны, и к стоматологу, вырывающему зуб у кричащего от боли пациента и т.д. Таких примеров не счесть.

О самой агрессии мы говорим тогда, когда она очевидна, т.е. проявляется в поведении или действиях человека. Вместе с тем вряд ли кому придет в голову назвать поведение стоматолога агрессивным, равно как и поведение защитившей себя жертвы. Возникает вопрос, какое поведение следует считать агрессивным?

А грессивное поведение - «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения,-пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный или мотивационный аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии.

Однако любое поведение - это всегда поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией. в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, поскольку сами по себе качества - это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством. С этой точки зрения взгляд на агрессивность как устойчивое качество личности - это всего лишь понимание того, что агрессивность есть предпосылка, возможность агрессивного поведения. Поэтому прав А.А.Реан, когда говорит, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение2.

Итак, если агрессивное поведение и агрессивность -это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной.

Факт агрессивного поведения - это всегда целостный акт, требующий проявления целостности на уровне всего человека. Следовательно, природа агрессивных форм поведения заключается не в отдельных психологических

образованиях, качествах или свойствах, а в рамках единой структурно организованной и цельной системы человека. Уже говорилось, что агрессивное поведение - это, прежде всего, целенаправленное и преднамеренное поведение, т.е. это сознательное поведение человека. И если это так, то ведущая роль в организации такого поведения, принадлежит таким личностным образованиям, которые характеризуют систему установок и ценностей личности, уровень сформированности ее самосознания. Иными словами, человека, демонстрирующего устойчивое агрессивное поведение должны отличать специфический набор установок и ценностных ориентации, специфическая структура его самосознания. Существуют ли факты, подтверждающие эту точку зрения?

В докторском исследовании И.А.Горьковой было показано, что ни отдельные психологические свойства личности, ни эмпатийные качества, ни экстернально-интер-нальные способы поведения, ни ценностные ориентации, взятые отдельно, в отрыве друг от друга, не отличают деви-антных подростков, активно проявляющих агрессивные формы поведения, от их законопослушных сверстников`. И только на уровне структурного анализа перечисленных параметров выявляются различия между ними. Наибольшие же различия проявляются на уровне сформированности, т.е. структурированности и интегрированности, параметров самосознания личности, своеобразного интегратора всех индивидных, субъектных и личностных свойств подростка, регулятора его поведения. Например, если в группе законопослушных подростков все основные составляющие самосознания тесно связаны между собой, то в группе девиантов только часть из них. Во-вторых, в структуре самосознания девиантов слабо развиты такие его параметры как актуальное и идеальное «Я»: очень мало связей с

личностными и поведенческими параметрами. Зато у них интенсивнее, чем в группе законопослушных, представлены связи личностных и поведенческих параметров с такими составляющими самосознания как сравнительная и потенциальная самооценка. Первая выражает субъективные представления подростков о собственной значимости (ценности) со стороны окружающих, а вторая - его возможные достижения в будущем. Таким образом, девиантные подростки как бы игнорируют свое настоящее «Я», для них неактуально идеальное «Я». Их представление о себе связано с оценкой себя в будущем и мнением сверстников. В этой связи становится понятным высокий уровень их конформности. Законопослушные подростки отчетливо демонстрируют противоположные тенденции. Они в большей степени опираются на представление о себе в настоящем, чем в будущем, у них высока роль идеального «Я». Качественное содержание актуального «Я» законопослушных подростков согласовано с их оценками себя в будущем, чего нет в группе девиантов. Все сказанное позволяет говорить о деформации самосознания девиантов, что соответствующим образом сказывается и на их поведении.

О мощном влиянии самосознания на агрессивные формы поведения свидетельствуют и наши собственные данные. Показано, что структура самосознания в группе подростков с агрессивными формами поведения в значительной степени деформирована. В частности, это касается образа идеального «Я» (одного из составляющих самосознания), а само его содержание значительно отличается от объективной характеристики. В этой же группе подростков параметры самосознания тесно связаны с агрессивными формами поведения: по данным факторного анализа показатели агрессивного поведения вместе с личностными характеристиками и параметрами самосознания, образуют два первых, наиболее информативных фактора. У законопослушных подростков параметры агрессивного поведения вошли в состав последнего, наименее значимого фактора и связаны они преимущественно с типами акцентуаций характера, а не свойствами личности и тем более параметрами самосознания.

В целом уровень структурированности и интегриро-ванности личностных показателей с параметрами самосознания в группе девиантов значительно ниже, чем в группе законопослушных.

Таким образом, истоки агрессивного поведения нужно искать в уровне сформированности личности человека и, прежде всего, - его самосознании.

Что касается природы агрессивности, то ее истоки находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности - гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям.

Разведение между собой агрессивности и агрессивного поведения позволяет уточнить место каждой из них в ходе развития ребенка. Поскольку проявления агрессивности есть следствие преимущественно нейродинамичес-кого и психодинамического уровней в структуре человека, генетически обусловленных, постольку ранний, дошкольный, младший школьный и младший подростковый периоды - это время максимального проявления этого качества. Максимального потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, т.к. отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля (сформированное самосознание). Именно поэтому детский и отчасти подростковый период - это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения.

По мере формирования и развития самой личности, в частности, ее самосознания агрессивность становится все более контролируемым параметром. Такая динамика становления агрессивных форм поведения, прежде всего, свидетельствует о том, что агрессия отнюдь не является неизбежным атрибутом поведения. Она говорит о возможности установления контроля над агрессией и указывает на конкретные механизмы, ответственные за этот контроль. Это - уровень развития личности в целом, в котором отражается мера ее структурированности и интегрирован-ности, а также уровень развития самосознания личности. Влияя на процесс его формирования, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаем условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения. Именно поэтому становится важным выяснение условий, способствующих становлению агрессивного поведения человека.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Детерминанты агрессии