Стратегии, используемые при заблокированной переработке
Видео: Стратегические инициативы. Выпуск 25. Переработка автомобильных покрышек в резиновый гранулят
Примерно в половине случаев, применение стандартной процедуры ДПДГ, приводит к завершению процесса переработки и излечению даже наиболее тяжелых душевныхтравм. Однако, если переработка травматического материала тормозится, ее можно стимулировать с помощью ряда дополнительных приемов:
1. Изменения направления, продолжительности, скорости или амплитуды движений глаз, постепенно сдвигая их то вверх, то вниз в горизонтальной плоскости. Больший успех дает сочетание этих приемов.
2. Сосредоточение пациента на всех телесных ощущениях сразу или только на наиболее дискомфортных из них (отбросив образ и представление), в то время, как характер движений глаз подвергается систематическим изменениям.
3. Стимулирование пациента к открытому выражению подавленных эмоций, невысказанных слов или свободному проявлению всех движений, ассоциирующихся у него с тем или иным физическим напряжением в теле. При этом выполняются серии движений глаз.
4. С началом очередной серии движений, пациенту предлагают надавить пальцем или всей рукой на то место тела, где локализуются, не меняясь, дискомфортные ощущения. Увеличение давления может привести к уменьшению негативных ощущений либо к появлению новых образов и мыслей, так или иначе связанных с травматическим воспоминанием. Проявившийся ассоциативный материал, затем избирают в качестве предмета воздействия.
5. Изменение точки фокусировки во время выполнения последующих серий движений. Пациента просят сосредоточиться на другой части образа травматического события либо сделать образ более ярким, уменьшить или увеличить его, превратить в черно-белый и т.д. Можно предложить пациенту припомнить звуковой стимул, вызывающий наибольшее беспокойство и сконцентрироваться на нем.
6. В сложных случаях применяется когнитивное взаимопереплетение. Эта стимулирующая стратегия соединяет адаптивную информацию, исходящую от психотерапевта с материалом, появляющимся в процессе психотерапии у пациента.
Существует несколько вариантов взаимопереплетения: `
• Психотерапевт сообщает пациенту новую информацию, которая позволяет повысить его степень понимания драматических событий прошлого и собственной роли в них. Затем пациенту предлагают думать о сказанном ему и проводят серию движений глаз.
• Переопределение травматической ситуации через обращение к значимым для пациента лицам. Например, один из ветеранов продолжал обвинять себя за то, что когда командир приказал пригнуться, он выполнил приказ, а его лучший друг этого не сделал и был убит. Ветеран испытывал сильное чувство вины перед погибшим за то, что он вовремя нагнулся, благодаря чему остался жив, но, как ему казалось, не сделал ничего, чтобы предотвратить смерть друга. Психотерапевт спросил пациента: «Если бы это был ваш шестнадцатилетний сын, чтобы вы велели бы ему сделать?» «Пригнуться!» - ответил ветеран. Психотерапевт предложил ему «просто думать об этом» и провел серию движений глаз, после чего чувство вины снизилось, и переработка была успешно завершена.
• Использование метафор (аналогий) в форме притч, вымышленных историй или примеров из жизни, контекстуально соответствующих проблеме пациента. С помощью аллегорических историй могут быть проведены параллели с реальной ситуацией пациента, даны скрытые подсказки для наиболее адаптивного ее разрешения. Введение метафорической информации может быть осуществлено как в ходе серии движений глаз, так и вне ее, с последующим предложением пациенту поразмыслить обо всем услышанном во время следующей серии.
• Сократический диалог, в ходе которого психотерапевт задает ряд последовательных вопросов. Отвечая на них, человек постепенно приходит к определенному логическому умозаключению. После чего ему предлагают думать об этом и проводят серию движений глаз.
Применение указанных приемов, даже в трудных случаях способствует полной переработке и нейтрализации травматического материала и устранению основных конических проявлений ПТСР.
Для успешной работы с ветеранами войны, страдающими ПТСР, следует учесть еще несколько важных моментов.
Многие ветераны страдают от мучительного чувства самообвинения, в связи с их поступками во время участия в боевых действиях. В этом случае, во-первых, необходимо помочь ветерану понять, что если он действительно настолько плохой человек, как он думает, то не стал бы страдать от этого, - плохих людей не мучает совесть на протяжении многих лет. Во-вторых, его страдания сейчас уже ничем не помогут тем, кто погиб во время войны, но они мешают ему полноценно жить и работать. Ветерану объясняет, что все его болезненные симптомы, в том числе раздражительность или вспышки гнева, нарушения сна и кошмарные сновидения, являются результатом фиксации пережитых на войне событий в нейронных структурах мозга, а лечение поможет освободиться от «застрявшей» негативной информации, следствием чего будет улучшение его душевного и физического состояния. В этой связи, ветераны могут испытывать страх, что они позабудут приобретенный на войне опыт, который им представляется важным и значимым. Психотерапевту необходимо разъяснить, что когда человек избавляется от страдании и отрицательных образов, это не означает потери памяти на события военного периода. Более того, когда он обретет способность жить более здоровой и полноценной жизнью, у него будет больше возможностей почтить память своих погибших товарищей или как-то помочь бывшим сослуживцам в трудную минуту.
Приступы неконтролируемого гнева, возникающие по незначительным поводам, также являются острой проблемой для многих ветеранов боевых действий. Они часто приводят к ухудшению отношений в семье и даже ее распаду, серьезным конфликтам с окружающими. В большинстве случаев, переработка травматических воспоминаний и соответствующих сегодняшних раздражителей, помогает пациентам лучше контролировать свое поведение. Полезно обучать их дополнительным приемам, позволяющим ветеранам справиться с проявлениями гнева: технике «Безопасное место», релаксационным упражнениям или самостоятельному использованию движений глаз при малейших признаках нервного возбуждения.
В заключении отметим, что разработанная в рамках метода ДПДГ, стратегия лечения больных с ПТСР является высокоэффективной и может привести к полному устранению болезненной симптоматики. Считается вполне допустимым сочетание отдельных процедур ДПДГ, направленных на быструю переработку ключевого травматического события, с другими психотерапевтическими подходами и (или) фармакотерапевтиче-ским воздействием, где наиболее предпочтительным представляется использование ан-тидепресеантов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие