lovmedgu.ru

Занятие 12. Толерантность, интолерантность и неуверенность

Цель: сравнение понятий толерантности, неуверенности и интолерантности (агрессивности).

Ведущий рассказывает участникам группы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения, используя следующие тезисы:

Признаки неуверенного поведения («Я – плохой, ты – хороший»):

– человек неспособен отстаивать свою позицию-

– не может отказать-

– держится на большой дистанции от собеседника-

– не может просить-

– человеку трудно убеждать собеседника, приводя свои аргументы-

– в случае отказа человек не предпринимает попыток добиться своего.

Признаки интолерантного (агрессивного) поведения («Я – хороший, ты – плохой»):

– человек не подкрепляет свою позицию аргументами-

– оказывает давление на собеседника («Вы должны»- «Мне очень нужно»- «Только вы мне сможете помочь»)-

– после отказа упорно пытается добиться своего-

– может просить и отказывать-

– любит восхвалять себя-

– во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.

Признаки толерантного пведения («Я – хороший, ты – хороший»):

– человек использует Я-высказывания-

– говорит прямо и открыто-


– умеет просить и отказывать-

– умеет принимать отказ-

– склонен к компромиссам, предлагает их сам-

– применяет эмпатическое слушание.

Упражнение 1

Участники объединяются в микрогруппы по три человека. Каждая тройка придумывает или вспоминает ситуации, где участники ведут себя толерантно или интолерантно. После обсуждения в группах ситуации разыгрываются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создавшейся ситуации? Если ситуация не разрешена, выход ищут совместно, затем ситуацию вновь разыгрывают и группа дает обратную связь ее действующим лицам.

Обратная связь – это адресованное другому человеку сообщение о том, что мы о нем думаем, какие чувства вызывают его слова, действия, поступки. Это не только критика.

Обратная связь позволяет адресату:

? изучать альтернативные способы поведения-

? услышать мнения других о сильных сторонах своей личности и о своих недостатках и слабостях-

? проверить, совпадает ли восприятие человеком себя с восприятием его окружающими.

Следует отметить, что участники группы не должны требовать от других измениться, навязывать свои мнения, установки или убеждения. Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней. Необходимо:

? давать обратную связь только тогда, когда вас об этом просят-

? не давать советов и не оценивать-

? говорить так, чтобы не обидеть и не оскорбить человека.

Участники группы должны понимать, что другому человеку необходимо оставить свободу выбора: каждый имеет право принять или отвергнуть обратную связь, самому оценивать свое поведение и защищать свои ценности.

Упражнение 2

Ведущий напоминает участникам группы, что толерантное поведение определяется знанием следующих личных прав каждого человека:

? самостоятельно судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия-

? делать ошибки и отвечать за них-

? не зависеть от того, как к нему относятся другие люди-

? не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям-

? побыть одному, даже если другим хочется быть в его обществе-

? менять свои решения или избирать другой образ действий.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей.

Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Существует три способа отстаивать свои права.

Первый способ позволяет отстаивать права в процессе общения с незнакомыми людьми, когда эти права нарушены и другая сторона не слышит возражений. Необходимо снова повторить свое требование, не повышая голоса, без гнева и раздражения.

Второй способ предполагает демонстрацию согласия с той информацией, которая содержится в словах нападающего человека, поскольку его мнение может быть справедливым в определенной ситуации или для какой-то группы людей. Ключевое выражение тут: «Возможно, это так» Иногда, если человек не готов обсуждать данный вопрос, лучше сказать: «Сейчас я не готов об этом говорить, давайте обсудим это позже».

Третий способ: если человек действительно совершил ошибку и его критикуют, можно использовать такое ключевое выражение: «Да, я действительно поступил плохо».

Участники объединяются в микрогруппы по три человека: один будет критиком, другой отстаивает свои права, а третий наблюдает и дает обратную связь. Каждый должен побывать во всех трех ролях. Предлагается вспомнить или придумать ситуацию:

1) когда были нарушены ваши права-

2) когда вас критиковали и часть критики была обоснована, а часть – нет-

3) когда вы действительно были неправы.

Упражнение 3

Ведущий сообщает участникам группы: «Наверное, за время наших занятий у вас появились вопросы, которые вам хотелось бы задать друг другу. Вы можете сформулировать и записать вопросы на листе бумаги, адресовав их конкретно ведущему, всем или другому участнику». Ведущий зачитывает каждый из вопросов, те, кому они адресованы, на них отвечают.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Занятие 12. Толерантность, интолерантность и неуверенность