lovmedgu.ru

Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы

Психологическое обеспечение задач, связанных с несением боевого дежурства и караульной службы, является важной предпосылкой и условием эффективного функционирования психики воинов в процессе их выполнения, предупреждения негативных психических явлений и процессов.

Психологическое обеспечение как вид деятельности характеризуется комплексом мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую (учебно-боевую) задачу в любых условиях обстановки.

Основной целью психологического обеспечения является достижение устойчивого и эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения задач воинской деятельности.

Содержание психологического обеспечения определяется спецификой конкретной задачи. Причем расстановка психологических приоритетов в каждом из видов Вооруженных сил и родов войск также имеет свои особенности.

Например, в ВМФ специфика психологического обеспечения боевого дежурства связана с рядом существенных факторов:

• влиянием грозных, необычных явлений морской стихии, качкой («морская болезнь»)-

• длительностью (много месяцев) больших нагрузок- однообразием (монотонностью) воздействий на психику моряков одних и тех же факторов-

• психической депривацией, психическим застоем (притуплением)-

• ограниченностью подвижности (гипокинезия, гиподинамия)-

• ограниченностью круга лиц для осуществления контакта, длительным отрывом от семьи, близких-

• сексуальным воздержанием-

• сменой климатических зон и времени года-

• ограниченными условиями отдыха и обитаемостью корабля (приспособленность к жизни человека).

Для деятельности военнослужащих войск ПВО, несущих боевое дежурство, основными факторами, влияющими на психику воинов, являются государственная значимость решаемых задач, внезапность, дефицит времени, неопределенность и т. д. Причем в зависимости от ситуации деятельности (ситуация ожидания сигнала или команды, время которого не определено, ситуация получения сигнала и выполнения задачи по основному предназначению) иерархия данных факторов значительно меняется [91].

Основными задачами психологического обеспечения являются: 1) всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности, выявление негативных психологических факторов, влияющих на психику военнослужащих, выработка практических рекомендаций по их профилактике и преодолению-

2) выявление у военнослужащих психологических качеств и состояний, препятствующих возможности несения ими службы, а также оценка психологической совместимости личного состава дежурных смен (боевых расчетов, караула)-

3) обучение военнослужащих приемам психической саморегуляции, позволяющим активизировать служебную деятельность и предупредить возникновение негативных состояний-

4) восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.

Психологическую работу, проводимую должностными лицами и психологом воинской части, можно разделить на четыре основных этапа.

1. Организационный этап. Психолог воинской части на этом этапе (перед началом летнего и зимнего периодов обучения) проводит психологическое изучение военнослужащих и состояния межличностных отношений в воинских коллективах, инструктивно-методические занятия с командирами и личным составом. По итогам изучения личного состава (в том числе и пополнения) командиру воинской части он представляет списки военнослужащих, которые не рекомендуются для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для такого заключения является наличие у военнослужащих нервно-психической неустойчивости. Форма отчетности психолога: «Акт проведения психологического обследования о допуске к несению боевого дежурства (караульной службы)». С учетом рекомендаций психолога издается приказ по воинской части «О составе дежурных боевых смен». Кроме того, психологом части проводятся практические занятия с военнослужащими по ознакомлению и обучению их приемам и методам психической саморегуляции. Ежеквартально проводится промежуточное психологическое обследование личного состава (форма отчетности: «Акт проведения ежеквартального психологического обследования дежурных смен», срок хранения — 2 года). Промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен включает в себя:

• изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плану психолога воинской части-

• изучение межличностных отношений в составе расчетов, смей.

2. Этап подготовки к несению службы. Он начинается за 2-3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул. В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам. Офицеры подразделений осуществляют включенное наблюдение в целях выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и дополнительного углубленного психологического их изучения. Особое внимание уделяется таким проявлениям, как повышенная рассеянность, несобранность, заторможенность, нескоординированность действий, повышенная раздражительность, конфликтность, уныние, апатия, тревожность, быстрые колебания настроения, быстрая утомляемость.

Углубленное психологическое обследование военнослужащих проводит психолог воинской части (см. приложение 15). По результатам обследования оцениваются реальная психологическая готовность и морально-психологическое состояние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул.

3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. При несении службы основные усилия направляются на создание обстановки оптимальной готовности к немедленным действиям по боевому расчету и другим внезапным изменениям. На данном этапе достигается соотношение необходимого и достаточного количества проверок несения службы, осуществляется контроль за материально-техническим обеспечением и своевременным и рациональным питанием личного состава.

В ходе несения боевого дежурства, караульной службы с военнослужащими из состава отдыхающей смены проводятся психогигиенические и психопрофилактические мероприятия (психологическая гимнастика, психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.), выполняются психотехнические упражнения, направленные на поддержание бдительности и психологической готовности военнослужащих. Их проводят специально подготовленные психологом военнослужащие.

Визуально или коммуникативным общением оценивается психологическое состояние отдельных военнослужащих, выявляются преобладающие психологические реакции. Офицеры осуществляют включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель наблюдения — выявить воинов с повышенной психической нагрузкой. В конце проверки оформляется специальный план-схема наблюдения (рис. 1.18).

По результатам наблюдения в зависимости от количества регистрируемых признаков в отношении военнослужащего принимается определенное решение — усилить контроль, произвести замену в составе смены, расчета и т. д.

4. Этап после смены с боевого дежурства, караула. Для личного состава после смены с боевого дежурства, караула организуется комплекс мероприятий по психофизиологическому восстановлению. Кроме спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, с номерами расчетов и смен в комнате психологической помощи проводятся групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-психической релаксации с прослушиванием (просмотром) специальных аудио- и видеокассет, а также другие мероприятия, направленные на снятие нервно-психической нагрузки и подготовку военнослужащих к очередному заступлению на боевое дежурство (в караул).

Организуя подготовку личного состава к заступлению для несения службы, должностные лица обязаны учитывать некоторые правила, связанные с психологическими особенностями несения боевого дежурства и караульной службы. Среди факторов, оказывающих влияние на психологическое самочувствие военнослужащих, на их работоспособность и успешность выполнения обязанностей по службе, следует назвать влияние цикличности па психику военнослужащих. Ученые давно выявили влияние геомагнитных и гравитационных полей на самочувствие людей. Наряду с долгими биоритмами (12-летний, годичный, физический (23 дня), эмоциональный (28 дней), интеллектуальный (33 дня), недельный и другие — всего более 300) существуют и так называемые короткие биоритмы, цикличность которых колеблется в течение суток, а их периоды составляют 4-6 часов. В течение суток работоспособность человека пять раз достигает максимума и пять раз снижается до определенного минимума. «Подъемы» приходятся на 5 часов, 11, 16, 20 и 24, а «спады» фиксируются около 2, 9, 14, 18, 22 часов.



План-схема наблюдения за внешними проявлениями эмоциональных состояний военнослужащих в процессе несения боевого дежурства



Рис. 1.18.

План-схема наблюдения за внешними проявлениями эмоциональных состояний военнослужащих в процессе несения боевого дежурства

(караульной службы)

Замечено, что большинство нарушений, например сон на посту, приходится как раз на время действия циклов «спада». Поэтому необходимо следить, чтобы военнослужащие каждый раз заступали в караул, на боевое дежурство в разные смены. Кроме того, установлено, что для приема пищи тоже существуют свои наиболее благоприятные часы — 0, 5, 10, 15 и 19 часов. В карауле целесообразно предоставить военнослужащим возможность для приема пищи и в ночное время — примерно с 0 до 2 и с 4 до 5 часов [76, 91, 97].

Серьезная нагрузка на психику военнослужащих ложится в ходе несения боевого дежурства. В значительной степени это связано с необходимостью поддержания определенного уровня мобилизованности психических сил. Данное состояние — состояние психической готовности — рассматривается как мотивационно-волевое состояние психики, обеспечивающее актуализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода от ожидания экстренного сигнала, время поступления которого не определено, к активным боевым действиям [163].

Состояние готовности имеет индивидуальный характер и связано с экономичностью протекания психических процессов, определяющих уровень психической напряженности военнослужащего. Нахождение в таком состоянии

в течение длительного времени может, в свою очередь, вызывать негативные состояния:

• состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают профессионально-боевые возможности военнослужащего-

• состояние «монотонии», когда в результате однообразной деятельности, «ненасыщенного» интереса сужается объем внимания и психическое напряжение резко уменьшается-

• состояние «привычности», когда снижается эмоциональность ожидаемого события (возникновение боевых действий), а само оно кажется человеку маловероятным-

• состояние «усталости, утомления» как результат истощения физических и психических ресурсов человека под влиянием длительной перегрузки, психического напряжения.

Психические состояния военнослужащих в процессе несения службы тесно связаны с его работоспособностью. Именно работоспособность раскрывает физиологическое состояние организма — мышц, органов, нервной системы, обеспеченность энергией, которая может реализовываться в конкретных продуктах деятельности. Процесс расходования энергии в ходе деятельности ведет к утомлению — физиологическому состоянию, препятствующему эффективной деятельности. Различают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. Остаточные явления утомления нередко проявляются на следующий день или в течение более продолжительного времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью восстановительного периода, имеет различные степени выраженности, каждой из которых должны соответствовать свои коррекционно-профилактиче-ские мероприятия: отдых на природе, отпуск, занятия физкультурой, упорядочение сна, лечение у специалистов и т. д.

Степень утомления субъективно отражается психикой как усталость. Это психическое состояние человека, препятствующее реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности. В исследованиях военных психологов установлено, что в течение всего периода несения службы уровень работоспособности, определяющий эффективность деятельности, подвержен значительным колебаниям [91,163]. Выделяются, по крайней мере, три (разы, связанные с различным уровнем работоспособности и продуктивности деятельности:

1) фаза нарастания продуктивности-

2) фаза устойчивой наилучшей продуктивности-

3) фаза падения продуктивности (рис. 1.19).

Фаза нарастания продуктивности связана с так называемым процессом вра-батывания человека в осуществляемую деятельность и ее условия. Данный процесс можно разделить на два периода: период грубого и период тонкого врабаты-вания. Процесс врабатывания характеризуется привыканием личного состава к обстановке несения службы, «перестройкой» психики на рабочий лад. Примерная продолжительность врабатывания — 10-15 минут, но у разных людей оно происходит по-разному и зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей, мотивации, психического состояния, сформированности профессиональных умений и навыков и т. п. Различие во времени связано также и с тем,

какой анализатор является ведущим для специалиста той или иной профессии. Например, адаптация слуха происходит в течение одной минуты, обоняния — 3-5 минут, а зрения — 30-40 минут. На этой фазе возможны значительные колебания (до 40%) производительности труда, точности операций, качества работы. Фаза устойчивой наилучшей продуктивности отличается самыми высокими показателями работы, положительными эмоциями и отсутствием признаков утомления. Энергетические затраты организма успевают полностью компенсироваться. На этой фазе выделяют два периода (см. рис. 1.19): период оптимальной работоспособности (3) и период полной компенсации утомления (4).



1 — период экстренного врабатывания-

2 — период тонкого врабатывания-

3 -— период оптимальной работоспособности-

4 — период полной компенсации утомления-

5 — период неустойчивой компенсации утомления-

6 — период прогрессивного снижения продуктивности-

7 — «конечный прорыв»

Рис. 1.19. Динамика продуктивности деятельности и работоспособности организма при непрерывной длительной работе

Период оптимальной работоспособности характеризуется высокой и устойчивой производительностью труда, положительными эмоциями.

В период полной компенсации наблюдаются первые признаки усталости, необходимости в отдельные моменты более тщательного сосредоточения внимания на выполняемых действиях и операциях, однако эффективность деятельности остается на уровне нормативных требований. Соотношение периодов и их общее время зависят от многих факторов: от запаса энергетических ресурсов, то есть выносливости, воинского мастерства, состояния здоровья, режима питания, сложности решаемых задач, слаженности расчета и т. д. Данная фаза занимает основную часть рабочего цикла (не менее 50% рабочего времени).

Фаза падения продуктивности характеризуется действием достаточно сильного нарастания утомления. Военнослужащий уже не может компенсировать утомление полностью. Данная фаза состоит из нескольких периодов.

В период неустойчивой компенсации (5) начинают сказываться последствия утомления, волевым усилием уже не удается поддерживать высокий уровень производительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обстановки. Все ярче проявляются признаки утомления и чувство усталости.

В период прогрессивного снижения эффективности деятельности (6) происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Утомление быстро нарастает, увеличивается количество ошибок, таких как нарушение последовательности работы, пропуск операции или действия, неправильные решения, сбой в действиях и т. п.

Период конечного порыва (7) может наблюдаться за 20-30 минут до конца несения службы и выражаться в повышении эффективности боевой деятельности. Такое повышение дееспособности связано с улучшением настроения военнослужащего в преддверии окончания боевого дежурства, службы в карауле, с мобилизацией оставшихся энергетических ресурсов.

С учетом приведенной динамики должны планироваться профилактические мероприятия по предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Кратко остановимся на их основном содержании.

1. Планирование и организация эргономических условий, способствующих сохранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещенность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устранение лишнего шума и т. п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают артериальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, действуют успокаивающе [76, 91].

2. Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения службы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая нагрузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает двигательное голодание — своеобразное заболевание, называемое гиподинамией. Это явление характерно, прежде всего, для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежелании двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливости.

Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подземных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозможность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т. п.). В изоляции человек, лишаясь привычных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возникновении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого внимания со стороны командного звена и психолога.

3. Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и особенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных условий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятельности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепляющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при отсутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отягощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться причиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессиональных кризисов и заболеваний.

4. Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психологической совместимости.

5. Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологических тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, смены. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализировать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуациях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сходные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средством преодоления возможных негативных психических состояний.

6. Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержания бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передвижения по маршруту — через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140-150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10-12 шагов усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические приемы активирующего самовоздействия.

Психическая саморегуляция (ПС) — это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности.

Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие рассогласования цир-кадианных ритмов организма, нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле.

Способность к освоению приемов психической саморегуляции обусловливается особенностями нервно-психической сферы человека. Так, многочисленными исследованиями установлено, что физиологические процессы, протекающие в организме, опосредствованы психической энергией [57, 76, 118]. Задача человека — «направить» эту энергию, используя образно-эмоциональные конструкты, в нужном направлении. Поэтому освоить приемы ПС легче людям с «художественным» типом нервной системы, труднее — тем, у кого логический склад ума. Регулирующее влияние приемов психической саморегуляции осуществляется по типу «возбуждение (мобилизация) — успокоение (релаксация)».

Назовем основные методы и приемы психической саморегуляции.

1. Аутогенная тренировка (AT) — система упражнений для достижения состояния аутогенного погружения, в котором открывается возможность влиять с, помощью образных представлений, подкрепляемых словесными внушениями, на вегетативную нервную систему и через нее — на функционирование внутренних органов. Лечебное действие AT связано с мышечным расслаблением за счет произвольного изменения тонуса мышц, использованием активной роли представлений, мыслительных образов и словесным самовнушением, выполняемыми в особом состоянии погружения, когда внушаемость повышена. Сеансы самовнушения можно проводить в любое время, 3-4 раза в день, используя для этого тихое помещение с неярким освещением.

В целях предупреждения возможных негативных состояний, вызванных фактором неопределенности, новизны, внезапности, могут проводиться идеомоторные тренировки. Это эффективное средство профессиональной и психологической подготовки специалистов. Основой идеомоторных тренировок является «мысленное проигрывание» своих действий в разных ситуациях. Причем мысленный образ движений обязательно связан с мышечно-суставным чувством, т. е. с физическими движениями. Идеомоторное действие должно быть представлено настолько ясно, что военнослужащий будет невольно совершать движения. В качестве содержания для «проигрывания» своих действий берутся реальные типичные ситуации из специального банка психологических паспортов возможных боевых ситуаций, созданного ведущими специалистами рода войск, вида Вооруженных сил.

Управляя воображением, караульный может мысленно представить возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий. Например: «А что если за углом нарушитель? — Значит, надо перед поворотом отойти на 2-3 метра от стены и сосредоточиться...» Это позволяет предупредить неблагоприятный исход и быть готовым к неожиданностям.

2. Мобилизующее и успокаивающее дыхание. В арсенале противострессовых средств особое значение имеет правильное дыхание. Различают два вида дыхания: верхнее (ключичное) и нижнее (брюшное). Правильно поставленное дыхание увеличивает степень оксигеиации крови, вовлекает в дыхательный акт все этажи легких, массирует внутренние органы.

Успокаивающий тип дыхания (брюшное дыхание с относительно коротким вдохом и длинным выдохом с последующей задержкой) используется для нейтрализации избыточного возбуждения после конфликтных, стрессовых ситуаций, снятия нервно-психического напряжения и восстановления психического равновесия.

Мобилизующий тип дыхания (ключичное дыхание с вдохом средней величины, некоторой задержкой дыхания и резким выдохом) помогает преодолеть сонливость, вялость, утомление, связанные с монотонной работой, и мобилизует внимание. Такой тип дыхания положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, пищеварительные органы, тканевый обмен, повышает функциональные возможности организма, определяя его общий тонус и бодрое состояние.

3. Регуляция мышечного тонуса (релаксация). Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, расслабление) — это состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Коротко рассмотрим физиологическую основу релаксации.

Каждая негативная эмоция имеет свое «представительство» в мышцах, составляющих до 40% от массы тела. При нервно-эмоциональном возбуждении головной мозг посылает на периферию повышенный поток информации в виде нервных импульсов, создавая перенапряжение мышц и вызывая возникновение мышечных зажимов. Чем напряженнее мышцы, тем больше проприоцептивной импульсации поступает обратно в головной мозг, создавая, в свою очередь, в нем очаги повышенной возбудимости. Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психического возбуждения.

Овладение саморасслаблением базируется на сопоставлении ощущений, т. е. когда мышца находится в напряженном состоянии и в расслабленном. Каждое упражнение состоит из двух фаз — напряжения (после глубокого вдоха) и резкого расслабления (после выдоха). Задача заключается в осознании и запоминании состояния расслабленной мышцы, которое в дальнейшем легко вызывается.

Снижать мышечный тонус можно посредством самовнушения (софрология) — особым образом построенных словесных формул, а также посредством самомассажа и воздействия па биологически активные точки.

Практика самомассажа базируется на том, что некоторые участки кожи отличаются большой активностью, высоким уровнем обменных процессов и особым биоэлектрическим режимом. Поэтому воздействие на них позволяет стабилизировать центральную нервную систему.

Самая большая концентрация биологически активных точек находится на коже ушей, внешней и внутренней поверхностях кистей рук, подошвах ног, лице, шее и под волосами головы. Поэтому в интересах гармонизации деятельности всех жизненно важных органов и приобретения «щита» от стресса рекомендуется по нескольку раз в день производить легкий массаж данных участков (перед этим обязательно умыться холодной водой и помыть руки). Самомассаж проводят подушечками пальцев спиралеобразными надавливающими движениями, последовательно переходя от мышц лба, щек, скул, затылка, шеи к плечам, предплечьям, кистям рук и т. д.

4. На базе релаксационных упражнений в условиях несения боевого дежурства, службы в карауле военнослужащими может осуществляться самоконтроль функционального состояния. Этот прием используется главным образом в ходе выполнения задачи и основывается на использовании навыка постановки самому себе ряда вопросов, относящихся к основным параметрам функционального состояния, в целях оказания влияния на это состояние.

Первая группа вопросов касается самоконтроля мышечного тонуса. Например: «Не скован ли я? Где мышечные зажимы? Не сильно ли сжимаю оружие?» Обнаружив скованность, человек принимает меры по релаксации соответствующих мышц.

Вторая группа вопросов относится к контролю мимики и пантомимики: «Не сжал ли челюсти? Не втянул ли голову в плечи? Естественна ли поза?» После этого осуществляется соответствующее самовоздействие.

Третья группа вопросов касается контроля ритма дыхания и частоты сердечных сокращений: «Нет ли прерывистого, учащенного, поверхностного дыхания? Не колотится ли сердце?» После этого рекомендуется сделать два-три глубоких вдоха с продолжительным выдохом и перейти на ритмичное брюшное дыхание.

5. Надо сказать еще об одном приеме — пред- и послесонном самовнушении. Особенностью приема по сравнению с обычным самовнушением является использование не специально вызываемого состояния аутогенного погружения, а естественно возникающих состояний сомнолентности, сопровождающих физиологический сон на его начальной и завершающей стадиях. Перед сном военнослужащий формулирует в соответствии с правилами построения самовнушения одну из наиболее актуальных предстоящих проблем (например, снять чрезмерное волнение перед ответственным этапом, снять усталость и т. п.), а затем по мере погружения в сон на фоне возникающего дремотного состояния вводит в подсознание формулами самовнушения информацию о том, что сон и возможные сновидения будут способствовать разрешению сформулированной проблемы. После пробуждения, не выходя из просоночного состояния, он закрепляет эту установку в утвердительной форме. Данный прием позволяет повысить субъективную уверенность в успехе ощущением того, что внутренняя работа в направлении цели идет непрерывно, в том числе и в период сна.

Таковы некоторые методы психологической работы, позволяющие оптимизировать психологические характеристики военнослужащих, обеспечивающие их высокую психологическую готовность к выполнению различных задач воинской деятельности и поддерживающие их психологическое здоровье.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие психологические трудности вызывает у военнослужащих выполнение задач боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы?

2. Каковы критерии психологической готовности военнослужащих к выполнению задач воинской службы?

3. Из каких действий складывается работа по психологическому обеспечению выполнения задач караульной службы, боевого дежурства?

4. Каковы возможности методик саморегуляции психических состояний по обеспечению психологической готовности военнослужащих?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М, 1998.

3. Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.

4. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

5. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

6. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в учебной деятельности. — М., 1981.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.

8. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. — М., 1998.

9. Психические состояния: Хрестоматия. — СПб., 2000.

10. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

11. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Федеико. — М., 1990.

12. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы