Происхождение и значение термина "психология"
Наука и практическая деятельность - две тесно взаимосвязанные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга сферы общественной практики. Поэтому использование результатов научного познания в практической деятельности любого специалиста далеко не простой процесс, обусловленный взаимодействием практиков, которые осуществляют определенную деятельность (будь то управление, обучение или воспитание) и теоретиков, которые занимаются изучением этой деятельности.Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты Эроту была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. По мифам, Психея, будучи смертной, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.
Слово «психология», образованное от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука), впервые появилось в XVIII веке в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754) - учителя М.В. Ломоносова - «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах.
Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания
Психология как область интереса людей к детерминантам собственного поведения существует очень давно. Психология же как самостоятельная наука ведет отсчет с 1879 года, когда немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экспериментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психологи всего мира.
За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Многие исследователи вписали свои имена в историю данной науки. Несмотря на это, и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая «ищет» свое лицо, т.е. свой объект и предмет.
Психология – наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики
Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) имеет ряд других, близких значений. Часто «психология» значит то же, что и психика (психология индивида, психология группы). В выражениях “психология памяти”, “психология личности”, «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматривающий отдельные аспекты психики, изучаемые в то же время и другими науками. Подобные выражения допустимы только потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социологические, философские. Другими словами, “психология” — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Например, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».
Психология, как и всякая другая наука, имеет свой объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, и свой предмет - часть, аспект объекта, выраженный в научных терминах соответствующей науки. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект.
Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматриваемые в отдельности (взаимодействующие только с экспериментатором) или взаимодействующие друг с другом, то есть составляющие группы разной величины. Неотъемлемой стороной человека как объекта психологии является деятельность или иная форма жизненной активности.
Многообразие проявлений человеческого начала нашло отражение в закреплении в психологии таких понятий, как «индивид», «личность», индивидуальность», «субъект». Понятие индивид характеризует человека как представителя определенного вида - homo sapiens, носителя общечеловеческих черт в индивидуальном выражении. Личность - человек как субъект социальных отношений- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. При определении содержания личности, принадлежности тех или иных черт к личностным или индивидным принято обращать внимание на степень их биологической или социальной детерминации. Индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. И наконец, субъект – это человек как носитель, источник предметно-практической деятельности и познания.
Предметом психологии служат закономерности порождения, функционирования и развития психики, ее механизмы. Кратко, в самом общем виде, предмет психологии обозначается словом «психика», которое заимствовано из древнегреческого языка и обозначало в древности не только «душу», но и «личность».
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
Расширяя приведенную трактовку термина «психика» следует отметить, что в нем находят отражение следующие аспекты: процессы формирования внутреннего мира (модели мира внешнего)- содержание внутреннего мира и процессы его преобразования- процессы организации, осуществления действий и управления ими.
Динамическая структура психики включает: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые)- психические состояния- психические свойства (темперамент, характер, направленность, способности)- психические образования (знания, навыки, умения, опыт).
Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:
- научно-исследовательская (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания)-
- практическая, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика)-
- педагогическая (преподавание и пропаганда психологии).
Психология как научно-исследовательская деятельность заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:
а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частично внутри него-
б) эмоциональную оценку полученной информации-
в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной модели ситуации и установления общих закономерностей-
г) использование созданной модели ситуации для преобразования этой ситуации и удовлетворения жизненных потребностей.
Важной перспективной задачей психологии является объединение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним методологических функций.
Второй вид деятельности (психологическая практика) связан с реализацией следующих социальных функций:
а) повышением психологической культуры людей и общества в целом-
б) гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, политики, межличностных отношений, всех видов деятельности-
в) совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе техники, инструментов-
г) оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим психологические затруднения и проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности.
Третий вид деятельности в области психологии (педагогическая) представлен не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей психологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере. Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется нацеленностью его использования в конечном счете на выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, на создание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие обучаемых. При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив (курсантский, студенческий) и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам – педагогам решать следующие задачи:
- построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета-
- моделирование педагогом личности и внутренних ресурсов ученика-
- адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся-
- коррекция репрезентации в сознании обучаемого образа педагога как важнейшего фактора его жизнедеятельности, психического развития и личностного роста-
- согласование действий всех участников педагогического процесса: педагогов, обучаемых, родителей.
Поделиться в соцсетях:
Похожие