Внедрение систем идентификации для отслеживания животных
Видео: Электронный чип для домашних животных
Статья 4.2.1.Введение и цели
Настоящие рекомендации базируются на основных принципах, установленных в Ст. 4.1.1. В ней изложены адресованные странам МЭБ основные элементы, которые принимаются во внимание при разработке концепции и внедрении системы идентификации животных, необходимой для обеспечения отслеживания животных. Какой бы ни была система идентификации животных, избранная страной, она должна соответствовать нормам МЭБ, в первую очередь тем, что относятся к экспортным животным и животноводческой продукции, которые включены в Главы 5.10.-5.12. Наземного кодекса. Страна имеет возможность сама разработать свою программу, которая отвечает практическим задачам и критериям эффективности, поставленным для достижения заданного уровня отслеживания животных.
Статья 4.2.2.
Термины
Для целей настоящих рекомендаций применяются следующие термины:
Расчетные результаты – глобальные цели программы обычно выражаемые в качественных показателях (например, «способствовать гарантии, что животные и животноводческая продукция не несут в себе риска и пригодны для своего назначения»). Безопасность и пригодность к использованию могут выражаться такими определениями, как здоровье животных, санитарная безопасность продовольствия, торговля и другие практические аспекты животноводства.
Критерии эффективности – спецификация выполнения программы, обычно выражаемая в количественных показателях (таких, как «отслеживание всех животных может быть обеспечено вплоть до уровня хозяйства рождения в срок 48 часов после начала расследования»).
Нотификация – означает извещение Ветеринарных властей о каком-либо факте согласно процедурам,
прописанным в программе.
Область применения включает вид, популяцию и целевую подотрасль производства или сектор торговли в границах определенной территории (страны или зоны) или компартимента, в которых проводится идентификация и отслеживание.
Перегонный выпас – периодическое или сезонное передвижение животных с одной выпаса на другой (в границах страны или между странами).
Статья 4.2.3.
Ключевые моменты системы идентификации животных
1. Расчетные результаты
Расчетные результаты должны быть определены совместными усилиями Ветеринарных властей и других заинтересованных сторон, в число которых среди прочего (в зависимости от поставленных целей) входят: животноводы, производители продовольствия, частные ветврачи, научно-исследовательские учреждения и другие правительственные организации. Они могут быть выражены в таких определениях как:
а)здоровье животных (например, надзор и нотификация болезней, выявление и профилактика,
программы вакцинации)-
б)здравоохранение населения (например, надзор и профилактика зоонозов и санитарная безопасность продовольствия)-
в) управление в чрезвычайных ситуациях (например, природные катастрофы- санитарные происшествия, вызванные действиями человека)-
г) торговля (поддержка инспекционной и сертификационной деятельности Ветеринарной службы как она описана в Главах 5.10.-5.12. Наземного кодекса)-
д)другие практические аспекты животноводства (например, качество животных и генетические данные).
2. Область применения
Область применения также определяется совместно Ветеринарными властями и другими заинтересованными сторонами (перечислены выше). Область применения системы идентификации животных зачастую основана на определении вида животных и подотрасли животноводства или сферы деятельности для учета особых характеристик системы идентификации животных (например, свиньи в экспортном хозяйстве, домашняя птица в определенном компартименте, крупный рогатый скот, содержащийся в определенной зоне, благополучной по ящуру). Выбор системы зависит от типа систем животноводческого производства в стране и особенностей ее промышленности и торговли.
3. Критерии эффективности
Критерии эффективности также определяются сообща всеми заинтересованными сторонами (перечислены выше). Они зависят от расчетных результатов и области применения программы. Обычно они выражаются в количественных показателях, будучи зависимы от эпидемиологии болезни. Например, некоторые страны считают необходимым отслеживать местонахождение восприимчивых животных в срок
24-48 часов в случае вспышки высокозаразной болезни (ящур, грипп птиц). В том, что касается санитарной безопасности кормов, может потребоваться оперативно обнаружить следы местопребывания какого-либо животного, чтобы провести расследование на предмет отдельных санитарных аспектов. В случае с хроническими болезнями (кроме зоонозов), поражающих животных, может потребоваться отследить местонахождение животного в течение более длительного периода.
4. Предварительные исследования
Разрабатывая концепцию системы идентификации животных, целесообразно проводить предварительные исследования, касающиеся следующих элементов:
а) животных популяций, видов, распределения и менеджмента стад-
б) структуры животноводческих и промышленных хозяйств, типа производства и мест расположения-
в) здоровья животных-
г) здравоохранения населения-
д) вопросов торговли-
е) практики животноводства-
ж) зонирование и компартиментализация-
з) схемы передвижения животных (в частности, перегонный выпас)-
и) управление информацией и коммуникацией-
к) доступность ресурсов (людских и финансовых)-
л) социокультурные аспекты-
м) знакомство с проблемами и перспективами всех партнеров-
н) лакуны действующего законодательства и долгосрочные нужды-
>о) международный опыт-
п) внутринациональный опыт-
р) возможные технологические опции-
с) существующие системы идентификации животных-
т) ожидаемая выгода от систем идентификации животных и отслеживания животных, и списки выгодополучателей.
Пилотные проекты могут являться составной частью на начальном исследовательском этапе для тестирования системы идентификации животных и отслеживания животных и для сбора сведений для разработки концепции и внедрения программы.
Экономический расчет может учитывать соотношение затраты/выгода, механизмы финансирования и длительность.
5. Разработка концепции программы
а) Общие положения
Программа дожна создаваться совместными усилиями всех заинтересованных сторон, чтобы добиться слаженного внедрения системы идентификации животных и отслеживания животных. Она должны учитывать цели, критерии эффективности и расчетные результаты, а также результаты предварительных исследований.
>Документация должна быть нормализована (как по форме, так и по содержанию и контексту).
Для защиты и усиления целостности системы при разработке концепции программы следует предусмотреть процедуры предупреждения, выявления и исправления ошибок (например, использования алгоритмов для исключения дубликации идентификационных номеров и гарантии достоверности данных).
б)Способы идентификации животных
Выбор способа маркировки животного зависит от таких элементов, как длительность, достаточность людских ресурсов, вид и возраст подвергаемых идентификации животных, сроки идентификации, социо-культурные аспекты, благосостояние животных, техника идентификации, учет, стандарты, практики хозяйствования, производственные системы, популяция животных, климатические условия, фальсифицируемость, затратность, несмываемость и читаемость маркировки, которых удается добиться в результате идентификации.
Ветеринарные власти несут ответственность за утверждение идентификационных материалов и инвентаря, тем самым гарантируя, что благодаря его использованию удается добиться соответствия животных технической спецификации и эффективности применения в полевых условиях, а также за контроль их дистрибуции. Ветеринарные власти также обязаны удостовериться, что маркировка не дублируется и используется в строгом соответствии с требования системы идентификации животных.
Ветеринарные власти обязаны предусмотреть процедуры гарантии того, что идентификация животных и отслеживание животных включают следующие положения:
i) период рождения животного в хозяйстве должен быть зарегистрирован-
ii)учитывается введение в хозяйство новых животных-
iii) предпринимаются действия в случае потери или непригодности идентификационных данных-
iv) принимаются меры и выполняются требования по уничтожению маркировочных материалов для недопущения их повторного использования-
v) налагаются санкции в случае выявления фальсификации официальных методов идентификации животных или их неприменения.
В случае обращения в групповой идентификации без использования физической маркировки, следует завести дело, в котором зарегистрировать количество животных в составе группы, их вид, дату идентификации, фамилию лица, ответственного за этих животных или хозяйство, в котором они содержатся. Таким образом это дело признается единым групповым идентификатором. В него вносят сведения касательно животных, которые выступили предметом торговли.
В случае индивидуальной маркировки групповым идентификатором, он также должен быть указан в деле.
в) Регистр
В ходе разработки программы следует предусматривать процедуры гарантии того, что действия и информация, имеющие к ней отношение, с точностью и тщательностью заносятся в регистр.
В зависимости от области применения, критериев эффективности и расчетных результатов – сведения о видах идентифицируемых животных, индивидуальном или групповом идентификаторе, дате, хозяйстве, а также код идентификационой процедуры должны быть внесены в регистры с соблюдением следующего протокола:
i) Регистрация хозяйств, владельцев или содержателей
Заведения, в которых содержатся животные, должны быть идентифицированы и зарегистрированы как минимум с указанием их местонахождения (географические координаты или почтовый адрес), их тип и виды животных, которые в них содержатся. В регистр вписывают имя лица, несущего легальную ответственность за животных конкретного заведения.
В число типов заведений, которые могут быть зарегистрированы, входят: животноводческие хозяйства, сборные пункты (напр., сельскохозяйственные состязания и ярмарки: спортивные мероприятия, транзитные центры, центры развития животноводства), рынки, бойни, перерабатывающие предприятия, центры сбора трупов животных, выпасные зоны, центры
проведения некропсии и диагностики, научно-исследовательские центры, зоологические парки,
пограничные пункты и карантинные станции.
При невозможности регистрации заведений (напр., в случае с некоторыми системами выпасного скотоводства) регистрируют имя владельца животного, место его пребывания и вид животных, которые он содержит.
ii) Регистрация животных
Идентификация животных с указанием их вида должна регистрироваться по каждому заведению или владельцу. В регистр также могут вносить такую информацию, как дата рождения, производственная категория, пол, порода и идентикационные данные о родителях животных.
iii) Регистрация передвижений животных
Регистрация передвижений животных необходима для обеспечения отслеживания животных. Передвижением считается как ввод животного в какое-либо заведение, так и вывод из него, регистрация его обязательна.
Некоторые страны классифицируют рождение, убой и смерть животных в качестве передвижений.
В числе прочей информации в регистры включают дату передвижений, заведение, из которого животное или группа животных была выведена, количество перемещенных животных, заведение назначения и транзитное.
Когда заведения не зарегистрированы в рамках системы идентификации животных, записи смены владельца и местонахождения ведутся в регистрах передвижений. К сведениям о передвижениях также могут быть отнесены данные о транспортных средства и их идентификационные номера.
Следует предусматривать процедуры сохранения данных по животным, которые находятся в пути или были введены/выведены из заведения.
iv) Прочая регистрация помимо передвижения
Может требоваться внесение в регистр следующих элементов
– рождение, убой и смерть (если они уже не внесены в категорию «передвижения»)-
– придание животному индивидуального идентификатора-
– смена владельца без смены заведения-
– наблюдение животного в каком-либо заведении (анализы, санитарное обследование,
санитарная сертификация)-
– импорт животных: ведение регистра с идентификацией, приданной животному в
экспортирующей стране, связываемой с этим животным в импортирующей стране-
экспорт животных: следует предоставлять Ветеринарным властям импортирующей страны регистр с указанием идентификации, приданной животному в экспортирующей стране-
– утерянные или новые идентификаторы-
– отсутствие животного (потеря, кража и пр.)
– снятие идентификатора с животного (на бойне- из-за утери- по причине смерти животного
– в хозяйстве, диагностической лаборатории и пр.)-
г) Документация
Ситуации, в которых требуются документы, должны быть четко определены и нормализованы в зависимости от области применения критериев эффективности и расчетных результатов, будучи специфицированы юридически.
д)Нотификация
В зависимости от области применения, критериев эффективности и расчетных результатов обязательная информация (идентификация животных, передвижения, события, изменения в составе стада и заведения) должна письменно сообщаться Ветеринарными властями лицам, несущим ответственность за животных.
е) Информационная система
Информационную систему разрабатывают с учетом области применения, критериев эффективности и расчетных результатов. Она может работать с данными как в печатной форме (на бумаге), так и в электронной форме (файлы). Система должна позволять сбор, обобщение, хранение и использование информации по всем аспектам регистрации. При этом учитывают следующее:
– система должна обладать способностью связывать информацию, поступающую из разных точек продовольственной цепочки, гарантируя тем самым непрерывность процесса отслеживания-
– сведение к минимуму дублирования информации-
– использовать распознающие друг друга регистрационные единицы, в т.ч. базы данных-
– гарантировать конфиденциальность данных-
– быть надежно защищена от потери данных (в т.ч. путем использования запасных копий)-
Ветеринарные власти должны располагать открытым доступом к информационной системе, чтобы отвечать области применения, критериям эффективности и расчетным результатам-
ж) Лаборатории
В результатах диагностического тестирования должен быть указан идентификатор животного (или их группы) и хозяйства, в котором отобрана проба-
з) Бойни, перерабатывающие предприятия, центры сбора трупов животных, рынки и центры сбора
Бойни, перерабатывающие предприятия, центры сбора трупов животных, рынки и центры сбора обязаны включать в свои регистры описание организационных мер для поддержания идентификации животных и отслеживания животных в полном соответствии с легальными требованиями.
Хозяйства являют собой фундаментальный элемент контроля санитарного состояния животных и санитарной безопасности продовольствия.
Идентификация животных должна быть указана в документах, сопровождающих пробы,
отобранные для диагностических целей.
Элементы системы идентификации животных, принятые на бойнях, должны быть способны дополнять и сочетаться с системой организации отслеживания продуктов животного происхождения по всей продовольственной цепочке. На бойнях идентификаторы животных должны сохраняться в процессе переработки туш вплоть до момента признания их пригодными для потребительских целей.
Идентификация животных и заведение, из которого они поступили, должны регистрироваться на
бойнях, перерабатывающих предприятиях и центрах сбора трупов животных.
Бойни, перерабатывающие предприятия и центры сбора трупов животных обязаны собирать идентификаторы для их последующего уничтожения легальным порядком. Целью протокола является снижение до минимума риска противозаконного повторного использования- протокол должен быть подкреплен положениями и правилами повторного использования идентификаторов.
Декларация передвижений, проводимая бойнями, перерабатывающими предприятиями и центрами сбора трупов животных, должна соответствовать области применения, критериям эффективности и расчетным результатам, а также юридическим рамкам.
и) Санкции
В программе определяют санкции различного уровня и типов. Они должны быть регламентированы юридически.
6. Юридические рамки
Ветеринарных власти совместно с другими правительственными органами и с учетом мнения частного сектора обязаны определить юридические рамки внедрения системы идентификации животных и отслеживания животных в стране. Структура таких рамок варьирует в разных странах.
Идентификации животных, отслеживание животных и передвижение животных входят в сферу ответственности Ветеринарных властей.
Юридические рамки должны включать:
i) расчетные результаты и область применения-
ii) обязательства сторон (Ветеринарных властей и других партнеров)-
iii) характеристики организации (среди прочего выбор техники и метода системы идентификации животных и отслеживания животных)-
iv) менеджмент передвижений животных-
v)конфиденциальность данных-
vi) доступ к данным и их открытость-
vii) контроль, проверки, инспектирование и санкции-
viii) механизмы финансирования (если применяются)-
ix) положения по поддержке пилотного проекта (если таковой имеется).
7. Внедрение
а) План действий
Для внедрения системы идентификации животных разрабатывают план действий с указанием сроков внедрения и включающий ключевые точки, показатели эффективности, людские и финансовые реурсы, а также положения по вопросам контроля, выполнения и проверки.
Следующие направления деятельности признаются неотъемлемой частью плана действий:
i) Коммуникация
Область применения, критерии эффективности, расчетные показатели, ответственность, требования в области передвижения и регистрации, а также репрессивные меры должны быть доведены до сведения всех партнеров.
Стратегии коммуникации должны быть адаптированы к ее целям и учитывать такие элементы,
как уровень подготовленности (знание современных технологий и владение языками). ii) Программы повышения квалификации
Желательно проведениепрограммповышенияквалификациивцеляхвыявленияи предупреждения ошибок и их исправления, и накопления опыта по всем аспектам программы.
iii) Техническая поддержка
Для решения проблем практического плана должна быть предусмотрена техническая поддержка.
б)Контроль и проверка
К проверкам приступают по прошествии предварительного периода, длительность которого определяют Ветеринарные власти. Цель проверок – удостоверение, что юридические рамки соответствуют операционным методам.
в) Аудит
Аудиторские проверки должны проводиться от имени Ветеринарных властей для выявления проблем, связанных с системами идентификации животных и отслеживания животных, и мест, требующих улучшения.
г) Обновление
Программу подвергают регулярному пересмотру с учетом результатов контроля, проверок и аудита.
Поделиться в соцсетях:
Похожие