lovmedgu.ru

Тренинг отцовствования и материнствования

В ходе этого тренинга ведущий должен подготовить пару к естественным родам, сознательному родительствованию и профилактике послеродовой депрессии. Если все предыдущие тренинги были пройдены качественно, то пара в период родов не перекладывает ответственность на специалистов, а мобилизует собственные силы.



Занятие 1

I. Ритуал создания группы – 5—7 мин.

На этом этапе тренинга участникам достаточно подтвердить свое желание участвовать в группе- в знак согласия все берутся за руки, мысленно произнося: «Я буду работать в группе, чтобы тебе, мой малыш, было хорошо. Я помню о главном. Я научусь понимать и принимать себя и других».

II. Упражнения, усиливающие сплоченность группы

«В натуре» – 10 мин. Цель: научить участников группы оценивать и выражать себя перед другими.

Участник группы выходит в центр и замирает в «скульптуре», выражающей его психологическую сущность, а остальные пытаются понять, что именно он хочет выразить такой «психологической скульптурой». Скульптором для самого себя должен побыть каждый участник группы.

III. Упражнение на взаимное восприятие

«Разговор больших пальцев» – 5 мин.

Партнеры в паре большими пальцами ведут «разговор» друг с другом. При этом их пальцы могут толкать и поглаживать, нежно обвивать друг друга и т. п. Ведущий предлагает обменяться какой-либо информацией пальцами, завести разговор на какую-то тему. Через фиксированное время, например одну минуту, партнерам предлагают выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения.

При обсуждении в группе каждый участник делится впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что препятствует взаимопониманию.

IV. Телесно-ориентированные упражнения

В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28—32-я неделя) целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большого количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики возможного застоя в нижних конечностях. Одновременно беременная должна научиться полностью расслаблять все мускулы. С этой целью рекомендуется периодически напрягать и расслаблять различные группы мышц. Эти упражнения целесообразно проводить сидя или в положении на коленях и на локтях. В заключительный период беременности следует много ходить, соблюдая активный двигательный режим, сочетая упражнения на регулировку дыхания с упражнениями, направленными на расслабление мышц.

Особое внимание на этом этапе тренинга придается развитию и закреплению навыков, важных при родовом акте, таких как волевое напряжение и расслабление мышц брюшной стенки, тазового дна и тренировка дыхания с задержкой вдоха, выдоха и последующим полным расслаблением тела. С этой целью используются упражнения, имитирующие позы при потугах. При этом участники группы осуществляют самоконтроль за частотой дыхания, пульса, величиной артериального давления до и после упражнений.

«Рождество» – 20 мин. Цель: отбор упражнений, которыми нужно пользоваться во время родов.

Необходимо различать три состояния во время родов:

1. Раскрытие шейки матки.

2. Позывы и рождение ребенка.

3. Рождение детского места, или последа.

В первых двух состояниях следует учитывать два момента: схватки и паузы. В период раскрытия шейки матки необходимо установить контроль над дыханием. В момент схватки дыхание должно быть брюшным и глубоким. При болезненных схватках нужно проводить мысленный счет, согласованный с дыханием. Обычно цикл дыхания (вдох – выдох – пауза) длится 5 сек. Продолжительность схватки – 50 сек. Женщина отнимает от 50 сек 5 сек и мысленно говорит себе: «Мне осталось 45 секунд». После каждого цикла дыхания эта цифра уменьшается на 5 сек. Такой контроль над продолжительностью схватки ослабляет восприятие боли.

Согласно последним научным данным, можно представить этиологию боли при родах в виде цепочки: возникновение тревоги и страха перед беременностью и родами – накопление и развитие драматических ожиданий и опасений в процессе социализации – кульминация страха в период родовой деятельности – выброс адреналина в кровь – судорожное напряжение мышц (как адаптивная реакция на страх, поскольку бегство невозможно) – сдавливание мышечных сосудов – дефицит крови и кислорода в мышцах матки – субъективное ощущение боли.

Как показал опыт, знание подобной цепочки помогает роженице контролировать мышечное напряжение, не тратя понапрасну сил, что, в свою очередь, позволяет ей оставаться расслабленной в момент схватки. Но это расслабление не пассивное, а активное, оно подчинено воле.

В этот период применяются формулы самовнушения: «Я спокойна. Схватка – показатель родовой деятельности. Постепенно схватка будет усиливаться. Дыхание у меня ровное, глубокое. Мышцы расслаблены. Схватка заканчивается. После этого будет период отдыха».

Между схватками женщина применяет приемы расслабления, начиная с мышц лица и кончая мышцами нижних конечностей. Самовнушение в период между схватками осуществляется с помощью повторения формул: «Я спокойна. Я контролирую себя. Мое дыхание ровное, спокойное. Мышцы лица расслаблены. Расслаблены мышцы плеч, предплечий, кистей. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы. Расслаблены мышцы промежности, ягодиц. Полностью расслаблены мышцы бедер, голени. Между схватками мой организм отдыхает. Роды у меня протекают благополучно. Я спокойна. Я хорошо ощущаю шевеление моего ребенка. Состояние ребенка хорошее. Я за него спокойна. Мы вместе».

В период изгнания плода необходимо чередование мышечного напряжения в момент потуги и полное расслабление между потугами. В момент потуги следует повторять формулы: «Вдох. Напрячь мышцы живота. Плавно усилить давление на низ. Давление сильнее и сильнее. Ребенок все дальше продвигается по родовым путям. Плавный выдох». За время одной потуги это повторяют трижды.

Женщина должна быть внутренне настроена на то, что с рождением ребенка роды не закончились. Только после того, как отойдет послед, можно по-настоящему расслабиться.

Если пара не уверена, что запомнила порядок выполнения упражнения, то рекомендуется в ходе тренинга внести в дневник его схему.

V. Анализ видеофильма – 10 мин.

Просмотр видеофильма о нетрадиционных методах родов.

Пары, прошедшие подготовку к родительствованию, не обязательно должны рожать дома, но они должны знать о существующих методах родов и самостоятельно принимать решение.

VI. Анализ домашнего задания и обсуждение результатов – 10 мин.

При анализе домашнего задания все рисунки вывешиваются на доске и группа начинает обсуждение. Сначала вся группа говорит о том, что хотел выразить автор и как они поняли его рисунок, а затем говорит автор рисунка. Обсуждаются также расхождения в интерпретации рисунка группой и самим автором. При интерпретации обращают внимание на содержание рисунка, средства выражения, цвет, форму, композицию.

После того как все работы вывешены, можно предложить участникам разбить все рисунки по парам (т.е. определить, какие два рисунка соответствуют каждой тренинговой диаде).

Домашнее задание

Участникам предлагается ответить на вопросы, которые помогут оценить, как они воспринимают свое тело, как перерабатывают сенсорные впечатления и информацию от окружающей среды. При анализе домашнего задания ведущий акцентирует внимание на то, как информация, получаемая через ощущения, подвергается цензуре на основе усвоенных ценностей и стандартов.

Эти вопросы, взятые из практики позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкяна, помогут осознать влияние Я-концепции на отношения в паре, пробудить состояние

Я-ребенок – источник родительской интуиции.

Напечатанные вопросы выдаются участникам группы:

1. Какие у вас есть соматические жалобы? Ощущаете ли вы где-нибудь дискомфорт?

2. Как вы оцениваете свою внешность?

3. Вы ощущаете свое тело как друга или врага?

4. Важно ли для вас, чтобы ваш партнер обладал хорошей внешностью?

5. Какое из пяти чувств наиболее значимо для вас?

6. Какой частью тела вы реагируете, когда злитесь?

7. Как реагирует ваш партнер (ваша семья), когда вы заболеваете?

8. Что вы делаете, когда ваш партнер болен?

9. Вам требуется много сна или совсем немного?

10. Как болезни влияют на ваше ощущение жизни и ожиданий на будущее?

11. Придает ли ваша семья большое значение хорошей внешности, занятиям спортом и физическому здоровью?

12. Когда вы были ребенком, кто из вашей семьи ласкал, целовал вас и был нежен с вами?

13. Когда вы были ребенком, много ли внимания уделяли в вашем доме хорошей и обильной пище? Каков был ваш девиз?

14. Как реагировали ваши родители, когда вы играли со своим телом (сосание пальцев, мастурбация и др.)?

15. Как вас наказывали в детстве за игру со своим телом (шлепки, брань, угрозы, крик, лишение пищи, лишение любви и т.д.)?

16. Продолжали вы ходить в школу, если заболевали?

17. В детстве ложились ли вы немедленно в постель, когда заболевали?

18. Когда вы были ребенком, кто ухаживал за вами во время болезни?

19. А как будет в вашей новой семье?

Эти вопросы помогут сформировать телесный компонент Я-концепции и определить, какие требования предъявлять будущему ребенку.



Занятие 2

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Снежный ком» – 5—7 мин.

Для разминки в «Тренинге зрелого отцовствования и материнствования» мы избрали психогимнастику. Так как напряжение, скованность и тревога в ожидании приближающихся родов могут нарастать, страх перед необходимостью налаживания неформальных контактов в роддоме усиливается, то занятия нужно начинать с упражнений, целью которых является уменьшение напряжения. Такие упражнения подаются как тренинг навыков общения с будущим ребенком. Начинать можно с упражнения на развитие внимания и творческого воображения.

Участники группы образуют круг. Один из них начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом воображаемый предмет обходит весь круг.

Лучше, если тему задает ведущий (например: вся семья опаздывает на работу и надо срочно одеть ребенка- ребенок плачет, нужно устранить причину его беспокойства).

II. Упражнение на принятие себя

«Чувственное осознание» – 15 мин. Цель: научиться принимать информацию, поступающую извне через органы чувств: обоняние, осязание, зрение, слух, вкус- познать мир чувствами ребенка (это учит способности эмпатического сопереживания с ребенком).

Ведущий выкладывает в центр круга различные предметы, лучше, если среди них будут погремушки, соски и другие атрибуты раннего детства (материал разного цвета, формы, размеров).

Участникам предлагают внимательно осмотреть предметы, попадающие в их поле зрения, и отметить каждую вещь. Какова ее форма, размер, фактура, какого она цвета, как освещена, как лежат на ней тени и т.д.

Инструкция ведущего: «Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденного. Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: „Вот мяч, он лежит на полу, ковер грязный, почему здесь не убирают?..“, то вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает вас к вашим мыслям и рассуждениям. От вас же требуется только видеть предметы, как будет видеть их ваш новорожденный малыш, не знающий их названий.

Теперь закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешнего мира, прислушайтесь Что вы слышите? Может быть, раньше вы не слышали этих звуков, а теперь осознали, что они есть?

А теперь сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах вы ощущаете? Запах воздуха

Поднесите к лицу вашу руку, прикоснитесь к себе, как вас касалась мама Знаком ли вам этот запах? Ощущали ли вы его раньше?» (Некоторые участники отмечали, что в этот момент чувствовали запах материнского молока.)

К следующей части задания должно быть готово угощение (можно в качестве домашнего задания попросить каждого принести себе что-нибудь вкусное, что ассоциируется у него с детством). Не открывая глаз, участники тренинга кладут себе в рот кусочки угощения. «Почувствовали ли вы сначала запах, а потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у вас после того, как вы проглотили последнюю крошку.

Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза».

Обсуждение упражнения проходит по схеме:

? Анализ ощущений себя-взрослого и себя-ребенка. Удалось ли найти разницу в ощущениях?

? Что было легко сделать, что – труднее? Что вызывало раздражение? Какие ощущения развиты у вас меньше? Что мешает чувственному осознанию в обыденной жизни?

III. Телесно-ориентированные упражнения – 5 мин.

Это управление жизненными энергиями посредством дыхания («пранаяма»). Такой метод дыхания описывается в литературе по йоге под названием «полное дыхание».

Вдох по возможности должен начинаться через нос. Это предпочтительнее дыхания через рот из-за способности носовых ходов фильтровать и обогревать поступающий воздух. На вдохе живот выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять 2—3 сек.

Паузы после вдоха быть не должно. Вдох должен плавно переходить в начало выдоха. Выдох. Воздух выдыхается (через рот или нос, как удобнее). Продолжительность выдоха составляет 2—3 сек.

Пауза после выдоха. Эта пауза должна продолжаться только 1 сек, и затем вновь начинается плавный вдох.

IV. Анализ видеоматериалов – 15 мин.

Просмотр фильма о родах. Лучше, если это будет не научно-популярный фильм, а домашнее видео родов одной из женщин, прежде участвовавшей в «Тренинге зрелого отцовствования и материнствования».

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Участникам было предложено ответить на вопросы для того, чтобы можно было поговорить о таком компоненте Я-концепции, как тело.

Домашнее задание

Вопросы для исследования деятельностного (разум) компонента Я-концепции. Мышление и разум позволяют систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать свою деятельность.

1. Каким видам деятельности вы бы отдали предпочтение? Удовлетворены ли вы своей профессией?

2. Какие виды деятельности трудны для вас?

3. Важно ли для вас всегда демонстрировать высокие достижения?

4. Чем вы больше всего интересуетесь (физические, интеллектуальные, эстетические виды деятельности, организационные задачи и т. д.)?

5. Легко ли вам признать достижения вашей супруги (супруга) и детей?

6. Считаете ли вы себя и своего партнера умными?

7. Когда вы оцениваете человека, насколько важны для вас его интеллект и социальный статус?

8. Трудно ли вам принимать решения?

9. Чем вы больше заняты – вашей карьерой или вашей семьей?

10. Чувствуете ли вы себя комфортно, когда вам нечего делать?

11. Кто из ваших родителей выше ценил достижения?

12. Кто из членов вашей семьи играл с вами в детстве?

13. Кого больше заботили ваши домашние задания?

14. Как вас наказывали в детстве за ошибки?

15. Говорили ли вам в детстве родители, почему вы должны что-то делать?

16. Понимали ли родители ваши интересы?

17. Какие переживания наиболее типичны для ваших школьных лет?

18. Как вас награждали за достижения?



Занятие 3

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Бегущая по волнам» – 5—7 мин. Цель: снять напряжение и научиться презентовать свое тело.

Участникам группы предлагается вначале самостоятельно, а потом в тренинговых парах выполнить простейшие движения: пройти по воде, гордо и независимо, как если бы вы снимались в рекламном ролике, пробраться по лужам, зайти в реку.

Обсуждение проходит по схеме:

? Какая качественная разница была в этих трех состояниях?

? Мешает ли выполнению задания партнер или облегчает его?

II. Упражнение на принятие другого

«Компас» – 5 мин.

Вся группа закрывает глаза. Один из участников передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью других средств. Таким образом, одно и то же чувство, выраженное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот, кто передал чувство, открывает глаза, оценивая происходящее. Один раз чувство передают по часовой стрелке и один – против.

III. Телесно-ориентированные упражнения – 5—7 мин.

Это дыхательное упражнение является разновидностью метода «Подсчета дыхания» в технике йога.

Вдох по возможности должен начинаться через нос. Живот немного выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять 2 сек, ее следует подсчитывать про себя (для этого можно произносить числа: 501, 502, 503 и т.д. или одна тысяча, две тысячи, каждое занимает примерно секунду).

После двухсекундного вдоха следует сделать паузу. Ее продолжительность должна равняться 1 сек.

Воздух выдыхается. После чего должен последовать вдох.

Ведущий должен внимательно следить за тем, чтобы у беременных женщин не возникало головокружения.

Затем повторяется упражнение «Рождество» – 10 мин.

IV. Анализ видеофильма – 20 мин.

Просмотр видеофильма, отснятого одной из тренинговых пар.

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов тренинга – 10 мин.



Домашнее задание

А. Участники группы отвечают на вопросы, касающиеся социальной сферы и традиций. Эти вопросы помогают оценить способность развивать и поддерживать отношения с собой, со своим партнером, семьей, другими людьми. Социальное поведение человека определяется его личным опытом и традициями, усвоенными критериями выбора, которые и должны проанализировать участники тренинга.

1. Кто в вашей семье более открыт для контактов?

2. Кто в вашей семье больше любит приглашать в дом гостей?

3. Что сильнее всего могло бы помешать вам пригласить гостей: расходы- то, что гости могут нарушить порядок- то, что гости – это много хлопот- то, что некоторых гостей приходится ждать- опасение недостаточно хорошо принять ваших гостей и т. д.?

4. Как вы себя чувствуете, находясь на многолюдной вечеринке?

5. C какими людьми вам трудно устанавливать контакты?

6. Что вам легче: устанавливать контакты или поддерживать их?

7. Тяжело ли вам отказываться от любимых привычек?

8. Что для вас значит традиция?

9. Придерживаетесь ли вы семейных (религиозных, политических) традиций?

10. Сильно ли вас беспокоит, что могут сказать другие?

11. Кто из ваших родителей был общительнее?

12. Было ли у вас в детстве много друзей или вы мало общались?

13. Когда к вашим родителям приходили гости, разрешалось ли вам присутствовать при них?

14. Будучи ребенком, к кому вы могли обратиться, если у вас были проблемы?

15. Важен ли для вас контакт с родственниками?

16. Было ли у вас в детстве много товарищей по играм или вы обычно играли в одиночку?

17. Когда вы были ребенком, придавали ли ваши родители особое значение примерному поведению и вежливости?

18. Какие ваши переживания связаны с этими вопросами?

В. Участники группы выполняют телесно-ориентированныеупражнения в паре, желательно, чтобы беременная женщина проводила их также и перед сном.



Занятие 4

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Глас в пустыне» – 5 мин. Цель: научиться понимать другого и выражать свои чувства невербально.

Каждый участник группы выходит в центр и, обращаясь к любому другому участнику, пытается его о чем-то попросить (например: чтобы ему уступили место, подержали ребенка, подали руку, помогли беременной женщине остановить машину и сесть в нее и т. п.).

II. Телесно-ориентированные упражнения

Это модифицированный и дополненный метод Дж. Эверли для ускоренного (30—60 сек) достижения состояния релаксации. Исследования показали, что он эффективно снижает мышечное напряжение и субъективное ощущение тревоги, а также в некоторой мере снижает частоту сердечных сокращений. Основным механизмом для достижения этих целей тут является глубокое дыхание.

Инструкция ведущего: «Займите удобное положение. Положите левую руку ладонью на живот, точнее – на пупок. Теперь положите правую руку на левую так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Подумайте о бесценном внутри вас.

Представьте себе уникальный сосуд, находящийся внутри вас – там, где лежат руки.

Вдохните все самое лучшее из воздуха. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний сосуд. По мере заполнения сосуда ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что сосуд целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, продолжается в средней и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха должна составлять 2 сек.

Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри сосуда. Повторяйте про себя фразу: «Все хорошо. Мое тело спокойно». Этот этап не должен продолжаться более 2 сек.

Медленно начните выдыхать, высвобождая воздух из сосуда. По мере того как вы это делаете, повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». С выдохом ощущайте, как опускаются приподнятые ранее живот и грудная клетка. Продолжительность выдоха не меньше 4—5 сек».

После того как техника упражнения отработана, тренинговый партнер садится сзади от беременной женщины и обнимает ее за живот так, как ей удобно- упражнение повторяется снова.

Домашнее задание

Интуиция связана со сновидениями и воображением – процессами, которые участвуют в формировании Я-концепции. Интуиция и воображение выходят за пределы непосредственной реальности и могут включать в себя смысл деятельности, смысл жизни, картины будущего и утопии.

1. Кто в вашей семье придает большее значение воображению?

2. Часто ли вам приходит в голову хорошая идея?

3. Бывает ли вам иногда фантазия ближе, чем реальность?

4. Чем вы поглощены в своих фантазиях: телом (секс, сон, спорт), карьерой (успех, неудача), контактом с другими людьми или будущим (желания, философия, религия)?

5. Склонны ли вы цепляться за прошлое?

6. Думаете ли вы иногда о том, какой была бы ваша жизнь с другими партнером, при другой профессии и т.д.?

7. Каким чертам вашего партнера вы придаете наибольшее значение в ваших фантазиях?

8. Любите ли вы думать о будущем? Любите ли вы читать фантастику?

9. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о самоубийстве?

10. Если бы вы могли поменяться с кем-нибудь местами на неделю, кем бы вы предпочли стать? Почему?

11. Если бы вы на день стали невидимым, как бы вы провели это время?

12. Кого вы выбрали в качестве образца для себя?

13. Можете ли вы вспомнить свои детские фантазии?

14. Кто из членов вашей семьи больше понимает фантазии и мечты?

15. Как вы относитесь к искусству (живописи, музыке, литературе)? Рисуете ли вы сами? Если да, то, что выражают ваши картины?

16. Как вы представляете себе жизнь после смерти?

17. Какие ситуации вспоминаются вам в связи с этими вопросами?

Дополнительные методики для работы с беременными женщинами в группе

В процессе «Тренинга сознательного отцовствования и материнствования» самое важное – это мобилизация собственных ресурсов: научиться «стоять на собственных ногах», находить оптимальные формы связи с окружением. Техники, описанные выше, не представляют собой единственно возможного варианта, ведущий должен выбирать упражнения, опираясь на свой опыт.

Начинать тренинг можно с психогимнастических упражнений, поскольку беременные женщины на ранних сроках нередко стесняются своего тела, такие упражнения снимают мышечную скованность, а концентрация внимания способствует включенности и сплачивает группу.

Упражнение «Гимнастика с запаздыванием». Вся группа повторяет за одним из участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнений постепенно нарастает.

Упражнение «Передача ритма по кругу». Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Другая группа упражнений направлена на снятие напряжения и состоит из простейших движений: я иду по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы домой и т. д. Имеет диагностическую ценность такое упражнение: беременным женщинам предлагают показать, как они идут на очередное обследование к врачу-гинекологу.

Упражнение «Незаконченное дело». Оно применяется в начале работы. Упражнение предназначено для улаживания и завершения разного рода дел, ситуаций и действий, начатых в прошлом. Участники группы страдают от нерешенных вопросов взаимоотношений с родителями, родственниками и т.д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из межличностной сферы – это невысказанные жалобы и претензии. Такие незаконченные дела отвлекают на себя внимание и поглощают энергию.

Участникам группы предлагают завершить какое-либо дело. Например, если это невыраженное чувство по отношению к члену группы, участнику предлагают выразить свое чувство напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися со слов «Я обижен»

Выбор упражнений для разминки, а также длительность этой части занятия определяется общей внутригрупповой ситуацией и фазой развития группы.

Из упражнений, связанных с тренировкой понимания невербального поведения и способности выражать свои чувства и мысли невербально, особого внимания заслуживают следующие:

Упражнение 1. Надо договориться о чем-либо с другим человеком с помощью жестов («разговор через стекло»). Можно также использовать тактильные ощущения, так как беременные женщины чувствуют сенсорный голод.

Упражнение 2. Следует невербально изобразить то или иное чувство, состояние (радость, раздражение, гнев, обиду, сочувствие и т.д.)- психологические особенности своего партнера по тренинговой диаде: каков я есть, каким бы хотел быть, каким кажусь окружающим.

Ниже приводятся некоторые известные упражнения, которые не вошли в программу, но могут быть использованы в ходе тренинга при возникновении соответствующих потребностей. Цель упражнений, взятых из гештальттерапии, – снятие блокировки и стимуляция процесса развития, реализация возможностей и целей и, прежде всего, создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции.

Упражнение «Диалог». В человеке существуют различные противоположности, фрагменты личности. Одна из целей данного упражнения – повышение интеграции личности, для чего требуется идентифицировать расщепленные или противоборствующие фрагменты личности, преодолеть внутренние барьеры и установить связи между этими фрагментами.

Ведущий предлагает провести эксперимент: найти какой-то внутренний конфликт, отождествиться с каждой его частью по очереди и провести диалог между частями. С помощью диалога участник группы может полнее осознать манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и обрести способность эффективнее управлять собой. Подобные диалоги можно проводить между различными значимыми полюсами личности: между агрессивным и пассивным, мужским и женским и т. п. Можно также провести диалог между частями тела, например правой и левой рукой.

Упражнение «Хождение по кругу». Это упражнение позволяет участнику непосредственно выразить свои чувства другим членам группы. Например, если участник говорит, что испытывает страх к остальным членам группы, ему можно предложить поочередно приблизиться к каждому и произнести слова «Я тебя боюсь», а затем добавить какое-нибудь замечание, отражающее особенности его чувств по отношению к данному человеку. Это зачастую позволяет точнее понять собственные переживания и связи с окружающими. Таким методом можно также работать над своим отношением к определенному мнению или представлению о себе и других людях. Многократное повторение фразы, выражающей какое-то глубоко укоренившееся убеждение, может изменить его значение и содержание для клиента. Можно использовать также и невербальный язык.

Упражнение «У меня есть тайна». Упражнение позволяет исследовать чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно оберегаемом личном секрете. Ведущий просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы отреагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Далее можно предложить каждому участнику похвастаться перед другими тем, какую «страшную тайну» он хранит в себе. Довольно часто люди неосознанно привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

Упражнение «Преувеличение». При работе с беременными женщинами много внимания следует уделять так называемому «языку тела». Часто физические действия передают чувства человека более точно, чем речь. Непроизвольные движения, жесты, позы иногда являются важными сообщениями. Однако эти сигналы остаются недосказанными, искаженными. Предложив участнику группы преувеличить невольное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Упражнение «Репетиция». По мнению Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто неуспех в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как человек в воображении готовится к этим ситуациям. Такая мысленная подготовка нередко проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

Приложение

Тест отношений беременной

Тест содержит три блока утверждений, отражающих (Эйдемиллер и др., 2003):

A. Отношение женщины к себе, беременной.

Б. Отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя».

B. Отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих.

В каждом блоке есть три раздела, соответствующие различным понятиям. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологической компоненты гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее точно соответствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе, беременной) представлен следующими разделами:

I. Отношение к беременности.

II. Отношение к образу жизни во время беременности.

III. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами: I. Отношение к себе как к матери.

II. Отношение к своему ребенку.

III. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:

I. Отношение ко мне-беременной мужа.

II. Отношение ко мне-беременной родственников и близких.

III. Отношение ко мне-беременной посторонних людей.

Приводим данный тест полностью.

Инструкция: «Просим вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее ваше состояние».







После выполнения задания женщине предлагают перенести результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (табл. 3.1).

В нижней строке таблицы – «Всего» – выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» – отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» – гипогестогнозический, «Э» – эйфорический, «Т» – тревожный, «Д» – депрессивный.

Если в результате по одному их типов ПКГД получено 7—9 баллов, этот тип можно считать определяющим. Если ни один тип ПКГД не выделяется по баллам, нетрудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррекции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются набранные баллы, а по горизонтали – типы ПКГД.

Таблица 3.1

Таблица для внесения результатов обследования по «Тесту отношений беременной»



Таблица для внесения результатов обследования по «Тесту отношений беременной»



Тест позволяет не только определить тип ПКГД, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.

На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различных тактик дородовой подготовки.

Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.

Вторую группу можно назвать «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный тип ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный тип ПКГД, но где выраженность клинических проявлений значительно сильнее, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет на ранних этапах выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин, связать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой гипогалактии – недостатка грудного молока, послеродовых невротических и психических расстройств.



Проективная методика «Я и мой ребенок»

Методика «Я и мой ребенок» позволяет оценить, как беременная воспринимает себя и своего будущего ребенка. Основное преимущество данной методики заключается в том, что эта оценка достаточно полная, а полученные данные надежнее, поскольку тут практически отсутствует влияние неискренности женщины и ее желания подстроиться под социальные ожидания. Недостаток методики состоит в том, что женщина с высокой вероятностью может отказаться ее выполнять, объяснив свой отказ неумением рисовать или другими причинами.

Женщину просят нарисовать, как она представляет себя и своего будущего ребенка. По результатам можно судить о наличии того или иного стиля восприятия беременности.

Интерпретация проводится по признакам рисунка, позволяющим отнести восприятие беременности к тому или иному стилю.

1. Адекватный стиль

Формальные признаки

Хорошее качество линии- рисунок расположен в центральной части листа- размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе)- при наличии развернутого сюжета (с дополнительными, кроме фигур матери и ребенка, деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа- отсутствие стирания, зачеркивания, перерисовок, рисунка на обратной стороне листа- отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд- положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки

Присутствие на рисунке женщины и ребенка- образы себя и ребенка не заменены на растения, животных, неживые объекты, символы- соразмерность фигур матери и ребенка- отсутствие других людей- дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не доминируют над фигурами матери и ребенка- наличие совместной деятельности матери и ребенка- наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку)- ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках, – нормальный признак)- прорисовка лица ребенка- все фигуры нарисованы лицом к зрителю- возраст ребенка приближается к младенческому с первого к третьему триместру, после родов – ребенок в настоящем возрасте.

2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности (склонность к тревожному или амбивалентному стилю)

Формальные признаки

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии- недостаточно крупный рисунок- расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов- есть линия основания- небольшая штриховка.

Содержательные признаки

Присутствие на рисунке женщины и ребенка без замены образов- фигура ребенка слишком большая или маленькая- наличие мужа, других детей- большое количество дополнительных предметов, их относительно большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры- ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или держит деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы- все фигуры лицом к зрителю или в профиль- совместная деятельность может отсутствовать- возраст ребенка при беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов – настоящий возраст.

3. Тревога и неуверенность в себе (тревожный или амбивалетный стиль, иногда эйфорический)

Формальные признаки

Плохое качество линии- рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу- наличие линии основания, штриховка в большом количестве.

Содержательные признаки

Присутствие на рисунке женщины и ребенка без замены образов- фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая- большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды- недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация- отсутствие совместной деятельности- контакт с ребенком незначителен или женщина рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно, протянутые друг к другу руки без прямого контакта- наличие на рисунке нескольких членов семьи, матери женщины- большое количество дополнительных предметов, их относительно большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист- возраст ребенка при беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов – настоящий возраст.

4. Конфликт с беременностью (отвергающий или игнорирующий стиль)

Формальные признаки

Отказ от выполнения- переворачивание, сгибание листа- наличие стирания, перерисовки, зачеркиваний- большие пятна черного цвета- неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки

Отсутствие на рисунке женщины или ребенка- замена образа ребенка или женщины на растение, животное, символ- отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком- ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери)- ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери, или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.)- большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка- фигуры повернуты спиной- отсутствие у фигур лица, реже – туловища- большое количество дополнительных предметов, их относительно большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист- возраст ребенка дошкольный, реже – ранний, к концу беременности не снижается или даже увеличивается, после родов – ребенок относительно старшего, редко – младшего возраста, чем в настоящем.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Тренинг отцовствования и материнствования