Научные направления и школы психологии
Видео: Кравцова Т.М. Современные научные школы: глубинная психология
Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие – либо не замечаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.
Представители определенных теоретических направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.
Научная школа – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний
Каждый из представленных в науке гносеологических подходов к пониманию психического, а значит, и к пониманию предмета и содержания психологической науки имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую копилку психологической науки. Поэтому в психологии, как впрочем и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос, какой подход наиболее верный. Все подходы имеют свои достоинства и недостатки. Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.
В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика и др.
Душа как предмет психологии
И в наше время, и много лет назад было принято для объяснения поведения других людей ссылаться на проявления их “души”. Тем самым в первую очередь признается наличие некоторых факторов, значимых для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступных для непосредственного восприятия. Это само по себе уже положительно, поскольку вносит в анализ той или иной ситуации признание факторов, не поддающихся точному учету. Однако только признания недостаточно. От научного критерия требуется и определенная прогностическая функция - как поведет себя эта “душа” в ходе изменения ситуации. Тогда и возникают определенные трудности, связанные с уровнем научной разработанности самой этой научной категории.
Видео: Василий Ключарев: "Нейротехнологии – технологии, стирающие границы между человеком и его средой"
Рис. 4.
Представления о психическом как проявлении “души”
Видео: Направление подготовки: Психология
Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки. В Древней Греции можно встретить следующие взгляды на душу:
- душа – искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит)-
- душа как соединение атомов (Демокрит)-
- душа как результат смешения трех жидкостей – крови, желчи и слизи (Гиппократ). Впоследствии это дало начало учению о темпераментах (латинский термин)-
- душа как целостное образование, возникшее благодаря «НУСу» – разуму (Анаксагор)-
- душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон)-
- душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель)-
- душа как модификация первоогня – пневмы (стоики во главе с Зеноном)-
- душа как соединение движущихся атомов (Эпикур, Лукреций и др.)-
Таким образом, уже в Древней Греции наметились подходы:
- идеалистический и материалистический к пониманию сущности души-
- целостный и атомистический к пониманию структуры психики-
- статический и динамический к пониманию формы существования души.
Период средних веков характеризуется влиянием на представления о душе религиозных учений – христианства и ислама. Вместе с тем арабоязычная наука, например, вобрала в себя достижения и древних греков, а также ученых Индии и других стран.
На заре средних веков (YI – XYI в.в.) творил христианский мыслитель Августин (IY - Y в.в.). С его точки зрения душа – это орудие, которое правит телом, а ее основу составляет воля, как отражение божественной воли (одиннадцать томов его «Исповеди» хранятся в Киеве).
Наиболее яркие представления арабоязычной науки о психике средних веков связаны с именами Авиценны (Абу-Ибн-Сина, 985 – 1037), Альгазена (965 – 1084), Аверроэса (Ибн-Рушд, 1126 – 1198). Они отстаивали точку зрения о том, что психические явления обусловлены телесным субстратом. По мнению Аверроэса (великий комментатор Аристотеля), душа смертна, как и тело. Бессмертен лишь разум, который имеет божественное происхождение.
Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении Фомы Аквинского (1225 – 1274), католического мыслителя (томизм). Однако Фома отстаивал одну истину – божественную, а не две, как Аверроэс, – божественную и земную. Поэтому душа бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.
Принципиальный недостаток представлений о душе заключается в том, что душа признается первопричиной всех движений (см. рис. 4). А это значит, что все воздействия на тело являются для души лишь поводами, на которые она может отвечать "как хочу". А почему душа хочет так или иначе, это зависит только от нее самой, от ее природы и далее не подлежит объяснению. Таким образом, в качестве первопричины душа (даже материально представляемая) радикально и систематически нарушает причинные связи не только внутри тела, но и в окружающем мире. И когда в конце ХVII века в естествознании окрепло строго причинное мировоззрение, спекуляции о "природе души" утратили свою значимость, а душа как объяснительная сила, скрытая за наблюдаемыми психическими явлениями, была исключена из науки.
Поделиться в соцсетях:
Похожие