Критерии эффективности психологической работыи профессиональной деятельности психолога воинской части
Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной деятельности психолога обусловлена недостаточным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия его профессиональной компетентности и результатов труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы.Вместе с тем критерии, применяемые для оценки труда психолога, должны отражать операционализированный и наполненный психологическим содержанием социальный заказ на деятельность этих специалистов в войсках, сформулированный в соответствующих документах. Они обязаны выступать своеобразным дифференцирующим инструментом, позволяющим следующее:
• соотносить уровни профессиональной компетентности и эффективности деятельности у различных психологов-
• определять динамику профессионального совершенствования специалистов*
• проводить разграничение сфер ответственности и определять личный вклад субъектов психологической работы в решение общих задач-
• обеспечивать однозначность их понимания со стороны различных должностных лиц.
Анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения` ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.
Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.
Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 1.11).
Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:
• в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога-
• наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части-
• данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период-
• использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.
Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).
Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:
а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность)-
б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие творчества).
Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям.
Видео: ВЕБИНАР "Феникс. 10003"
К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:• психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления-
• знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части-
• знание и соблюдение этических норм деятельности-
• самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.)-
• владение навыками эффективной профессиональной коммуникации-
• умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени-
• полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.Показателями эффективности психологической работы могут выступать:
• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики-
• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания-
• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми-
• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы-
• объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам-
• систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.
Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько критериев ее эффективности.
1. Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы.
Высокий уровень (3 балла)Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Обеспечена объективная Мероприятия, связанные Отсутствует система в пла-
диагностика психологической с психологической подготов- нировании и проведении
готовности военнослужащих кой в/с к выполнению задачи, мероприятий психологиче-
к выполнению учебно- не в полной мере обеспечи- ского обеспечения задач
боевых задач, исключены вают изучение и моделиро- караульной службы
случаи заступления в караул вание ее условий, носят (б/дежурства)- допуск к несе-
(на дежурство) лиц с низким эпизодический характер- нию службы и комплектова-
уровнем НПУ- должностные при оценке морально- ние смен (б/расчета) произ-
лица владеют навыками и психологического состояния водятся без учета данных
методиками оценки функ- л/с используется ограничен- об оценке психологических
ционального состояния в/с ный круг методик, не всегда свойств и состояний в/с-
в процессе несения службы (выполнения задачи)- военнослужащие обучены и владеют навыками психической саморегуляции- проводятся мероприятия по восстановлению психических и физических сил в/с после караула
учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совместимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность- в/с и должностные лица слабо владеют навыками психической саморегуляции и дигностики психических состояний
наблюдение за психологическими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется- должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негативных псих, явлений, особенностей реакций и состояний в/с- у л/с отсутствуют навыки и умения психической саморегуляции
2. Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих.
Высокий уровень (3 балла)
Средний уровень (2 балла)
Низкий уровень (1 балл)
Мероприятия психологического обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготовке- изучаются и прогнозируются уровни психической напряженности л/с в ходе применения определенных методических приемов и средств- должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции психических состояний-качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психическую устойчивость в/с
Мероприятия психологической подготовки носят эпизодический характер, действия должностных лиц не согласованы- проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с- отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности- предложения психолога по использованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогнозируемый уровень психологической напряженности и объем необходимой психологической помощи
Мероприятия психологической подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психических травм и оказанию психологической помощи не проводятся- психологическая готовность и психологическая устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач
3. Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с личным составом на положения психологической теории и результаты военно-психологических исследований как показатель эффективности деятельности психолога.
Высокий уровень (3 балла)
Офицеры постоянно интересуются вопросами психологии, владеют навыками психологической диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с военнослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устойчивых результатов в работе с подчиненными
Средний уровень (2 балла)
Офицеры иногда интересуются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретические положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер
Низкий уровень (1 балл)
У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить
4. Качество профессионального психологического отбора и распределения во нослужащих^ Оно определяется степенью соответствия используемыхходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особен
ностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия тоебов конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирически* признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели воен нослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удовлетворенности воинским коллективом и воинской специальностью.
При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере, три аспекта:
1) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции-
2) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия-
3) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.
Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчивость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи (система критериев и показателей оценки психологической работы и профессиональной деятельности психолога представлены в приложениях 10, И, 17).
Поделиться в соцсетях:
Похожие