Занятие 12. Толерантность, интолерантность и неуверенность
Цель: сравнение понятий толерантности, неуверенности и интолерантности (агрессивности).Ведущий рассказывает участникам группы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения, используя следующие тезисы:
Признаки неуверенного поведения («Я – плохой, ты – хороший»):
– человек неспособен отстаивать свою позицию-
– не может отказать-
– держится на большой дистанции от собеседника-
– не может просить-
– человеку трудно убеждать собеседника, приводя свои аргументы-
– в случае отказа человек не предпринимает попыток добиться своего.
Признаки интолерантного (агрессивного) поведения («Я – хороший, ты – плохой»):
– человек не подкрепляет свою позицию аргументами-
– оказывает давление на собеседника («Вы должны»- «Мне очень нужно»- «Только вы мне сможете помочь»)-
– после отказа упорно пытается добиться своего-
– может просить и отказывать-
– любит восхвалять себя-
– во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.
Признаки толерантного пведения («Я – хороший, ты – хороший»):
– человек использует Я-высказывания-
– говорит прямо и открыто-
– умеет просить и отказывать-
– умеет принимать отказ-
– склонен к компромиссам, предлагает их сам-
– применяет эмпатическое слушание.
Упражнение 1
Участники объединяются в микрогруппы по три человека. Каждая тройка придумывает или вспоминает ситуации, где участники ведут себя толерантно или интолерантно. После обсуждения в группах ситуации разыгрываются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создавшейся ситуации? Если ситуация не разрешена, выход ищут совместно, затем ситуацию вновь разыгрывают и группа дает обратную связь ее действующим лицам.
Обратная связь – это адресованное другому человеку сообщение о том, что мы о нем думаем, какие чувства вызывают его слова, действия, поступки. Это не только критика.
Обратная связь позволяет адресату:
? изучать альтернативные способы поведения-
? услышать мнения других о сильных сторонах своей личности и о своих недостатках и слабостях-
? проверить, совпадает ли восприятие человеком себя с восприятием его окружающими.
Следует отметить, что участники группы не должны требовать от других измениться, навязывать свои мнения, установки или убеждения. Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней. Необходимо:
? давать обратную связь только тогда, когда вас об этом просят-
? не давать советов и не оценивать-
? говорить так, чтобы не обидеть и не оскорбить человека.
Участники группы должны понимать, что другому человеку необходимо оставить свободу выбора: каждый имеет право принять или отвергнуть обратную связь, самому оценивать свое поведение и защищать свои ценности.
Упражнение 2
Ведущий напоминает участникам группы, что толерантное поведение определяется знанием следующих личных прав каждого человека:
? самостоятельно судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия-
? делать ошибки и отвечать за них-
? не зависеть от того, как к нему относятся другие люди-
? не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям-
? побыть одному, даже если другим хочется быть в его обществе-
? менять свои решения или избирать другой образ действий.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Существует три способа отстаивать свои права.
Первый способ позволяет отстаивать права в процессе общения с незнакомыми людьми, когда эти права нарушены и другая сторона не слышит возражений. Необходимо снова повторить свое требование, не повышая голоса, без гнева и раздражения.
Второй способ предполагает демонстрацию согласия с той информацией, которая содержится в словах нападающего человека, поскольку его мнение может быть справедливым в определенной ситуации или для какой-то группы людей. Ключевое выражение тут: «Возможно, это так» Иногда, если человек не готов обсуждать данный вопрос, лучше сказать: «Сейчас я не готов об этом говорить, давайте обсудим это позже».
Третий способ: если человек действительно совершил ошибку и его критикуют, можно использовать такое ключевое выражение: «Да, я действительно поступил плохо».
Участники объединяются в микрогруппы по три человека: один будет критиком, другой отстаивает свои права, а третий наблюдает и дает обратную связь. Каждый должен побывать во всех трех ролях. Предлагается вспомнить или придумать ситуацию:
1) когда были нарушены ваши права-
2) когда вас критиковали и часть критики была обоснована, а часть – нет-
3) когда вы действительно были неправы.
Упражнение 3
Ведущий сообщает участникам группы: «Наверное, за время наших занятий у вас появились вопросы, которые вам хотелось бы задать друг другу. Вы можете сформулировать и записать вопросы на листе бумаги, адресовав их конкретно ведущему, всем или другому участнику». Ведущий зачитывает каждый из вопросов, те, кому они адресованы, на них отвечают.
Поделиться в соцсетях:
Похожие