Врождённые особенности психики. Факторы, влияющие на них
Видео: 02 Зарождение и развитие психики
Врожденные свойства психики . Выявление основных врожденных качеств психики возможно довольно рано. Существуют устойчивые свойства психической деятельности, которые составляют в дальнейшем основу темперамента. Различают следующие свойства темперамента:1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания)-
2) психический темп и ритм-
3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность волевых действий)-
4) направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).
В дальнейшем темперамент дополняется соответствующей эмоциональной окраской, находит целую гамму психических выражений, отражается в так называемом «мимическом паспорте».
Психологи, изучающие высшую нервную деятельность детей раннего возраста, выделяют, как правило, четыре основных варианта детской психики.- У живых, приветливых детей обычно сильная уравновешенная, подвижная нервная система.
- Спокойные, медлительные, терпеливые дети тоже характеризуются сильной уравновешенной нервной системой, но инертного типа.
- Группа детей беспокойных, необузданных, раздражительных и несдержанных. Это пример сильной неуравновешенной нервной системы.
- Слабая нервная система у боязливых, замкнутых, заторможенных детей.
Важно помнить, что в процессе повторения психологических состояний и реакций (положительных или отрицательных) формируются устойчивые качества личности. Необходимо поэтому постоянно изучать и анализировать результаты педагогического воздействия по поступкам и особенностям поведения своего ребенка.Развитые эмоции — основа становления нравственных качеств личности. Жизнь детей в решающей степени определяется чувствами и тем больше, чем они младше. Для них характерны быстрая смена эмоций, их избыточность и импульсивность. Мгновенно возникающие сильные эмоциональные вспышки — аффекты — типичны в раннем возрасте. Повторяясь, они приводят к истощению коры головного мозга, нарушают устойчивость нервной системы к внешним воздействиям.
Одни чувства создают бодрое настроение, повышают продуктивность деятельности, другие — вызывают тяжелые переживания, иногда негативные реакции, понижают результативность. У детей с неустойчивыми эмоциями под влиянием даже несильного, но для них чрезмерного внешнего воздействия возможны импульсивность в проявлении чувств, непредсказуемая реакция на поведение взрослых, иногда истерика. Младенцы выражают свое удовольствие не только улыбкой, но бурной радостью- неудача сопровождается плачем, криком, беспорядочными движениями рук и ног.
В зависимости от исходного типа нервной системы и возраста ребенка влияние стрессорных воздействий неодинаково. Конечно, в полной мере исключить подобные воздействия в жизни невозможно. Следует помнить, что чем меньше ребенок, тем категоричнее нужно стараться исключать эмоционально-стрессорные ситуации.Другим важным фактором для снижения неблагоприятного воздействия на психику является воспитание чувств. Смысл его в том, что появление отрицательной эмоции должно стать сигналом для положительной эмоции. Выбрав какой-либо стрессорный раздражитель, желательно показать ребенку, как нужно реагировать на него, и стараться сделать этот способ реагирования предметом частой и последовательной тренировки.
Поделиться в соцсетях:
Похожие