Дисплазия при беременности
У 80% беременных женщин при недостаточности фолиевой кислоты в мазках имеется клеточная патология. Клеточные изменения, предшествующие явному дефициту фолиевой кислоты и ее солей, иногда наблюдаются также у небеременных больных. Такая недостаточность вызывает появление гиперхроматических ядер и изменение текстуры и количества цитоплазмы. Возможно, это происходит вследствие нарушения синтеза ДНК. После лечения фолатами в течение нескольких дней клетки снова становятся нормальными.
Беременные женщины при наличии патологии в мазках должны проходить кольпоскопическое обследование и периодически повторять его на протяжении всей беременности. Беременность, по всей вероятности, не инициирует возникновения дисплазии и не влияет на естественное течение этого ранее существовавшего процесса.
В ранние сроки беременности проведение кольпоскопии часто облегчается за счет чисто физиологического выворота нижних отделов цервикального канала, позволяющего свободно осмотреть зону трансформации даже в тех случаях, когда она находится в цервикальном канале, что наблюдается у 58% больных. В более поздние сроки застойные явления и гипертрофия шейки матки и стенок влагалища могут затруднить кольпоскопическое исследование шейки матки. Наблюдающиеся при беременности отек и цианоз шейки еще больше осложняют проведение кольпоскопии, так как маскируют различия и уменьшают контраст между белым цветом эпителия при дисплазии и естественным розовым цветом нормального плоского эпителия.
Цитологическое исследование и кольпоскопия не заменяют гистологическую диагностику дисплазии и не уменьшают ее значимость.
Для установления диагноза дисплазии обычно вполне достаточно бывает результатов однократной биопсии подозрительного участка.
Выскабливание стенок цервикального канала не следует производить позднее I триместра беременности во избежание повреждения плодного яйца. Обычно в этом и нет необходимости, поскольку стык плоского и цилиндрического эпителия и без того виден. Когда кольпоскопия не позволяет в достаточной мере оценить характер поражения из-за его размеров или особенностей локализации, а также если нельзя исключить возможное существование инвазивного рака, следует производить конизацию шейки матки. При хорошей технике проведения этой операции с использованием перевязки нисходящих ветвей маточной артерии и местной инфильтрации тканей сосудосуживающими препаратами частота осложнений бывает невысокой.
Конизацию во время беременности следует рассматривать как диагностическую, а не терапевтическую процедуру. Частота случаев рака, выявляемого в тканях шейки матки, полученных при гистерэктомии после родов у больных раком in situ, выше при выполнении конизации в III триместр беременности.
Роды через естественные родовые пути допускаются в тех случаях, когда больная страдает раком шейки матки in situ или у нее наблюдается слабо выраженная дисплазия. Многие онкологи выступают против родоразрешения через влагалище при наличии инвазивного рака шейки матки, ибо опасаются, что это может вызвать диссеминацию рака после раскрытия шейки и ухудшить прогноз у таких больных- эти положения пока спорны.
Больным с раком шейки матки, in situ, не желающим больше иметь детей, часто предлагают родоразрешение путем кесарева сечения с последующей гистерэктомией. Ввиду высокой операционной смертности и опасности неполного удаления шейки матки эта операция должна производиться только опытным хирургом.
Радикальное лечение рака шейки матки in situ лучше отложить до послеродового периода, когда в безопасных условиях можно произвести конизацию или гистерэктомию.
O.М.Copьepo