lovmedgu.ru

Современность: немного статистики в холодной воде

Видео: Со спиннингом на маленькой лесной реке.

Говорить о роли и статусе казахстанских женщин в целом достаточно нелегко. Это объясняется как многообразием их социальных ролей и статусов, так и региональными, национальными, возрастными, культурными и стратовыми различиями в их составе.

Аналитиками, исследователями и активистками женского движения признается, что статус и роль женщин в современном Казахстане – среднее или выше среднего. Благодаря развитию НПО (по официальной статистике, 150 женских организаций по стране) и их тесному сотрудничеству с госструктурами на местах, можно говорить о тенденции институционального улучшения статуса женщин. Однако реальность представляет нам более противоречивую картину.

В составе государственных служащих, занимающих политические должности, женщин всего 8,4%, среди депутатов Парламента – 10.8%, в областных маслихатах – 18.5%. Однако среди обычных государственных служащих женщин 56.7%. В Казахстане всего 3 женщины министра, 1 посол, 1 глава города, 1 глава сельского района.

Средняя номинальная заработная плата женщин – наемных работников в среднем по стране в 2003 г. составляла 60.4 % от зарплаты мужчин, в малом бизнесе - 85.1%, на крупных и средних предприятиях - 62%. В среднем доля населения с доходами ниже прожиточного минимума среди женщин составляет 45%, в то время как среди мужчин – 33%. Несмотря на то, что женщины в среднем на 10 лет живут дольше, чем мужчины (71.4 года против 60.6), их старость омрачена как заболеваниями, так и меньшими, чем у мужчин пенсиями.

Индекс здоровья женщин составляет 30%, а в некоторых регионах - 20% и 10%, в противовес показателям зарубежных стран, где этот индекс составляет 80%. Около 60% родов протекает с осложнениями. По данным Медико-демографического исследования Казахстана 1999 г., в целом по стране 36% женщин страдает анемией, причем 8% имеют выраженную, а 1% - тяжелую степень анемии.

История женщины из экологически неблагоприятного района в бассейне Аральского моря

«Я родилась в 1952 году в Аральске в семье крестьян, где было пятеро детей. В школе я училась отлично, легко и быстро решала задачи по математике и физике. Поэтому в 1969 году я поступила в Кзылординский педагогический институт, на физико-математический факультет. Мой будущий муж был моим одноклассником, я знала его со второго класса. Все студенческие годы он писал мне, я до сих пор храню две толстые пачки его писем. Из-за того, что я была из бедной семьи, его родители были против меня и не хотели нашей свадьбы.

В 1975 году мы поженились, мне было 23 года. Жили вместе с родителями мужа и отдавали им всю свою зарплату. Свекровь, надо признать, всегда была строга со мной. Она всю жизнь была домохозяйкой. Я отчетливо помню, что до 1970 года Аральское море доходило до самого берега, где сейчас стоит ресторан «Арал». В детстве мы много купались с ребятами, загорали, ловили рыбу. А в 1972 году море неожиданно ушло. Из Каракалпакии приходили корабли, баржи с хлопком, отсюда они уходили груженые рыбой. Я помню, как каждый праздник детей катали на пароходе, в городе было много моряков и военных.

Да, расцвет города пришелся на 60-70-ые годыВ то время в магазине было много продуктов, мяса, рыбы, и всё было недорого.


В 1976 году родилась Лаура. До трех лет она не ходила, говорили, врожденный вывих бедра. Мы возили ее по больницам. У нее были опухоли в ногах, она так сильно плакала, когда мы к ним притрагивались. Пожилые люди успокаивали, что всё пройдет, поэтому мы верили и надеялись.

Когда ей было три годика, мы повезли ее в городскую больницу Кзыл-Орды на операцию. Операция шла три с половиной часа, а когда сняли рентген через гипс, оказалось, безрезультатно Когда ей было уже девять лет, мы повезли ее в Алма-Ату, там профессор сказал, что вывих неврожденный. На самом деле, в роддоме ее уронили. Вставили ей в кость штифты, она долго лежала и в гипсовом корсете.

В 1978 году родилась Айнур, я тогда болела анемией. Вообще, я все время много работала и принимала гостей. А гостей у свекра и мужа было очень много. И мы жили большой дружной семьей в 12 человек. Я работала учительницей в одну смену, ученики меня любили, никогда не шумели на уроках, я могла создать тишину и порядок, есть у меня такая черта.

В 1982 году родился Айбек, наконец-то все обрадовались, что мальчик! Все его так баловали, золовка привозила из Москвы игрушки, она каждый год ездила туда в отпуск.

В 1986 году родилась Динара, она умерла в два года и два месяца от ларингита. Тогда в больнице не оказалось врача, на следующий день она умерла. А была такая беленькая, пухленькая, ласковая, мы все ее баловали

В 1988 году родился Нурбек, он был такой шалун, а характер у него твердый.

В 1990 году родился Нуржан, спокойный, только кусался за руку, мы даже иногда боялись к нему подойти. Я кормила его грудью до пяти лет.

Муж мой, Мурат, тоже 1952 год рождения, работал плотником, потом инженером на стройке. Они строили в Приаральском совхозе, жили мы зажиточно, свекор был уважаемым человеком. Мои родители тоже жили недалеко, я часто заходила их проведать, оставляла детей.

В 1991 году Мурат заболел. Он был в гостях, выпил, пришел домой, лег, плохо ему, мы вызвали скорую помощь. Врача на месте не оказалось, приехала акушерка и сделала неправильно укол. Многоразовым шприцем. Наверное, она внесла инфекцию. Место укола сильно вздулось и стало очень горячим. Мы не знали, что делатьОн умер через день от газовой гангрены. Потом мы обращались в суд, но врачи написали, что у нас в доме не было одноразовых шприцев. Хотя их было десять штук, и я предлагала акушерке взять наш шприц.

Конечно, мне было очень тяжело. Я была в шоке, да и все родственники тоже. Сорок дней я не ходила на работу, а потом вышла. Жизнь резко изменилась после его смерти, его друзья перестали к нам ходить, сами понимаете, чтобы не было разных разговоров, я ведь стала вдовой с пятью детьми.

Так в 38 лет я овдовела Зарплаты не хватало, получала пенсию по утере кормильца. Мы полгода строили дом, все дети помогали и родственники.

Педстаж у меня уже 31 год, из них семь последних лет работаю в одной школе. Получаю 20 тысяч тенге.

Чем болею? Анемия, высокое давление, бронхит, нога часто болит, остеохондроз. Лечиться, конечно, не люблю. Лаура у нас фармацевт, делает мне уколы. Вообще, я врачам не верю. После всего, что было в нашей семье. Они алкоголики и плохие специалисты. По крайней мере, тут, в Аральске».

Из интервью с врачом Жинишкекумского сельского округа Аральского района М. Сермагамбетовой (сентябрь 2003 г.)

«У нас более пяти лет никакой кишечной инфекции, болезни Боткина. В этом году бруцеллез появился, туберкулез есть. В последнее время из-за воды появилось много заболеваний почек, пиелонефрит. Сейчас очень трудно, неработающих много, нет скота у многих людей, просто выживают. Среди детей все нормально, правда, гипотрофики есть, рахитики.

Женщины рожают в основном в роддоме в Аральске. При необходимости я роды принимаю сама. В прошлом году я 10 раз сама роды принимала. Абортов нет. Анемией страдают почти 70% женщин фертильного возраста, беременные - более 50%. Подростковой беременности еще не было. В школе мы проводим занятия мальчикам и девочкам раздельно. Контрацептивами никто не пользуется. Нам давали гуманитарную помощь – презервативы – но никто не пользуется».<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Современность: немного статистики в холодной воде