lovmedgu.ru

Тренинг творческой акмеолизации

Видео: ОПАСНОСТИ ТРЕНИНГОВ...

Занятие 1

I. Ритуал создания группы

Принятие правил работы в группе – 15 мин.

Поскольку в идеале группа встречается для совместной работы уже в третий раз, участникам можно предложить самим выработать правила группы, учитывая слабые места прежних.

Ведущему следует помнить об основных правилах:

1. Не опаздывать.

2. Заботиться о конфиденциальности.

3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

4. Быть искренним.

5. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.

6. Стремиться слушать говорящего, стараясь его не перебивать.

7. Стремиться проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях в ходе работы группы.

8. Право высказывать свое мнение по любому вопросу.

9. Использовать обращение на «ты» во время работы.

10. Сообщать о своих трудностях, мешающих работе группы (необходимость пропустить занятие, прийти или уйти раньше).

11. Высказываться от своего имени (не от имени пары) и о том, что воспринято, прочувствовано, происходит здесь и сейчас.

12. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

13. Все участники группы равны, то есть тренинговый партнер беременной женщины выполняет телесно-ориентированные упражнения наравне со всеми.

II. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Знакомые все лица!» – 5—7 мин.

Именные карточки сохранились, но каждый участник может изменить имя. Если группа работала в этом составе прежде, то можно предложить каждому на отдельном листе записать тренинговые имена остальных участников и ожидаемые изменения. После того как вся группа справилась с заданием, участники прикрепляют новые или прежние карточки. Высказываются все по кругу либо по желанию.

Обсуждение проходит по схеме:

? Что существенно изменилось с момента последней встречи?

? Что заставило вас изменить имя?

? Сколько совпадений своих прогнозов вы насчитали?

? Почему вы ожидали, что такой-то изменит свое имя?

III. Упражнение на взаимное восприятие

«Сиамские близнецы» – 15 мин. Цель: почувствовать разницу между образом другого человека, основанным на системе домыслов, ожиданий, обобщений, и реальным впечатлением от человека.

Участники тренинговой пары (вызвавшиеся по желанию) договариваются между собой, кто за кого будет сейчас отвечать. На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал напарник. Напарник слушает и мысленно отмечает, в чем отвечающий за него был прав, а где ошибся. Желательно, чтобы все тренинговые пары выполнили упражнение.

Вопросы можно задавать любые, но предпочтительнее вопросы о трудности воспитания детей, неоднозначности периода беременности, страхах материнства и отцовства, предстоящих родах, профессиональном выборе женщины после рождения малыша и т.п. Вопросы формулируются в виде неоконченных предложений: «Если мой ребенок не будет слушаться меня, то»- «Если у меня не будет молока»- «Я выйду на работу, когда» и т. д.

Обсуждение результатов проходит по схеме:

1. Впечатления молчащего партнера (он сообщает о совпадениях и поразивших его ошибках).

2. Впечатления отвечавшего партнера (он отмечает, почему ему было легко или трудно отвечать).

3. Группа обсуждает, почему именно этой паре были заданы такие вопросы, а не другие.

4. Обсуждение впечатлений и ожиданий участников, задававших вопросы.

IV. Телесно-ориентированные упражнения

С 17-й до 31-й недели особое внимание уделяется упражнениям, направленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые несут нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным плоскостопием. Для этого используются движения, способствующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, многие упражнения выполняются с гимнастической палкой.

«Метроном» – 10 мин. Цель: научить участников группы регулировать ритм сердцебиения.

Следует отрегулировать частоту дыхания по пульсу так, чтобы продолжительность вдоха и выдоха соответствовала определенному количеству ударов. Например, 3 удара пульса на вдохе и 3 на выдохе. Затем начинаем менять ритм дыхания, то учащая, то замедляя его, по-прежнему контролируя ритм дыхания. Если при изменении дыхания изменяется ритм пульса, цель достигнута.

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Проходит по схеме, описанной в предыдущих тренингах. Один из вопросов ведущего, адресованных группе, сводится к следующему: «Что существенное и необходимое для вашего становления как матери и отца отсутствует на тренинге?»

Домашнее задание

1. Запишите все свои удачи периода беременности.

2. Разработайте эскиз одежды, которая предотвращала бы депрессию периода беременности и обеспечивала комфорт будущему малышу.



Занятие 2

I. Упражнения, усиливающие сплоченность группы

«Тандем» – 10 мин. Цель: научить участников группы взаимопониманию и внимательности друг к другу.

Проводится в тренинговых парах. Задача пары заключается в том, чтобы научиться выбрасывать одновременно одинаковое количество пальцев, не сговариваясь. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающих каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.

«Термометр» – 5—7 мин. Цель: развить тактильную восприимчивость, самим оценить навыки саморегуляции.

Группа разбивается на пары. Один из партнеров внутренними усилиями, самовнушением пытается слегка поднять температуру одной из своих ладоней или охладить другую. Когда это, по его мнению, получилось, он делает знак напарнику, который, ощупывая ладони партнера, должен определить, какая из ладоней горячее. После этого партнеры меняются ролями.

II. Телесно-ориентированные упражнения

«Нирвана» – 10 мин. Цель: сознательный контроль над ощущениями тела (появление ощущения прохлады в области лба).

Надо сделать несколько вдохов через рот и почувствовать прохладу вдыхаемого воздуха. Перейдя на обычное носовое дыхание, надо постараться сохранить ощущение прохлады при вдохе, особенно по контрасту с выдыхаемым воздухом. Фиксация внимания на температурном контрасте создает ощущение прохладного ветра в верхней части лица, дыхание становится легким и свободным. После выполнения упражнения возникает ощущение «отдохнувшего мозга».

III. Анализ видеоматериалов — 15 мин.

Просмотр видеофильма или фотоальбома на тему «В ожидании ребенка», сделанного одной из тренинговых пар.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы — 10 мин.

В ходе обсуждения итогов работы ведущий должен интересоваться тем, как малыш чувствовал и проявлял себя в тех или иных упражнениях. Вопрос может звучать так: «А что делали наши малыши, пока их мамы и папы выполняли упражнение „Унисон“?»

Домашнее задание

1. Выполнить рисунок «Безопасное место моей семьи».

2. Продолжаем выполнение телесно-ориентированных упражнений.



Занятие 3

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Трюк» – 5 мин. Цель: научиться сосредотачиваться. Это упражнение весьма полезно женщинам, поскольку после 25 недель беременности повышается рассеянность и снижается способность концентрировать внимание.

Участники кладут руки на свои колени и хлопают по ним ладонями в ритме, который задает ведущий. Одновременно с хлопками в такт каждому хлопку группа хором ведет счет натурального ряда чисел от единицы и дальше по возрастанию. Под каждый хлопок произносится следующее по порядку число. Исключения составляют числа 3, 13, 23 и все числа, которые делятся на три. Вместо них участники должны произносить слово «трюк» и ни в коем случае не хлопать. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Существует несколько иной вариант, в котором каждый участник по очереди произносит следующее по порядку число, сопровождая его хлопками в ладоши. Запрет составляют те же числа, что и в предыдущем варианте. Здесь ошибку обнаружить легче.

II. Упражнение на взаимное восприятие и познание себя

«Прошлое, настоящее, будущее» – 15 мин. Цель: создание предпосылки для ухода от жесткого жизненного сценария для своих детей. Упражнение является одним из вариантов «горячего кресла», используемого в гештальттерапии и впервые описанного Ф. Перлзом, а впоследствии модифицированного А.Б. Добровичем.

Ведущий вводит понятия «жизненный сценарий» и «проигрывание жизненного сценария».

Затем в кресло в центре группы приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно его разглядывают. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые у них вызвал сидящий в центре. Сначала они сообщают сидящему на «горячем стуле» свои догадки, домыслы и предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве. Какими уменьшительно-ласкательными именами звали его мама и близкие, как его дразнили в школе, каким характером он отличался, кем хотел стать, чего от него ждали родители и т. д. Затем группа сообщает свои догадки относительно того, каков он вне данной группы (на работе, в семье). И наконец, группа высказывает свои прогнозы насчет того, каким родителем он будет, что ждет его детей в будущем (через десять, двадцать лет).

После этого слово предоставляется участнику, сидящему на «горячем стуле».

Данное упражнение меняет отношение к себе и воздействует на систему наивных психологических представлений членов группы. В самом крайнем, упрощенном варианте эта система представлений может включать в себя убеждения о жесткой взаимосвязи вещей типа: «если человек богат – значит, будет баловать своего ребенка», «если женщина красивая – значит, будет плохой матерью» и т. д.

III. Телесно-ориентированные упражнения

«Торжество любви и добра» (по методике А. Дункан) – 10 мин.

Каждый (по отдельности или в паре с тренинговым партнером) может двигаться самым причудливым образом, плавно размахивая руками, вихляясь, делая нежные движения ногами, головой, всем телом, как бы говоря будущему ребенку: «Мы тебя любим. Ты нам нужен. Нам вместе будет хорошо».

При качественном выполнении упражнения:

– участники осваивают и обживают пространство, в котором приходится работать-

– многие расслабляются, снимают зажатость, закрепощенность, мешающие полноценно участвовать в работе-

– просыпается творческое воображение, может возникнуть вкус к свободным ассоциациям.

Тут помогает музыка, но только такая, которая может зазвучать в памяти и помочь справиться с лишним нервным напряжением в период родов и кормления грудью.

«Кегля» – упражнение на увеличение напряжения мышц таза – 2—3 мин. Цель: укрепить мышцы области влагалища и промежности, готовя их к родам. Оно полезно также и в послеродовой период.

Лежа на спине, участники сгибают колени под углом 30°, стопы плоско стоят на полу.

Голова и плечи лежат на подушке (валике из одежды), руки – вдоль тела. Основой упражнения «Кегля» является напряжение мышц в области заднего прохода и влагалища, такое напряжение следует хранить как можно дольше (8—10 секунд). Затем – медленное расслабление мышц и отдых. Это упражнение можно (а после четвертого месяца – необходимо, поскольку лежачее положение не рекомендуется, учитывая давление матки на большие кровеносные сосуды) выполнять в стоячей или сидячей позиции или во время мочеиспускания. Упражнение следует повторить не менее 25 раз в течение дня, в разное время.

«Кошачья спина» – 2—3 мин. Цель: уменьшить нагрузку на позвоночник.

Это упражнение рекомендуется выполнять в течение всего периода беременности, вплоть до родов, так как оно уменьшает нагрузку на позвоночник.

Стоя на коленях, необходимо опереться на руки, расслабить мышцы спины (без чрезмерного изгиба позвоночника). Голова, шея и позвоночник находятся на прямой линии. Изгиб позвоночника вверх с опусканием головы и сильным напряжением мышц живота и ягодиц. Постепенное расслабление и возврат к исходной позиции. Упражнение повторить два раза.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Факт актуализации и выплеска эмоций при обсуждении итогов работы обладает сильным корректирующим эффектом, способствующим росту личности (Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Сатир).

Каждая пара показывает свой рисунок «Безопасное место моей семьи» и выступает в качестве художественного редактора, защищающего именно такой эскиз для будущей книги.

Домашнее задание

1. Нарисовать в дневнике беременное существо (можно несуществующее) без одежды.

Выполняется каждым партнером отдельно.

2. Составить индивидуальный график занятий, очередность и выбор упражнений в котором будут соответствовать конкретному графику протекания беременности данной пары.



Занятие 4



I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Муха» – 5—7 мин. Цель: научиться сосредотачиваться.

Ведущий предлагает поуправлять, поруководить обыкновенной мухой, спящей на окошке. В роли окошка используется девятиклеточное поле для игры в «крестики-нолики». Вначале муха сидит в центральной клеточке. Муха выполняет команды «вверх!», «вниз!», «вправо!», «влево!». По диагонали муха передвигаться не может.

Игра ведется на выбывание. Из игры выходит тот участник, чей ход вывел муху за границу поля. В этом случае контролирующий (ведущий или участник группы) заявляет:

«Муха улетела».

II. Упражнение на взаимное понимание

«Радость узнавания» – 15 мин.

Все завязывают глаза и передвигаются на ощупь. Столкнувшиеся участники игры ощупывают друг друга, исследуя партнера только пальцами, и вслух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. Затем одновременно открывают глаза и проверяют свои предположения.

Обсуждение проходит по схеме:

Как телесный, тактильный контакт, изолированный от остальных каналов восприятия, помогает дополнить представления о других участниках, обнаружить установки, ожидания, штампы восприятия?

Что испытывали беременные женщины, когда их живот исследовали участники группы? Трудно ли было ощущать себя свободной с завязанными глазами?

III. Телесно-ориентированные упражнения

«Стремлюсь ввысь» – 3—5 мин.

Инструкция ведущего: «Сидя со скрещенными ногами, положите руки на плечи, а затем поднимите их высоко над головой. Попеременно вытягивайте руки, пытаясь достичь потолка. Повторить 10 раз для каждой руки. Телом балансировать нельзя».

«Внутреннее зеркало» – 10 мин. Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, раздражение, гнев с помощью дыхания.

Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание – беременным женщинам на 10 сек., их тренинговым партнерам – на 15, а затем резко выдохнуть. Лучший эффект дыхательные упражнения дают в сочетании с мышечным напряжением, чередующимся с расслаблением. Например сделайте вдох, задержите дыхание, сожмите кулаки. Напрягите мышцы рук, ног, спины (не живота), резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько легких встряхивающих движений руками (как бы сбрасывая усталость). Повторяем несколько раз, при этом беременные женщины мысленно обращаются к ребенку:

«Я управляю собой, своим телом, своими эмоциями, чтобы тебе было безопасно».

При задержке дыхания можно слегка надуть щеки и сделать глотательные движения. Следует помнить и о выражении лица («внутреннее зеркало» поможет избавить лицо от ненужных мышечных зажимов). Например, после вдоха можно провести по лицу рукой, как бы убирая остатки тревоги, раздражения, а затем улыбнуться.

Возможен и такой прием: провести рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, следует наклонить голову вперед, назад, сделать несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею, легким движением погладить мышцы от плеча к уху, слегка потереть подушечками пальцев за ушами (это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку).

IV. Анализ видеофильма – 15 мин.

Просмотр фильма, отснятого одной из тренинговых пар.

V. Обсуждение домашнего задания и итогов работы – 10 мин.

Домашнее задание

На следующее занятие каждый участник приносит зеркальце.



Занятие 5

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Отражение» – 10 мин. Цель: позволить участникам узнать, как остальные воспринимают их взгляд, выражение лица.

Участники тренинга образуют круг. Каждый становится на время упражнения «зеркалом», отражающим (педантично улавливающим и повторяющим все действия и выражения) того, кто в него смотрится. Члены группы по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочередно в каждое из «зеркал».

Причины, по которым человек смотрится в зеркало, может объявлять ведущий:

? вы проснулись утром. Пошли в ванную умываться. Вы это делаете перед зеркалом-

? теперь вы чистите зубы-

? у вас болит горло, и вы пытаетесь увидеть через зеркало, нет ли у вас воспаления.

Или иного плана:

? вы боитесь, что заметно поправились, и внимательно разглядываете себя в зеркало-

? вы прихорашиваетесь, прежде чем войти к начальнику-

? значимый для вас человек вот-вот подойдет, и вы в последний раз хотите взглянуть на себя.

II. Упражнение на принятие себя

«Хамелеон» – 10 мин. Цель: научиться произвольно контролировать выражение лица.

Участники группы берут в руки зеркало и, глядясь в него, принимают различные выражения лица. Ведущий предлагает зафиксировать, в каком настроении каждому больше нравится его облик, потом в каком – не нравится. Затем все выстраивают (постоянно смотрясь в зеркало) образ умных и проницательных родителей.

Ведущий предлагает темы. Выражение моего лица, когда мой ребенок:

? непрерывно плачет и капризничает-

? не хочет идти ко мне на руки-

? описался в непредвиденной ситуации-

? сделал первый шаг-

? получил оценку «5» и т.д.

III. Телесно-ориентированные упражнения – 20 мин.

Их проводит одна из тренинговых пар по собственной методике или повторяя все усвоенные телесно-ориентированные упражнения.

IV. Обсуждение итогов тренинга – 20 мин.

Перед расставанием все должны пожелать друг другу легких родов, здоровых малышей и счастливого родительствования.

Домашнее задание

Домашние задания требуют активного сотрудничества супруга или других членов семьи. Нередко участницы тренинга терпят неудачу при выполнении заданий. Тут есть несколько причин – от плохо составленного задания до сопротивления изменениям. Причины невыполнения следует проанализировать в ходе обсуждения домашнего задания. Другая возможность состоит в том, что супруг не склонен к сотрудничеству и даже пытается саботировать тренинг. Одно из преимуществ участия супруга в тренинге состоит в том, что его сопротивление быстро открывается и к нему можно прямо обратиться в ходе занятий. Супружеское партнерство (тренинговая пара) иногда позволяет разрешить межличностный конфликт, который может блокировать изменения в Я-концепции беременной женщины.

Действия участников группы во время тренинговых занятий не создают условий для глубоких личностных перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения и формирования Я-концепции, однако этот процесс продолжается в нормальных условиях повседневной жизни.

Домашняя работа должна быть направлена на определенные симптомы психологического синдрома беременности. Ведущий может предложить следующее:

1. Ежедневно записывать в дневник любые мысли, приходящие в голову в связи с беременностью, независимо от пользы такой информации (от идеи, как подложить подушку, чтобы легче спалось, до возможностей и выгод, которые дает состояние беременности).

2. Нарисовать рисунок на тему: мое представление о беременной женщине и о той, которая еще никогда не была в положении. Выполняется обоими участниками тренинговой диады.

3. Провести анализ своего детства (по собственным воспоминаниям, рассказам близкого окружения, сохранившимся рисункам, дневникам, фотографиям) и создать идеальную модель жизни своего ребенка. Было бы неплохо, если бы бабушки и дедушки составили модель будущего для своего внука или внучки.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Тренинг творческой акмеолизации