lovmedgu.ru

Основные концепции системного изучения профессиональнойдеятельности

Видео: Экономика

Формирование усилиями отечественных психологов основных положений теории и методологии системного подхода определило появление в 70-80-е годы ХХ века нескольких плодотворных концепций. Опираясь на работы П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Бернштейна,Г.М. Зараковского, В.Д. Шадриков разработал системную концепцию профессионального обучения, в результате которого формируется психологическая система деятельности. Психологическая система деятельности как уровневое полиструктурное образование состоит из шести функциональных блоков:

• мотивы профессиональной деятельности-

• цели профессиональной деятельности-

• программа профессиональной деятельности-

• информационная основа профессиональной деятельности-

• принятие решения-

• профессионально важные качества.

Исходя из такого понимания структуры психологической системы деятельности, В.Д. Шадриков предлагает соответственно данному иерархическому принципу построения ее поуровневый анализ.

На личностно-мотивационном уровне изучаются общественная и личностная значимость профессиональной деятельности, мотивационная структура личности, возможности деятельности по удовлетворению потребностей субъекта труда.

На компонентно-целевом уровне раскрываются основные цели деятельности и значение каждого действия, определяется наличие нормативно одобренной цели деятельности и описываются ее параметры, выясняются критерии достижения целей, устанавливаются взаимосвязи между критериями достижения цели отдельных действий и их соподчиненности с критериями достижения цели деятельности.

На информационном уровне дается оценка информационного сигнала по модальности, положению в сенсорном поле, пространственной характеристике (форма, угловые размеры), интенсивности, длительности, яркости, контрастности, освещенности, отношению с фоном, цветности, динамическим характеристикам (частоте мельканий, скорости движения), способу получения.

Анализ структурно-функционального уровня включает раскрытие структуры и выявление взаимосвязей между отдельными компонентами деятельности, установление значимости этих связей и веса отдельных структурных компонентов, определение и описание функциональной соподчиненности и динамической организации структурных компонентов деятельности.

На индивидуально-психологическом уровне анализа осуществляется, во-первых, изучение индивидуального способа деятельности по всем компонентам психологической системы деятельности - индивидуально-своеобразные мотивация, цели и трудовые установки, критерии достижения цели и критерии предпочтительности, программы, решающие правила, информационная основа деятельности, предметные (исполнительные) действия, во-вторых, изучение индивидуального стиля деятельности как проявления системы профессионально важных качеств.

На психофизиологическом уровне анализа специальными методиками изучаются особенности мозговых процессов, реализующих деятельность.

Несомненно, реализованная В.Д. Шадриковым концепция открыта для совершенствования и развития. Она гораздо сложнее других подходов и в этом плане соответствует высокой степени сложности самого явления - профессиональной деятельности.

Изучение и практика показали, что наиболее релевантным для условий Вооруженных Сил является подход к системному исследованию профессиональной деятельности, построенный на научных подходах Ю.М. Забродина, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Г.В. Суходольского и др. и развитый применительно к воинской деятельности военными психологами А.Я. Анцуповым, М.И. Дьяченко, А.Н. Глушко, Ю.Г. Сулимовым, Н.Ф. Феденко. В соответствии с их представлениями в самом общем смысле военно-профессиональная деятельность рассматривается в виде динамической системы взаимодействий военнослужащего с внешним миром, в процессе которых происходит выполнение им задач по обеспечению вооруженной защиты страны от агрессии. Совершенно очевидно, что на основе взглядов отечественных психологов сложился оригинальный подход, существо которого сводится к следующему.

Военно-профессиональная деятельность как система по своей структуре и содержанию характеризуется собственным строением. В соответствии с методологией системного подхода она состоит из двух взаимодействующих и взаимосогласующихся подсистем, в дидактических целях обозначенных условно буквами «А» и «В». Подсистема «А» представляет собой военнослужащего, а подсистема «В» - профессиональную среду, с которой он взаимодействует как субъект воинской деятельности.

Элементами подсистемы «А» в данном случае являются:

• индивидуально-психологические качества военнослужащего (аттенционные, сенсорно-перцептивные, мнемические, гностические, характерологические, темпераментальные и др.)-

• военно-профессиональные знания, умения, навыки и опыт-

• военно-профессиональная направленность (потребности, желания, стремления, склонности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, убеждения, идеалы, мировоззрение, установки)-

• психические состояния: эмоциональные (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния воли (собранность, растерянность) и др.

Подсистема «В» (профессиональная среда) включает пять атрибутивных элементов.

Предмет. Поскольку предмет деятельности как таковой - это объекты реальной действительности или их совокупность, а также отношения между ними, видоизменяя, трансформируя и преобразуя которые субъект достигает цели, то в нашем случае предметом воинской деятельности является противник, враг, агрессор. Закономерно, что военно-профессиональная деятельность должна осуществляться в соответствии со свойствами ее предмета, поэтому чем всестороннее полнее и глубже знания о предмете и его свойствах, тем эффективнее сама деятельность.

Орудия (средства). Ими являются любые орудия и средства, приемы и способы их использования для осуществления деятельности. Применительно к воинской деятельности основными средствами могут быть боевое оружие, военная техника и военно-профессиональная подготовленность командиров, штабов и личного состава (военные знания, умения, навыки, опыт и личностные качества).

Задачи. В системном подходе к исследованию военно-профессиональной среды важное значение имеет выделение оснований для группировки профессиональных задач такого уровня обобщения, который бы позволял классифицировать все их множество. В психологии труда (Е.А. Климов) для решения этой задачи используются три основания: гностическая, преобразующая, изыскательская деятельность. Гностическая деятельность связана с познанием всех вещей, процессов, явлений, относящихся к предмету реальной профессиональной среды. Преобразующая связана с воздействием на предмет профессиональной деятельности в целях его изменения, трансформации, преобразования. Изыскательская деятельность направлена на поиск и обнаружение нового, при котором сам процесс изыскания является предметом профессиональной деятельности. В деятельности военного специалиста может быть разное соотношение количества профессиональных задач, что определяет различный уровень требований профессиональной среды к нему как к субъекту.

Условия. Любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных условиях, под которыми понимается совокупность факторов военной службы, влияющих на здоровье, работоспособность и психологические качества военнослужащего в процессе воинской деятельности. Для воинской деятельности могут быть характерны условия широкого спектра, которые группируются по различным основаниям в зависимости от количественных и качественных характеристик ее субъекта. К таким условиям относятся:

(а) условия естественной среды: социальные, географические, климатические, метеорологические, временные, пространственные, на земле и под землей, в воздухе, в космосе, на воде и под водой-

(б) искусственные условия, создаваемые для облегчения и оптимизации собственной деятельности и затрудняющие активную деятельность противника.

Применительно к индивидуальной деятельности условия военно-профессиональной среды подразделяются на четыре группы.

К первой группе относятся: санитарно-гигиенические условия, создающиеся вследствие совокупных воздействий средств, предметов и технологических процессов деятельности военных специалистов. К ним относятся микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха), различные излучения (инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, электромагнитные, радиационные), освещенность (естественная, искусственная), механические колебания (шум, вибрация, ультразвук), атмосферное давление, состав газовой смеси для дыхания и т. д.

Вторую группу составляют психофизиологические условия, к которым относятся рабочая поза, физическая и нервно-психическая нагрузка, монотония, режим труда и отдыха (повседневный, суточный, недельный, годовой), травматогенность.

К эстетическим условиям профессиональной среды относятся эстетический уровень дизайна оборудования и интерьера (гармоничность светоцветовой композиции, звуковой среды и т.д.), а также гармоничность рабочей позы специалиста.

При рассмотрении социально-экономических условий профессиональной среды учитываются престиж профессии, специальности и должности, размер денежного содержания, компенсации, гарантии, льготы и преимущества, возможности профессионального развития и личностного роста.

Социально-психологические условия характеризуют военно-профессиональную среду прежде всего как предметное пространство групповой, совместной деятельности военнослужащих и в этой связи включают в себя: размер и состав группы, место военных специалистов в системе взаимоотношений, стиль лидерства и руководства, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, групповые традиции, настроения, мнения, взаимопомощь и взаимозаменяемость, воинскую дисциплину.

Военно-профессиональная деятельность по своей социальной и нормативно-правовой сущности определяется как особый, приоритетный вид государственной службы - военная служба. Она сложна, многопланова и включает три основных вида воинской деятельности: военно-учебную, военно-служебную, боевую.

Военно-учебная деятельность в войсках осуществляется в форме боевой и общественно - государственной подготовки личного состава. Она проводится непрерывно и целенаправленно, как в мирное, так и в военное время, поскольку Вооруженные Силы Российской Федерации постоянно пополняются новыми людьми, не имеющими военных знаний, навыков и умений.

Военно-учебная деятельность войск имеет ряд особенностей, отличающих её от учебной деятельности в гражданских учебных заведениях, учреждениях и организациях.

Во-первых, это коллективная (групповая) направленность процесса обучения и воспитания. В воинских частях, соединениях и учреждениях учебно-воспитательный процесс организован так, что в ходе занятий осуществляется не только одиночная подготовка солдат и сержантов, но и военно-профессиональная подготовка воинских подразделений к совместной боевой деятельности, успех которой зависит прежде всего от слаженной работы всех членов экипажей, расчетов и команд.

Во-вторых, преимущественно практическая (боевая) направленность каждого занятия в соответствии с главным дидактическим принципом - учить войска тому, что необходимо на войне. Для профессиональной подготовки военнослужащих используются в основном только те формы и методы обучения, которые позволяют обеспечить превосходство личного состава подразделений и частей для победы над вероятным противником. Поэтому ориентирами боевой подготовки военнослужащих являются своевременное обнаружение и поражение цели с первого выстрела, пуска, залпа, перекрытие боевых нормативов, экономия сил и средств.

В-третьих, известная доля условности при организации и осуществлении мероприятий боевой подготовки. Это проявляется в существенном отличии условий обучения от реальных боевых действий, в необходимости овладеть боевым мастерством как бы загодя, впрок, на случай, если оно потребуется. В этой связи чрезвычайно важно формировать такие структуры военных знаний, навыков и умений, которые сохранились бы в течение длительного времени и которые при необходимости можно было бы легко актуализировать .

Процесс боевой подготовки в армейских условиях построен по принципу «знания для умений», когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения изучаются в таком объеме и на таком уровне усвоения, которые позволили бы военнослужащим сразу действовать практически. С этой целью в процессе обучения наиболее широко используется метод упражнения. Его сущность состоит в многократном, всё усложняющемся и сознательном повторении умственных и практических действий. С учетом особенностей учебной дисциплины, характера и вида формируемых навыков и умений упражнения бывают строевые, физические, технические, стрелковые и др. Кроме того, упражнения могут быть комплексными или специальными.

Воинская деятельность носит преимущественно коллективный характер, поэтому все разновидности упражнений выполняются как индивидуально, так и в группе (расчете, экипаже, отделении). В ходе группового упражнения вырабатываются слаженность подразделений, сплоченность и коллективная готовность военнослужащих к выполнению различного рода учебных и боевых задач.

В процессе боевой подготовки основные навыки и умения закрепляются на практических работах. Среди них все виды обслуживания и ремонта военной техники и вооружения, инженерное оборудование местности, стрельба, вождение боевых машин и т.д.

В войсках широко используются специальные формы обучения, отражающие специфику деятельности различных военных специалистов. Например, в танковых войсках - легководолазная подготовка, в воздушно - десантных войсках - парашютно-десантная подготовка и т.д.

В ходе боевой и общественно-гуманитарной подготовки личного состава применяются и общие формы обучения: теоретические, практические и тренировочные занятия.

К теоретическим занятиям относятся прежде всего лекции, семинары, классно - групповые занятия, беседы и самоподготовка. Их цель - приобретение личным составом теоретических знаний по основам государственного устройства России, ее военной истории, уяснение принципов современного общевойскового боя, физических принципов и процессов, заложенных в основу создания техники и вооружения. В соответствии с установленными правилами занятия проводятся как в одиночном порядке, так и в составе подразделения, экипажа, расчета.

На практических занятиях совершенствуется профессиональная готовность воинов действовать как в группах, так и в одиночном порядке при выполнении специальных задач. Основные формы практических занятий: тактические, занятия по огневой, инженерной, медицинской, технической, физической и строевой подготовке.

На тренировочных занятиях используются все виды тренировок: танкострелковые, стрелковые, радиотренировки, командно-штабные, физические, строевые и т.д. В ходе тренировок совершенствуется взаимодействие воинов, поддерживаются и совершенствуются практические навыки и умения.

Боевые стрельбы проводятся, как правило, после завершения определенного периода обучения в целях проверки уровня огневой выучки личного состава, а так же его боевой слаженности.

Высшей, наиболее сложной формой обучения в частях и подразделениях являются учения и маневры. Существует несколько видов учений: тактические, тактико-специальные, командно- штабные, тактические учения с боевой стрельбой. Они проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, непрерывно днем и ночью.

В целях поддержания постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в войсках проводятся парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых обслуживается вооружение и военная техника и осуществляются необходимые хозяйственные работы во всех помещениях и на закреплённой территории, совершенствуется учебно-материальная база частей и подразделений.

Каждый военнослужащий, независимо от должности и воинского звания, вовлекается во внеслужебные формы обучения. Среди них наибольшее распространение получили огневые и технические конференции, кружки, состязания на звание лучшего специалиста, конкурсы и викторины, рационализаторская и изобретательская работа.

Особое место в военно-профессиональном обучении личного состава занимает психологическая подготовка. Она представляет собой комплекс специальных мероприятий, которые органически входят в систему боевой и общественно-гуманитарной подготовки и всей воинской деятельности. Целью психологической подготовки является формирование, развитие и укрепление у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к выполнению боевых задач в любой обстановке. В зависимости от конкретных целей, задач и способов их решений различают три вида психологической подготовки. Общая психологическая подготовка - это своеобразная закалка психики воинов, осуществляемая с учетом требований современной войны в целом. Она основывается на ознакомлении солдат и сержантов с характером современной войны и психологическими факторами боя, особенностями социально-политического и морально-психологического облика вероятного противника, спецификой его поведения и деятельности. Общая психологическая подготовка нацелена на формирование высокой психологической устойчивости и боевой активности воинов в различных условиях обстановки.

Специальная психологическая подготовка имеет целью формирование и развитие у военнослужащих таких психологических качеств, которые определяют успех его деятельности как специалиста (механика-водителя танка, разведчика, оператора комплекса ПВО и др.).

И наконец, целевая психологическая подготовка - это формирование установки на успешное выполнение конкретной задачи: в бою, на боевом дежурстве, при несении караульной службы, в ходе действий в сложных условиях.

Основной принцип, который используется при решении задач психологической подготовки, - это максимальное приближение условий учебы к боевой обстановке. Наиболее часто применяются создание внешней картины реального боя (разрушенные сооружения, огонь, дым, запахи, шумовые эффекты и др.), имитация стрельбы противника, введение элементов опасности (прыжки с высоты в воду, метание боевых гранат, преодоление зон пожаров и задымлений, наступление в пешем порядке и на технике вслед за разрывами своих снарядов и мин, форсирование водных преград и т.д.), имитация применения противником оружия массового поражения.

Военно-служебная деятельность по обеспечению и поддержанию боевой готовности войск включает боевое дежурство, караульную и внутреннюю (вахтенную) службы. Каждая из них имеет свои особенности. Боевое дежурство - это деятельность военнослужащих по обеспечению боевой готовности военной техники и вооружения к внезапному началу военных действий. Караульная служба предназначается для охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другим имуществом, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Внутренняя служба имеет целью поддержание внутреннего порядка, охрану вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества части (подразделения), а также выполнение других задач.

Итоговым и самым сложным видом воинской деятельности является боевая деятельность. Этот вид воинской деятельности осуществляется непосредственно в условиях боя и характеризуется своеобразием целей и результатов (уничтожение противника, его вооружения и боевой техники), экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), интенсивностью функционирования психики, физическими и психическими перегрузками. Наиболее сильное воздействие на человека оказывает в бою опасность. Она воспринимается им как угроза срыва боевой задачи, собственной жизни и жизни товарищей. Опасность может двояко влиять на людей. Чаще всего она инициирует общий боевой настрой личного состава, его активность, наступательный порыв, самопожертвование во имя достижения победы, ненависть к врагу и т.д. Вместе с тем опасность вызывает тревогу, беспокойство, страх, которые приводят к ухудшению и примитивизации умственной деятельности, смещению или потере мотива деятельности, понижению точности психомоторных действий, появлению срывов и отказов в деятельности.

Опыт боевых действий, исследования военных ученых показывают, что к психологическим факторам современного общевойскового боя человек может успешно адаптироваться. Однако время адаптации не у всех одинаково, к тому же «цена», которую платит за нее личность, различна. Для этого он должен вырабатывать в себе быстроту осмысливания изменений в обстановке, самообладание, готовность к перестройке своей деятельности, эмоционально-волевую устойчивость, умение принимать грамотные решения в условиях опасности и дефицита информации, гибкость мышления.

Не каждому человеку и в неодинаковой степени под силу развить в себе такие психологические качества воина-специалиста. В связи с этим необходимо осуществлять дифференциацию граждан, поступающих (призываемых) на военную службу, в целях более полного использования их возможностей. Также это необходимо для правильного построения учебно-воспитательного процесса и сокращения времени подготовки военнослужащих к выполнению боевых задач.

Таким образом, воинская деятельность, являясь объектом военной профессиологии, представляет собой динамическую систему взаимодействий военнослужащего с внешним миром, в процессе которых происходит выполнение им задач по обеспечению вооруженной защиты страны от агрессии. Каждый вид воинской деятельности имеет свою внутреннюю логику, содержание и предъявляет специфические требования к физическим и психологическим возможностям человека. Военно-профессиональная деятельность как система изучается посредством комплекса научно обоснованных и взаимосвязанных методов.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные концепции системного изучения профессиональнойдеятельности