lovmedgu.ru

Предмет психологии и история ее становления

Психология, как и любая другая наука, прошла в своем развитии определенный путь. Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сказал о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло во второй половине XIX в , однако истоки психологии теряются в глубине веков. В ее истории можно условно выделить четыре этапа (рис 1 2). На каждом из этапов развития психологии предмет ее изучения наполнялся своим особым содержанием.

С проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Но психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особом существе, отдельном от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению представления о том, что человек состоит из двух частей осязаемой, т е тела, и неосязаемой, т е души С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело — человек умирает Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме Поэтому первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или, другими словами, житейском, уровне и носили донаучный характер



Современный этап развития психологии Изучение фактов, закономерностей и механизмов психики

|3-й этап!

Псикология как наука о поведении

Психология как наука о сознании

Психология как наука о душе



Рис.1.2

Научное изучение психических явлений началось в рамках философии Философия стала той наукой, с позиций которой человек пытался объяснить свое существование Поэтому один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности, а именно с тем, что первично душа, дух, т е идеальное, или тело, материя Второй, не менее значимый вопрос философии — это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человека

Первые научные психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей Например, в древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец VI тысячелетия до н. э.) делается попытка описать механизмы психического. Согласно этому произведению, устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. Но уже в те древние времена начинало формироваться представление о том, что психические явления каким-то образом связаны с телом человека. В этом же древнеегипетском произведении дается следующая трактовка значения для человека органов чувств:

боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу».

Наряду с идеалистическими воззрениями на природу души человека существовали и другие — материалистические, которые в эпоху древних греческих философов приобрели более отчетливое выражение.

Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом — говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги, а возвращаясь во влажное состояние — гибнет. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. Например, о пьяном человеке Гераклит говорит, что «он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя, Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который вслед за Левкиппом разработал атомистическую модель мира. Согласно Демокриту, душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специализированное психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем этой науки. Он отрицал взгляд на душу как на вещество В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, — это целесообразно работающая органическая система, представляющая сущность человеческого тела.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души, вероятно, были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тысячелетие до н. э.) проблема души обсуждалась прежде всего как этическая. Утверждалось, что для достижения блаженства необходимо совершенствование личности путем правильного поведения. Позднее с этическими проблемами душевного развития мы встречаемся в религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты Платоном (427-347 гг. до н. э.).

В текстах Платона изложен взгляд надушу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Но иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Из своего представления о душе Платон делает следующие этические выводы: душа — самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. По смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на очевидных данных и выводиться методом логического рассуждения. Данная позиция известна в научном мире как картезианская философия, или картезианская интуиция.

Исходя из своей точки зрения, Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала нужно все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «М,ыслю — значит, существую». Далее, отвечая на вопрос «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление — это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. — постулат о том, что первое, что человек обнаруживает в самом себе, — это его сознание.

Но в своих трудах Декарт доказывал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма, его взаимодействие с другими внешними телами не нуждаются в душе. По его мнению, взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок». Внешние предметы действуют на периферические окончания, расположенные внутри нервных «трубок», нервных «нитей», а последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Таким образрм, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его, определяется внешними факторами. Следовательно, сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу и тело, постулируя существование двух независимых друг от друга субстанций — материи и духа В истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат duahs — двойственный). Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания.

Взгляды Декарта получили свое развитие во взглядах интроспекционистов. Основоположником метода интроспекции стал философ Джон Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Локк утверждал, что существуют два источника всех знаний- объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а деятельность ума оценивается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия, как считал Локк, это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

Поэтому позднее был разработан специальный метод, с помощью которого можно было изучать сознание Данный метод получил название интроспекции. Интроспекция дословно переводится как «взгляд вовнутрь» На протяжении длительного времени этот метод был не просто главным, а единственным методом психологии. Данный метод основывался на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии.

Во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентатироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более. Поэтому психолог, по мнению представителей интроспекционизма, должен изучать самого себя и никого другого. В связи с этим со временем интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи

Принципиальные изменения в отношении общества к психологии произошли с появлением нового научного направления — бихевиоризма. Основоположник бихевиоризма Джон Бродес Уотсон (1878-1958) видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. При этом основное место в работах бихевиористов отводилось решению задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и долгое время оставался одним из наиболее влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Вместе с тем с позиции бихевиоризма поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей — это поступки и само поведение конкретного индивида. И в этом он был прав, поскольку наши переживания, особенности нашего сознания и мышления,

т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражаются в наших поступках и поведении. Но с Уотсоном нельзя согласиться в том, что он, доказывая необходимость заниматься поведением, отрицал необходимость заниматься сознанием. «Бихевиорист, — писал Уотсон, — ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного У. Джеймсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения».

С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Уотсон объяснял любое поведение и любой поступок человека тем или иным внешним воздействием. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула S > R (стимул — реакция). Для бихевиористов соотношение S > R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций- исследование процессов их образования- изучение законов их комбинаций, т. е. образования сложных реакций.

Заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значительны. Во-первых, бихевиоризм внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря чему психология стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, был введен объективный метод исследования — метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему широкое распространение в психологии получили инструментальные приемы исследования. В-третьих, была расширена область психологических исследований:

стало интенсивно изучаться поведение доречевых младенцев, животных и т. п. Кроме того, работы бихевиористов внесли большой вклад в исследование проблем научения, образования навыков и др.

Отечественная психология, как и вся психологическая наука в целом, имеет свою историю развития, в течение которой менялось представление о предмете психологических исследований. Огромный вклад в развитие отечественной психологии внесли такие известные советские и российские ученые, как В. Н. Бехтерев, И. М. Сеченов, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Н. Узнадзе и многие другие. Особый вклад в развитие отечественной психологии внес Л. С. Выготский, предложивший концепцию происхождения высших психических функций человека. Эта концепция послужила основой для разработки психологической теории деятельности, ставшей центральной теорией советской психологической науки.

В настоящее время в отечественной психологии предметом изучения принято считать психику и психические явления. При этом под психикой понимается свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Часть I. Общие основы военной психологии

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психических явлений, которые более подробно будут рассмотрены в последующих главах.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Предмет психологии и история ее становления