Направления научной психологии в западной европе и сша
Видео: Россия и Украина Глупость Запада провоцирует мировую катастрофу
Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого/исследователя Вильгельма Вундта (1832—1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом* Важно иметь в виду, что и в период расцвета ассоцианизма ряд авторов высказывал очень неортодоксальные мысли, нашедшие последовательное воплощение гораздо позже, у других исследователей. Так, немецкий философ, психолог, педагог И. Ф. Гербарт (1776—1841), анализируя взаимодействие образов в сознании, выдвинул идею об их конфликтах и вытеснении «проигравших» в неосознаваемую область, откуда они стремятся вернуться в поле сознания (сравните с изложенными ниже идеями психоанализа).
рождения психологии как науки — Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.
Не стоит считать ^Вундта революционером в плане создания новой психологической системы. В целом он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (таких, как ощущения и «простые чувствования» `типа удовольствия-неудовольствия, покоя-беспокойства и т. д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется «структурализм», а теория В. Вундта—«теорией элементов сознания». Основной метод изучения структуры сознания для Вундта также оставался традиционным— интроспективным, эксперимент же выступал вспомогательным методом. Тем не менее широкое его использование было, несомненно, новаторством.
Другим крупным психологом того времени — и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален был американский ученый Уильям Джеймс (1842—1910), создатель теории «потока сознания». Он не был экспериментатором, однако на основе самонаблюдения, данных самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию- ряд его идей (очень небесспорных порой) послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.
У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т. д., не менее—а возможно, и более — важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывно и, противостоящая идее «дискретных» элементов), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем-
последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее—каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. (Такая позиция—мы еще с ней встретимся у некоторых других авторов — называется феноменализмом: под феноменом понимается то, что дано субъекту, в отличие от объективного мира, существующего сам по себе- феноменалисты считают главным именно внутреннюю представленность.) Итак, главная задача души— «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта,. хотя, быть может, и не соответствующий объективному (в философии Джеймс был основателем направления, называемого «прагматизм»). Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы. В особенности это относится к человеческому «Я», к самосознанию. Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосоздания,_л. самооценки- он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект- проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»). При всей глубине и оригинальности идей ни В. Вундт, ни У. Джеймс не оставили больших научных школ, теорий, которые «переворачивали» бы психологию. Однако конец XIX и начало XX века знаменательны тем, что такие теории возникают. Это — очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии, а в связи с двумя из них — психоанализом и бихевиоризмом—говорят о свеобразных научных революциях. По сути, в это время возникает много разных «психологии» со своими принципами и языком- первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения—в их нынешних вариантах—часто стремятся если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). "Этот ,.. период часто называют периодом открытого кризиса в "` психологии- он важен для нашего обсуждения и в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета . психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными, и в том отношении, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая.
Очень кратко мы рассмотрим основные течения открытого кризиса, но построим материал несколько иначе, чем ранее. Мы, в нарушение хронологического принципа, будем при рассмотрении каждого течения прослеживать его в развитии, затем возвращаясь во времени вспять для рассмотрения другого течения, уже в его развитии.
Поделиться в соцсетях:
Похожие