Дизонтогенез
Видео: Логопедия
Нарушения развития мозга у детей – одна из актуальнейших проблем современной медицины (Л.О.Бадалян, 1990- В.Баэртс, 1990- В.Н.Корниенко с соавт., 1986). Для объяснения причин формирования различной врожденной и приобретенной (четкую границу между ними провести невозможно) патологии нервной системы, в том числе и детского церебрального паралича, широко используется понятие дизонтогенез. Дизонтогенез – это отклонения от нормального индивидуального развития на каком-либо этапе жизни, начиная от момента оплодотворения и заканчивания смертью. Обычно под дизонтогенезом подразумевают нарушения, возникшие в период внутриутробного развития или в течение ранней постнатальной жизни. Это не совсем верно, но расчленение непрерывного процесса индивидуальной жизни на дискретные отрезки, имеющие определенные морфофизиологические особенности, удобно в научной и терапевтической практике для анализа действия различных физиологических и патологических, в том числе и ятрогенных, лечебных (то ли физиологических, то ли патогенных) факторов и вызываемых ими отклонений в последующем индивидуальном развитии.Обычно в медицинской литературе, в том числе и по ДЦПологии, понятие “дизонтогенез” не раскрывается и не иллюстрируется конкретными примерами, а нередко и вовсе применяется бездоказательно. Для того, чтобы четко представлять себе, каким образом и на каком этапе индивидуального развития (стоит напомнить, что так называемое индивидуальное развитие идет всю жизнь индивида) та или иная – и какая именно, каким образом и почему – вредность (тоже неконкретизированное понятие) вызывает отклонения от нормального развития, необходим анализ определенных периодов онтогенеза, в нашем случае – нейроонтогенеза (и частично – ангиоонтогенеза, миоонтогенеза и других “онтогенезов”), начиная от оплодотворения и, как минимум, с учетом рассматриваемой темы, до подросткового и юношеского возраста. При этом стоит помнить, что та или иная вредность действует на живую ткань организма в целом, так что рассмотрение только изменений в нервной системе, возникших в результате этого действия, в определенной мере условно. Ниже будут приведены некоторые данные из биологии развития человека и животных, генетики и эмбриологии, обычно не рассматриваемые в монографиях на эту тему – ДЦП, но, на взгляд автора данного обзора, необходимые для большего понимания этиопатогенеза – и дизонтогенеза как этиопатогенеза – и, соответственно, более правильного лечения детского церебрального паралича и другой неврологической патологии.
Поделиться в соцсетях:
Похожие