lovmedgu.ru

Основные функции системы контроля и оценки

Видео: Большой Брат следит за тобой. Эффективная работа с франчайзи. Контроль. Аналитика. Софт.

Обучающая. Это когда в ходе контроля успеваемости рассматриваются, углубляются и совершенствуются знания, навыки и умения, повышается уровень образованности, совершенствуется культура умственного труда, стимулируется самостоятельность курсанта (слушателя).

Развивающая. Проявляется в том, что под воздействием контроля совершенствуются такие психологические процессы и свойства личности, как внимание, память, мышление, стимулируется познавательная активность. Эта функция может быть реализована лишь в том случае, если контрольные задания (вопросы), предлагаемые обучающемуся, требуют от него объяснений, доказательств, обоснований, а не одного пересказа прочитанного.

Воспитательная. Оценка, сопровождающая контроль успеваемости, отражает общественное мнение о результатах деятельности курсанта (слушателя). Она оказывает на него большое моральное воздействие, способствуя воспитанию ответственности, осознанию своего учебного долга, развивает волю, дисциплинированность, принципиальность.

Управляющая. Контроль успеваемости представляет собой непрерывно осуществляемую обратную связь, показывающую обучающемуся и особенно военному преподавателю, уровень успехов и ориентирующую их на меры улучшения успеваемости в дальнейшем.

Контрольно-оценочная. Позволяет следить за ходом и результатами учебной деятельности курсанта (слушателя). В этой функции система контроля слагается из контроля преподавателя, взаимного контроля обучающихся и их самоконтроля. Значение самоконтроля убедительно доказано психологами, утверждающими, что совершенствование результатов деятельности человека не наступает даже при бесконечно большом числе повторений, если он не видит своих недочетов, ошибок, не способен критически оценивать результаты своей деятельности.

Организующая. Систематически проводимый контроль организует работу обучающегося, ориентирует в требованиях вуза, способствует выработке рационального режима самостоятельной работы.

Перечисленные функции в рамках профессионально-ориентированной технологии обучения могут быть реализованы, т. е. дать педагогический эффект, только при соблюдении ряда дидактических требований к системе контроля и оценки, среди которых важно выделить:

– индивидуальный характер, требующий осуществления контроля за работой каждого обучающегося, за его личной познавательной деятельностью, не допускающей подмены результатов учения отдельных курсантов (слушателей) итогами работы коллектива (учебной группы) и наоборот-

– систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах реализации технологии обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности курсантов и слушателей-

– разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение всех названных выше функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам-

– всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как теоретических знаний, так и практических умений и навыков-

– объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном знании курсантов и слушателей или предвзятом отношении к некоторым из них-

– дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета (отдельных его разделов), а также индивидуальные характеристики обучающихся-

– единая требовательность всех преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой в рамках реализуемой технологии обучения.

Через названные требования реализуются основные принципы организации контроля и оценки в военном вузе. Ведущими являются научность, системность, систематичность, всесторонность, объективность и другие.

Наряду с названными принципами можно отдельно выделить такие как гуманистический принцип педагогической оценки, предполагающий уважение военным преподавателем личного достоинства курсантов и слушателей- принцип перспективности в обучении и оценке, заключающийся в указании обучающимся посредством педагогической оценки перспектив их развития, возможности продвижения вперед, будущие уровни достижений и цели- принцип сотрудничества преподавателя и обучающихся не только в учебной, но и контрольно-оценочной деятельности.

Важное место при проектировании и реализации профессионально-ориентированной технологии обучения занимает выбор оптимальных методов контроля за результатами учебного процесса.


Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности курсантов и слушателей, педагогической работы военного преподавателя. В современной дидактике высшей военной школы в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля обучающихся.

Наряду с методами контроля в педагогических источниках выделяются виды контроля, которые могут быть классифицированы по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный- по этапам обучения – текущий (промежуточный), итоговый, предварительный, рубежный (тематический)- по временной направленности – ретроспективный, предупредительный, опережающий- по частоте контроля – разовый, периодический, систематический- по широте контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной- по организационным формам обучения – индивидуальный, групповой, фронтальный- по формам социальной опосредованности – внешний или социальный, смешанный или взаимоконтроль, внутренний или самоконтроль- по видам учебных занятий – на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах- по способам осуществления контроля – письменный, устный, стандартизированный, машинный и др.

На примере итогового и текущего контроля раскроем их организационную сторону.

В зависимости от сроков проведения контроль подразделяется на итоговый и текущий. Текущий делится на предварительный, собственно текущий и рубежный.

Предварительный контроль осуществляется военным преподавателем до того, как начинается изучение новой дисциплины, раздела, главы или темы. Таким образом он выясняет, что курсантам и слушателям уже известно по данному разделу, какие их знания могут быть использованы преподавателем как фундамент, будут ли новые знания включены в систему уже имеющихся знаний, дополнят ли они эту систему или приведут к перестройке имеющихся и т. д. Такого рода знания военный преподаватель, как правило, может получить в ходе беседы с обучающимися. По результатам оценки подготовленности каждого из них слагается оценка подготовленности учебной группы. Предварительным контролем военный преподаватель определяет необходимую и допустимую степень сложности изложения материала и характера построения занятия, а курсант (слушатель) актуализирует уже имеющиеся у него знания, повышает осознанность восприятия, интерес к материалу и самостоятельность в последующей работе.

Текущий контроль успеваемости позволяет определить качество, глубину, объем усвоения знаний каждого раздела, темы- имеющиеся недостатки, меры по их устранению- степень ответственности курсантов и слушателей к работе, уровень развития их способностей и причины, мешающие работать- уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития.

Кроме того, он стимулирует интерес будущих офицеров к специальности, активность в познании, привычку систематической самостоятельной работы над учебным материалом.

Текущий контроль осуществляется военным преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий. Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением нового материала, его закреплением (практическим применением). В процессе текущего контроля проверяются также знания, умения и навыки курсантов и слушателей, тесно связанные с изучением нового.

Рубежный (тематический) контроль. При всех неоспоримых достоинствах текущего контроля в нем преобладает контрольная функция. Он, как правило, сопровождается усвоением каждого отдельного элемента знаний, каждого элемента формируемого навыка. Это очень важно, но недостаточно с точки зрения углубленного, осознанного целостного восприятия обучающимся темы, а не ее части. Чтобы изучаемый материал был усвоен как нечто цельное, необходимо осуществлять тематический контроль, главная задача которого – определить степень усвоения курсантами и слушателями каждой темы в целом, их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей. Контрольная функция в данном случае не является определяющей, на первое место выходят обучающая и развивающая функции.

Итоговый контроль проводится в конце изучения дисциплины или по окончании ее крупного раздела (модуля). Он должен учитывать результаты текущего и тематического контроля.

Цель итогового контроля – выявить и оценить знания, умения и навыки курсантов и слушателей по результатам изучения дисциплины. Он может быть организован в ходе экзаменов, зачетов, итоговых контрольных собеседований и т. п.

К итоговому контролю могут быть отнесены также курсовые (дипломные) работы, результаты стажировки в войсках и структурных подразделениях одного из силовых ведомств. В конце обучения в военном вузе курсанты и слушатели проходят итоговую государственную аттестацию в виде государственных выпускных экзаменов или защиты выпускной квалификационной работы.

Каждый из названных видов контроля может осуществляться с использованием разнообразных форм контроля, которые можно систематизировать.

Обязательные виды контроля имеют следующие формы его проведения: государственные выпускные экзамены по отдельным учебным дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки- государственные квалификационные экзамены по специальности- государственная защита квалификационной работы (дипломного проекта)- экзамены (семестровые и курсовые)- зачеты- курсовые проекты (работы)- стажировки- практики (учебная, производственная, ремонтная и др.)- контрольные работы- отчеты по лабораторным работам и некоторые другие формы.

Инициативный контроль военного преподавателя включает текущий фронтальный опрос (“летучки”), индивидуальный опрос, коллоквиумы, консультации, конкурсы, состязания, написание рефератов и т. д.

В педагогической практике все перечисленные виды, методы контроля и формы их проведения применяются как в “чистом” виде, так и комплексно в зависимости от учебной ситуации и методического мастерства военного преподавателя.

Система оценки и контроля должна отвечать требованиям управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей и выступать в роли соответствующего инструментария для ее осуществления.

Чтобы оценка успеваемости выполняла вышеуказанную роль, ее целесообразно проводить на основе требований к оптимальному усвоению курсантами и слушателями знаний, умений и навыков.

Оптимальное усвоение знаний, умений и навыков – понятие сложное и многогранное. Наиболее существенными его критериями являются объем, системность, осмысленность, прочность и действенность.

Объем знаний – это сумма фактов, понятий, правил, законов, которые усваиваются обучающимся по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.

Системность знаний – понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

Осмысленность знаний подразумевает правильность и убедительность суждений, умение ответить на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач.

Прочность знаний – твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.

Действенность знаний – умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

Совершенно очевидно, что такое многообразие факторов приводит к субъективности оценки и налагает на военного преподавателя особую ответственность при ее определении.

В целях обеспечения единства требований и объективности подхода в большинстве военных вузов разработаны критерии оценки ответов курсантов и слушателей с учетом специфики различных дисциплин.

Обобщая подходы, существующие в военных вузах, можно сформулировать критерии оценки ответов.

Для отличной оценки наличие глубоких, исчерпывающих знаний предмета в объеме пройденной программы- знание основной (обязательной) литературы- правильные и уверенные действия курсантов и слушателей, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании технических средств- полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала- свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.

Для хорошей оценки те же требования, но при этом по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки принципиального характера, что вызвало замечания или поправки преподавателя.

Для удовлетворительной оценки те же требования, но при этом имели место ошибки, что вызвало необходимость помощи в виде поправок и наводящих вопросов преподавателя.

Для неудовлетворительной оценки наличие ошибок при изложении ответа на основные вопросы программы, свидетельствующих о неправильном понимании предмета- при решении практических задач показано незнание способов их решения, материал изложен беспорядочно и неуверенно.

При наличии критериев оценок, казалось бы, все решается просто, т. е. обеспечиваются и объективность и единство требований и т. п. Однако на практике все получается далеко не так. Дело в том, что введенные в критерии понятия “глубоко”, “исчерпывающе”, “твердо”, “полно” и т. д. каждым преподавателем воспринимаются и трактуются субъективно. Очевидно, что эти понятия необходимо определить более конкретно. Рассмотрим эти вопросы в следующих пунктах главы.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные функции системы контроля и оценки