lovmedgu.ru

Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы

Организационный этап (перед началом зимнего и летнего периода обучения).

Психолог части проводит психологическое изучение военнослужащих, инструктивно-методические занятия с командирами и личным составом. Представляет командиру полка списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего нервно-психической неустойчивости. Форма отчетности психолога: «Акт проведения психологического обследования о допуске к несению боевого дежурства, (караульной службе)». С учетом рекомендаций психолога издается приказ по части «О составе дежурных боевых смен».

Психологическое обследование личного состава при допуске к боевому дежурству включает в себя:

1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих (проводится в период изучения молодого пополнения).

2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен (проводится не ранее чем через 4 - 6 недель после комплектования подразделений).

3. Изучение условий несения боевого дежурства (социально-психологическая обстановка на боевом дежурстве).

Промежуточное психологическое обследование проводится ежеквартально. Форма отчетности: «Акт проведения ежеквартального психологического обследования дежурных смен». Срок хранения 2 года.

Промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен включает в себя:

1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плана психолога части.

2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен.

Этап подготовки к несению службы (начинается за 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул).

В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам.

В первый день подготовки:

Командирами подразделений проводится не включенное, открытое наблюдение с целью выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и проведения с ними дополнительного углубленного психологического изучения (обследования).

Углубленное психологическое обследование военнослужащих, осуществляет психолог части, по результатам которого оценивает реальные психологическую готовность и морально-психологическое состояние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул. Выявляет военнослужащих, требующих психокоррекционного, психопрофилактического воздействия.

Вариант углубленного психологического обследования военнослужащих психологом воинской части (подготовленными командирами):

1. Психолог части проводит краткий инструктаж военнослужащих, с которыми будет проводиться тестирование:

«Сейчас Вам будут поочередно представлены на плакатах три теста. Ваша задача уяснить порядок ответов на вопросы каждого теста и заполнить таблицы соответствующих тестов в регистрационном бланке».

2. Представляет присутствующим плакат N 4 с регистрационным бланком и объясняет порядок его заполнения. Отвечает на возникшие вопросы.

3. Открывает плакат N 1 со стимульным материалом методики экспресс-оценки морально-психологического состояния. Читает инструкцию, написанную на плакате, отвечает на вопросы.

4. Дает команду на начало работы. Контролирует заполнение таблиц N 1. Аналогичную процедуру проводит по заполнению таблиц NN 2, 3.

5. По окончанию тестирования, закрывает плакаты и собирает регистрационные бланки.



Описание плакатов

Плакат № 1

Инструкция: Оцените пожалуйста свое состояние и занесите в регистрационный бланк в графу «Таблица № 1» тот номер ответа на данный вопрос, который в большей степени характеризует Вас в настоящее время.

1. Состояние физического дискомфорта:

1 - наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе-

2 - имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе-

3 - полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Наличие болевых ощущений:

1 - имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе-

2 - болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе-

3 - полное отсутствие каких-либо болей.

3. Температурные ощущения:

1 - ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»-

2 - ощущение тепла, повышение температуры тела-

3 - отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

4. Оценка восприимчивости, чувствительности к внешним раздражителям:

1 - резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях-

2 - умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям не мешающее работе-

3 - отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

5. Особенности сна:

1 - беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне-

2 - нормальный обычный сон-

3 - хороший, крепкий, освежающий сон накануне.

6. Особенности внимания:

1 - ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость-

2 - обычное внимание, без каких либо изменений-

3 - улучшение способности к сосредоточению, отвлечению от посторонних дел.

7. Особенности умственной работоспособности:

1 - значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость-

2 - обычная умственная работоспособность-

3 - повышение умственной работоспособности.

8. Состояние мышечного тонуса:

1 - значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук-

2 - умеренное повышение мышечного тонуса, некоторое мышечное напряжение (сжатые кулаки, сжатый рот)-

3 - обычный мышечный тонус.

9. Оценка помехоустойчивости:

1 - значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях-

2 - обычное состояние без каких-либо изменений-

3 - повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех.

10. Особенности речи:

1 - нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос-

2 - обычная речь-

3 - повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества.

11. Общая оценка психического состояния:

1 - чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса-

2 - обычное состояние-

3 - состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус.

12. Степень распространенности признаков напряжения:

1 - большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма-

2 - отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие ее продуктивности-

3 - единичные слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание.

13. Частота возникновения признаков и состояния напряжения:

1 - признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин-

2 - некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций-

3 - признаки напряжения не развиваются практически никогда.

14. Наличие психологического дискомфорта:

1 - резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики-

2 - единичные случаи быстро проходящих дискомфортных ощущений, не мешающих работе-

3 - отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, чувство внутреннего комфорта.



Плакат № 2

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и, в зависимости от Вашего состояния в данный момент, занесите номер одного из четырех вариантов ответа, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 2». Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.





Плакат № 3

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и занесите номер одного из четырех предложенных вариантов ответа, который в большей степени соответствует Вашему обычному состоянию, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 3». Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.





Плакат № 4

Регистрационный бланк



(Воинское звание, фамилия, инициалы, подразделение)

Регистрационный бланк

Порядок обработки результатов:

Отмеченные военнослужащим баллы в тестах 1, 2, 3 суммируются, при этом в тесте N 2 вопросам N 1- 2- 5- 8- 10- 11- 15- 16- 19- 20 присваиваются баллы в обратном порядке от отмеченных, т.е. 1 балл = 4 баллам- 2 балла = 3 баллам- 3 балла = 2 баллам- 4 балла = 1 баллу. То же самое делается в тесте N 3 по вопросам N 1- 6- 7- 10- 16- 19.

Для удобства обработки тестов N 2 и N 3 рекомендуется изготовить по два трафарета для прямого и обратного подсчета баллов. Итоговое суждение о результатах тестирования выносится по таблице.





При выработке итогового заключения учитываются индивидуальные особенности военнослужащего, конкретные условия несения боевого дежурства, караульной службы и на основе этого, при необходимости, корректируется формулировка итогового заключения.

При получении соотношений результатов, не описанных в таблице, морально-психологическое состояние военнослужащего признается соответствующим требованиям, предъявляемым к несению боевого дежурства.

Во второй день подготовки.

В ходе проведения зачетного комплексного занятия (ЗКЗ) командирами ведется не включенное, открытое наблюдение, делаются соответствующие пометки в план-схеме наблюдения.

По результатам двух этапов психолог составляет акт (запись в ЖБД, в постовой ведомости) о допуске к несению боевого дежурства, караульной службе.

План-схема наблюдения

(Вариант)



План-схема наблюдения



Наблюдение ведется за конкретными должностными лицами, отмеченными в план-схеме наблюдения. При факте фиксации одного проявления, в соответствующей графе ставиться знак «+».



По результатам наблюдения:

За военнослужащими, получившими 1 - 2 факта фиксации - усиливается контроль.

С военнослужащими, получившими 3 - 4 и более фактов фиксации психолог проводит психодиагностическую беседу и принимает соответствующее решение.



Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле.

В ходе несения боевого дежурства, караульной службы с военнослужащими, из состава отдыхающей смены, проводятся психогигиенические и психопрофилактические мероприятия (психологическая гимнастика, психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.). Мероприятия проводят подготовленные психологом офицеры (психолог).

В ходе несения, проверки боевого дежурства, караульной службы командирами (начальниками) проводится включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. В конце проверки оформляется план-схема наблюдения.

Цель наблюдения: выявление военнослужащих с повышенной психической нагрузкой.

План-схема наблюдения

(Вариант)

План-схема наблюдения



По результатам наблюдения:

1 - 4 факта фиксации - необходимо усилить контроль за военнослужащим-

5 и более фактов фиксации - провести психодиагностическую беседу с целью определения направленности требуемых психогигиенических, психокоррекционных мероприятий. При этом, как исключительная мера - возможна замена военнослужащего в составе смены, расчета.

Этап после смены с боевого дежурства, караула.

После смены с боевого дежурства, караула с личным составом проводится комплекс мероприятий по психофизиологическому восстановлению.

Кроме спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, с номерами расчетов и смен, в комнате психологической разгрузки проводятся групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-психической релаксации с прослушиванием (просмотром) специальных аудио- и видеокассет и другие мероприятия по снятию нервно-психической нагрузки и подготовке военнослужащих к очередному заступлению на боевое дежурство, в караул.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы