Методики изучения внутригрупповых и межличностных отношений в воинском коллективе
С помощью тестовых методик, представленных в данном приложении, можно раскрыть различные аспекты межличностных отношений - социальное поведение, индивидуальные особенности членов группы, совместимость партенеров, психологический климат в коллективе.1. Методика выявления социометрической структуры группы
Концептуальное описание характеристики. Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного обучаемого? и т.п.
Процедура опроса. Проводится социометрическая разминка, цель которой - установить психологический контакт с обследуемыми . После этого объясняют смысл опроса, зачитывают инструкцию и делают необходимые пояснения.
Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа: 1. С кем из группы Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время? 2. С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?
Обработка результатов:
1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица по критерию эмоционального тяготения.
2. Подсчитывается количество положительных (“+”) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству “+” выборов в каждом столбце матрицы.
3. Подсчитывается количество положительных “+” баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй - 1 балл, за все последующие выборы - по 0,5балла.
4. Подсчитывается количество отвержений (“-“) выборов для каждого участника.
5. Подсчитывается количество баллов за отвержения “-“ для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком “-“).
6. Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточным, то используют в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, например, если два и более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник, у которого более низкое место в списке группе.
7. Строится социограмма . Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами ) обозначаются участники группы, указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками).
8. Определяется значение показателя эмоциональной сплоченности группы:
С = N?/ [N(N - 1)],
где С - эмоциональная сплоченность группы- N? - количество взаимных выборов в группе- N - количество участников группы- N(N - 1) - общее возможное число взаимных выборов в группе.
ОПРОСНЫЙЛИСТ
Инструкция: Уважаемый товарищ! С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем , что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Перед Вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего обучаемого Вашей группы. Выберите из списка 5 человек в порядке предпочтения (или отвержения) и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса. Гарантируем неразглашение Ваших ответов (см. Таблицу).
1. С кем из группы Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?
2. С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться от занятий время?
Благодарим Вас за активное участие в опросе!
Шифр группы ____________ Дата заполнения________________
Фамилия____________ Имя_____________ Отчество________________
Пример социометрической матрицы
2. Методика определения психологического климата в группе
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться приведенной ниже схемой, где в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 - свойсиво, указанное слева, проявляется в коллективе всегда-
+2 - свойство проявляется достаточно часто-
+1 – свойство проявляется, но редко-
0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени-
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа)-
-2 - свойство проявляется в большинстве случаев-
-3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной методики цветописи, в которой обучаемым предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т.п. (и т.п. - потому, что возможности так называемых “цветовых тестов” очень велики, но их здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение- оранжевый - радостное- желтый - светлое, приятное- зеленый - спокойное, уравновешенное- фиолетовый - тревожное, напряженное- черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
Поделиться в соцсетях:
Похожие