lovmedgu.ru

Лидерство в коллективе

Видео: Лидерство в коллективе.

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

В зависимости от преобладающих функций, реализуемых в деятельности, в отечественной психологии выделяют пять типов лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие офицеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что

верит и не склонен к уступкам. Однако такому офицеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. "Безумство храбрых" - вот стиль его руководства.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло,

то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в воинском коллективе такого рода

"дипломатия" нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

В зарубежной психологии существует достаточно большое разнообразие в подходах к типологии лидеров, однако наиболее популярен психоаналитический. З.Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ее лидером.

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

1. "Соверен", или "патриархальный лидер" представляется ими в образе строгого, но любимого отца (матери), способного подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.

2. "Вожак". В нем люди видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов, вот ему и стараются подражать в группе.

3. "Тиран". Он становиться лидером только потому, что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Его считают сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. "Организатор". Он выступает для группы как сила для поддержания "Я-концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает у людей чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей.

5. "Соблазнитель". Такой человек становится лидером, играя на слабостях других людей. Он выступает в роли "магической силы", давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его отдельных, даже существенных, недостатков.

6. "Герой". Жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой других людей группы.

7. "Дурной пример". Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. "Кумир". Влечет, притягивает, положительно заражает окружение.

Его любят, боготворят, идеализируют.

Два последующих типа лидеров согласно психоаналитическому подходу ("Изгой" и "Козел отпущения") по существу антилидеры, поскольку являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа может начать распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

В отличие от зарубежных подходов, отечественная военная психология также выделяет различие между так называемым "формальным" и "неформальным" лидерством. В первом случае влияние исходит из официального положения в организационной структуре подразделения, а во втором - из признания военнослужащими личного превосходства одного из них. Неформальный лидер выдвигается "снизу", а формальный (например, командир или начальник) назначается официально для управления подразделением.

Необходимо учитывать, что психология воинского коллектива по своему содержанию и формам проявления исключительно многообразна.

Вместе с тем ей присущи те или иные обобщенные характеристики, которые позволяют офицеру (формальному лидеру) судить о ее направленности, содержании и уровнях развития.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Лидерство в коллективе