lovmedgu.ru

Типология стилей

Видео: Стили боя на световых мечах

Проблема стиля профессиональной деятельности предполагает изучение человека как активного субъекта в пространстве множества различных по своей природе детерминант его развития, деятельности и поведения. Для начала рассмотрим разные проявления феномена "стиль".

К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Познание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности.

Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 40 – 50 годах прошлого века, можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, в "активе" которых имеются многочисленные публикации.

Хронологически первым направлением можно считать "стили жизни" (поведения, активности, саморегуляции). Понятие стиля в психологию введено в начале XX в. А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. Понятия стиль жизни, характер, личность Адлером отождествляются.

Понимание стиля как личностных диспозиций со временем уточняется и дифференцируется. Г.Олпорт выделяет в стиле индивидуальные различия в экспрессии, в выразительной манере поведения, отражающие отношение личности к объектам и субъектам, и "инструментальные", операциональные по своей природе черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Позднее уже более четко и последовательно Р.Стагнер разграничивает "перцептивные стили" – схемы перцептивных актов, и "реактивные стили" – типы соматического выражения эмоциональных переживаний человека.

Очевидная спонтанность становления некоторых стилевых проявлений указывает на их вероятную генетическую детерминированность и сближает с современными концепциями темперамента, который можно рассматривать как поведенческий стиль, формирующийся с учетом влияния окружения и обусловливающий относительно устойчивые стратегии поведения в определенных классах ситуаций. Например, В.М. Русалов в темпераменте различает структурный (формально-динамический) и функциональный (формально-программный) аспекты, рассматривая индивидуально-биологические особенности человека как основание некоторых врожденных поведенческих программ*.

* См. обзор в кн.: Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.



Стиль жизни как глобальное психологическое явление, понятно, не мог не обсуждаться в философской, социологической, социально-психологической литературе. Концепция жизненного пути личности разрабатывалась с 1930-х гг. Ш. Бюлер, М. Вебером, Т. Верденом, П. Жане, В.Уорнером, С.Л. Рубинштейном и др. Исследователи связывали стили жизни людей с их принадлежностью к тому или иному классу, социальному слою, с вовлеченностью в ту или иную трудовую деятельность, что вело к формированию у людей определенной манеры одеваться, общаться, способов проведения досуга и т. п.

В отечественной психологии можно выделить три разных подхода к данной проблеме: 1) концептуальный – изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий- 2) интегральный, в котором понятие стиля жизни (и близкие ему по содержанию феномены – поведение, активность, отношения, саморегуляция) определяются на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование- 3) эмпирический – исследование и описание разных моделей, вариантов, стратегий поведения, отношения, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере, например в общении. В целом стили жизни определяют как "психологические механизмы социальной жизнедеятельности"- как "соединение индивидуальности с условиями жизни", неповторимость способа жизни, ее организации*- коммуникативные стили – как "устойчивые индивидуально своеобразные приемы и способы передачи и получения информации в процессе общения".

* Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.



Вторым крупным направлением можно считать "стили руководства/лидерства", последовательное изучение которых открывается работой К.Левина с сотрудниками 1939 г., выделивших авторитарный, демократичный и либеральный стили, различая две их стороны: содержание решений, предложенных лидером группе, и техника (способы, приемы) осуществления этих решений. Два крпитерия оценки стиля: ориентация на производственные задачи ибо на человеческие отношения, в континууме которых потенциально различаются восемь стилей, – выделил Ф.Фидлер.

В последующих многочисленных исследованиях стиля руководства и лидерства рассматривались такие "факторы", как сложность производственных задач, заинтересованность и зрелость коллектива, формальная и неформальная организация, институциональные характеристики и др., однако вопрос взаимосвязи вышеуказанных "переменных" остается дискуссионным*. Под стилями руководства понимают "стабильно повторяющиеся особенности", "индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий руководителя на коллектив". В рамках данного направления можно различать четыре основных подхода: 1) личностный (отражающий выделение индивидуальности руководителя в качестве главной детерминанты его стиля)- 2) поведенческий (связывающий стили с поведением, личностными особенностями, отношениями, мотивами подчиненных)- 3) комплексный (отражающий стремление обобщить наиболее изученные детерминанты стиля)- 4) структурно-функциональный (характеризующийся постановкой вопроса о внутренней организации стиля).

* См.: Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности



Третье направление – "когнитивные стили" (когнитивные контроли) – зарождается в подходе "New Look" в начале 1950-х гг., когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов. Представители когнитивного направления неофрейдизма изучали структурные образования психики человека, опосредствующие внутренние (мотивационные) и внешние воздействия. В работах миненгерской группы когнитивные стили (сглаживание/подчеркивание различий, диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контроля, узость/широта сканирования, толерантность к нереальному опыту, импульсивность/рефлексивность) понимаются как индивидуальные формы познавательных процессов, обеспечивающие их адекватность и направленность на согласование потребностей индивида и среды. Другим важным основанием когнитивно-стилевых исследований выступают работы Г. Уиткина, обогатившего гештальтистские представления о поле и полевом поведении изучением его индивидуальных различий (полезависимость/поленезависимость). Когнитивные стили, отражающие связи в различных психологических проявлениях (восприятии, памяти, мышлении, поведении, деятельности, общения), определяются как "устойчивые и постоянные индивидуальные различия в когнитивной организации", "предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения", "профиль умственных способностей", "система контитивных механизмов, опосредствующих намерения личности и требования объективной ситуации", "опосредующее звено или проекцию личности на познавательную сферу"*.

* См. обзор в кн. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности



"Индивидуальные стили деятельности" – четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е.А. Климовым. В.С. Мерлиным, Е.П. Ильиным и др. Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к детерминации стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации.

Особенность нашего понимания феномена "стиль" (стиль профессиональной деятельности государственных служащих, стиль руководства) состоит в том, что "стили руководителя", например, рассматриваются прежде всего как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стиль деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Один из специфических факторов среды, определяющих своеобразие проявления стиля субъекта – управленческая структура.

Но если руководитель рассматривается не как отдельный субъект – носитель определенного индивидуального стиля деятельности, по определению Е.А. Климова, – "устойчивой системы способов (деятельности)" или – в широком смысле слова - как "индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности"*, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц", например "триады" (вышестоящий руководитель – руководитель – подчиненный, нижестоящий руководитель), многие из прежних представлений о его стиле кардинально изменяются.

* Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань, 1969. С. 49.



Совместная деятельность имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п.

Итак, в широком смысле, стиль как "стиль человека" есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, "сквозное", целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы пассивной и активной (преобразующей) адаптации человека к среде. Стиль своеобразно проявляется в зависимости от организации внутренней ("интегральная индивидуальность") и внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействий субъектов), допускает возможность развития отдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграцию психической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой (выступая "опосредствующим" звеном и одним из его поведенческих механизмов). Стиль субъекта – одновременно причина и следствие его психического развития. Выделяя такую активность человека, как деятельность, и такие особенности внешней среды, как требования профессии, можно говорить о стилях профессиональной деятельности – интегральных иерархических биполярных динамичных системах психологических средств осуществления деятельности, детерминированных не только индивидуальностью субъектов, но, прежде всего, организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов), "снимающей" некоторые детерминации индивидуальных особенностей субъектов.

Анализ проблемы стиля в целом позволяет выделить его общую иерархическую структурно-функциональную организацию: субъективно удобные условия деятельности - структуру – тип организации деятельности. Адаптация субъекта к деятельности начинается с ее неспецифических факторов (режимы работы, предпочитаемые партнеры и др.) и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, "техническими" действиями (структурой), а наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, "стиль принятия решений", "стиль общения" и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена.

Анализ проблемы стиля в психологии в целом и разных стилевых подходов дает достаточные основания для их первоначальной классификации использовать аналогичные "координаты": а) "структурированность внешней среды" и б) "субъект-объектные"/"субъект–субъектные" отношения, или "деятельность/взаимодействия"*. При таком подходе все многообразие стилей можно распределить в системе двух вышеназванных координат.

* Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности



Обычно интегральные схемы стилей строятся иерархически. Внутренним организующим условиям стиля внимания уделяется меньше. Изучение трех важных детерминант стиля - "индивидуально-психологической", "социально-психологической" и "профессионально-технологической" – позволяет выделить вероятную общность структурно-функциональной организации разных стилей (когнитивных, эмоциональных, руководства, поведения, индивидуальных стилей жизни) как их объединяющее основание. Таким образом, в исходном многообразии можно выделять четыре основные группы стилей:

"адаптации" (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления – когнитивной, эмоциональной, моторной и др.) – локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер)-

"деятельности" (строятся с учетом объективного строения среды) – системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. К ним относятся традиционно изучаемые "индивидуальные стили деятельности". Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы-

"взаимодействия" – системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотех-нических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.)-

"отношения" – системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования его продуктов, личностные смыслы, ценности и др.

Проблема стиля субъекта может и должна рассматриваться в единстве с другими стилевыми проявлениями – когнитивным, эмоциональным и психомоторным стилем, индивидуальным стилем деятельности, поведения, стилем жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.

В целом, индивидуальный стиль можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями (требованиями учебной или профессиональной деятельности, индивидуальностью партнеров и многими другими), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений.

Обратим внимание на качественную особенность феномена "стиль", отличающую его от других психологических образований. Стиль – не "черта", не "тип", не "характеристика". Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве внешних условий могут выступать особенности профессиональной деятельности субъекта, корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения или тренировки, реализуемые данным преподавателем, и многое другое. Словом, все то, что может быть объективно- или субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека. Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем.

Резюме

Индивидуальность в системе качеств человека занимает одно из центральных мест, выступая как интегральный феномен, своеобразно проявляющийся на разных ступенях личностной зрелости человека.

Продвижение человека к вершинам его личностного и профессионального развития сопряжено с постоянными процессами интеграции, с одной стороны, индивидуально-психологических особенностей человека – с другой, интеграции его индивидуальности с совокупностью условий среды, профессиональной деятельности в частности, и формирования его индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др.). "Деятельностная" и "поведенческая" линии развития человека взаимосвязаны- "внешние" условия проявляются через "внутренние" (С.Л. Рубинштейн). Интегрируясь и синтезируясь в "стиль", психические качества субъекта сами выступают как его новые "внутренние" условия, как новая причина дальнейшего развития личности и субъекта деятельности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Типология стилей