lovmedgu.ru

Нейро-лингвистическое программирование (нлп)

Видео: Основной элемент. НЛП

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - психотерапевтическая концепция, которая за счет изменения представленного в сознании психического образа жизненной ситуации изменяет психическое состояние человека для обеспечения возможности эффективной реализации себя в жизни и удовлетворения актуальных потребностей.

Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП-терапевта является обеспечение доступа пациента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение пациента тому, как ими пользоваться. Выполнение этих задач достигается использованием различных техник: «интеграция якорей», «тройная диссоциация», «шестишаговый рефрей-минг», «взмах».

Техника интеграции якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику у участников военных действий уже на начальных этапах работы. Ее применение особенно желательно при фиксации пациента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с войной. Она может использоваться как основная, или же как вспомогательная в составе других технических приемов НЛП терапии.

Техника тройной диссоциации. Это одна из самых эффективных и быстродействующих психотехник при работе с людьми, перенесшими тяжелую психотравму, связанную с угрозой для жизни и нанесением серьезного вреда психическому или физическому благополучию. Все это характеризует участников военных действий и касается ситуаций, в которых они оказывались практически беспомощными и беззащитными. Психотравмы подобного рода часто приводят к развитию ПТСР у лиц, принимавших участие в боевых действиях. Подобная психотравма ведет к формированию своеобразной фобической реакции, имеющей, как правило, охранительный, защитный характер в специфическом контексте, связанном с опасностью для пациента. В дальнейшем, посредством обобщения, эта реакция генерализируется, т. е. этот паттерн реагирования переносится в другие неадекватные и отличные от первоначального контексты. Это, в свою очередь, приводит к формированию патологического реагирования в самом широком диапазоне ситуаций, т. е. дезадаптивному поведению и разнообразным формам невротических проявлений и делинквентного поведения, а в будущем к патохарактерологическому развитию.

В большинстве случаев данный контингент больных практически не отдает сознательного отчета в том, насколько сильно психотравмирующее переживание накладывает отпечаток на их жизнь и деформирует систему отношений. При таком характере психотравмы найти позитивное переживание достаточной интенсивности для совмещеши обоих состояний (техника якорения) просто невозможно. Здесь уместно говорить о наличии некой отщепленной части человека, которая продолжает страдать, вновь и вновь переживать прежнюю ситуацию и заставляет всю личность воспринимать и взаимодействовать с миром через призму этой боли и страдания. Отсюда становится понятной вв-обходимость отреагировать на «ущемленный аффект», психотравмирующую ситуацию, изменить к ней отношение, позволить страдающей части получить поддержку, сострадание и, в конечном итоге, интегрировать ее с личностью пациента.

В технике тройной диссоциации эти задачи решаются посредством диссоциации пациента от негативных чувств, пережитых во время психотравмы. Пациент должен посмотреть на происшедшее с ним со стороны, т. е. перейти от ассоциированного повторного переживания психотравмирующего события в диссоциированную форму. При воспоминании психотравмирующего события в ассоциированной форме человек вновь м вновь переживает его, словно оно происходит «здесь и сейчас», как бы снова и снова возвращается назад в прошлое, чтобы вновь и вновь переживать чувства безнадежности, страха и боли. Но существует другой способ восприятия и переработки информация, обеспечивающий способность, оставаясь эмоционально невовлеченным, пересмотреть со стороны свой прошлый психотравмирующий опыт и при этом располагать всеми ресурсами и знаниями личности, всем опытом прошлого, жизнеощущением настоящего и цв-леполаганием будущего. Таким способом является диссоциированная форма восприята». Обычно приятные события запоминаются в ассоциированном восприятии, а негативяие в диссоциированном. Достоинством этого вида отношения к собственному жизненному опыту является возможность оставаться сострадающим, сопереживающим, пережившим и во многом постигшим происшедшее, но в то же время существующим в настоящем, как целостная личность, смотрящая на все происшедшее со стороны. Находясь в тавой новой, более конструктивной позиции, пациент может изменить отношение к происшедшему, вернуть психотравмирующую ситуацию в ее ограниченный контекст, оказать эмоциональную поддержку страдающей части себя, повернуться к ней душой `и сердцем,

интегрироваться с ней.

Шестишаговый рефрейминг. В самом общем виде круг проблем, решаемых с помощью этой психотехники, можно разделить на два типа.

К первому, основному, относятся паттерны когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования, часто возникающие при ПТСР. Больной воспринимает их как неадекватные, не устраивающие (не удовлетворяющие) его в данном контексте, в, несмотря на понимание, он не может изменить, исправить их. К этому часто примешиваются некоторая насильственность при их возникновении и развитии, осознание кахов-то автоматичности, неуправляемости, недостаточности их сознательного контроля.

Ко второму типу относятся самые разнообразные проблемы психосоматичеошго уровня, также часто встречающиеся у участников военных действий. С помощью этой техники можно добиться: формирования новых более адекватных способов поведена»- большей цельности, интеграции личности пациента- формирования чувства доверия к себе, своим способностям и возможностям- выведения на сознательный уровень истю-ных мотивов и целей поведения. Разрешить, возникшие в результате перенесенных трагедий и наличия ПТСР, внутриличностные и межличностные конфликты.

Техника взмаха. Эта техника позволяет быстро и эффективно изменять ригидные стереотипы на более адекватные и устраивающие пациента способы реагирования. В результате формируются не только новые, более позитивные реакции, но и более продуктивный «Я-образ».<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Нейро-лингвистическое программирование (нлп)