Мужчина-неудачник
Видео: Мужчина-неудачник. Ближе к телу 51
В массмедийной культурной продукции активно продвигается образ успешного мужчины: физически сильный, профессионально состоявшийся, материально независимый. Бизнесмен, силовик, успешный журналист или высокооплачиваемый менеджер. В таких мужских образах главнейшим оказывается их социальный статус. Стоит ли говорить, что очень многие реальные мужчины этому стандарту не соответствуют и потому представляются неудачниками. Образы таких «неудачников» все чаще привлекают внимание современных авторов. В ряде произведений подвергнуты сомнению сами критерии мужской состоятельности, тиражируемые массовой культурой. Образ мужчины в таких произведениях строится на противопоставлении социальной неуспешности и богатого внутреннего мира героя. Можно сказать, что такая модель мужественности традиционна для русской культуры, которую практически не интересуют самодостаточные хозяева жизни. Многочисленные купцы и промышленники М.Горького страдают от потери человеческого контакта с окружающими, чувствуют себя несчастными.Знаком внешней «неупешности» мужского героя может быть его откровенно «немужская», если руководствоваться стереотипами, профессия, например работника среднего образования. Рассмотрим два романа популярного «серьезного» (то есть творящего вне жанрового стандарта массовой литературной продукции) прозаика Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и «Блуда и МУДО».
Герой первого произведения, созданного еще в начале 1990-х годов, — откровенный неудачник: живет в маленьком провинциальном городе, окончил университет, но, чтобы заработать на жизнь, устраивается на первую подвернувшуюся работу — учителем географии (значима «второстепенность» предмета) в ближайшую к дому среднюю школу. Ко всему прочему у героя еще и нелады с женой, за которой начинает ухаживать его бывший школьный приятель, пусть мелкий, но все-таки бизнесмен. Да и фамилия учителя как бы говоряще-незначительная — Служкин. Ученики относятся к новому географу совершенно несерьезно, отчасти потому, что он, хотя и «мужик», выполняет непрестижную и низкооплачиваемую работу, но Служкин все же находит в педагогической деятельности свое призвание. Этот сюжет вполне бы годился для советской литературы, где проводилась мысль о почетности и важности любой профессии, если бы не методы учителя географии. Служкин нисколько не стремится укрепить свой авторитет, а, напротив, устанавливает с учениками приятельские, даже панибратские отношения: выпивает с ними, откровенно рассказывает о своей личной жизни, дает затрещины, влюбляется в ученицу. Как педагог, он действует на грани профессионально допустимого, за что героя и выгоняют из школы. Но эта странная педагогическая «стратегия» приносит парадоксальные плоды: ученики Служкина на глазах взрослеют и оказываются способными на ответственные поступки. Служкин не желает играть по законам «успешных и правильных» мужчин. Он постоянно нарушает нормы и стереотипы, ради пробуждения личности подростков жертвуя репутацией правильного наставника.
В романе «Блуда и МУДО» (МУДО — «муниципальное учреждение дополнительного образования», проще говоря, Дом пионеров и школьников) педагог без специальной профессиональной подготовки Моржов оказывается в особом женском коллективе (почти все преподавательницы — одинокие женщины, самостоятельно воспитывающие детей). Здесь он реализует собственный проект по защите МУДО — единственного возможного места работы многих педагогов и места досуга немногочисленных, но все же реально существующих подростков — от захвата коммерческими структурами. И снова с формальной точки зрения герой поступает неправильно: чтобы МУДО не закрыли, он придумывает идею с «мертвыми душами», составляя списки мнимых членов кружков и секций, а чтобы преподавательницы не унывали, Моржов одаривает их обильными мужскими ласками, восполняя их социальную маргинальность женской востребованностью. Так герой А.Иванова становится творцом социально-сексуальной утопии во имя спасения тех, кто сам себе помочь не в состоянии.
В обоих романах мужественность героя реализуется парадоксально, а именно в том, что он нарушает правила, расшатывает вертикаль иерархических отношений мужского сообщества. В финале Моржов отказывается от лавров победителя, как бы устраняясь из мира, созданного им для других: для детей и беззащитных женщин (женщины-начальницы у Иванова либо играют по жестким правилам, либо являются марионетками корыстных чиновников-мужчин).
Приведенные примеры разрушают укоренившиеся в сознании многих людей представления о мужественности, подрывают гендерные стереотипы, сформировавшиеся уже в новейшей российской культуре.
Поделиться в соцсетях:
Похожие