lovmedgu.ru

Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются:

• анализ документов (биографический метод)-

• опрос (беседа, анкетирование)-

• наблюдение и тестирование.

Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

1) выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление-

2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентации, черт характера.

Предметом изучения являются:

а) социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории-

б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей-

в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации-

г) основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

1) анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают-

2) анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях-

3) анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.

Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения:

1) биографические данные-

2) состав, условия жизни членов семьи-

3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом-

4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы-

5) увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками-

6) нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.)-

7) перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.-

8) наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни-

9) отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью-

10) успешность освоения программы общевойсковой подготовки-

11) участие в общественной жизни подразделения-

12) взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важными признаками, характеризующими личность военнослужащего, являются:

• поза-

• внешний вид во время беседы-

• речь-

• оценка себя-

• настроение-

• воспитанность-

• такт-

• откровенность-

• сообразительность-

• уверенность-

• взволнованность-

• агрессивность-

• чувствительность и пр.

Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения. Ими являются:

• четкое определение основной цели, последовательности вопросов-

• непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов-

• исключение каких-либо записей во время беседы-

• позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку активно используется метод групповой беседы. В ходе разговора офицер, проводящий беседу, стремится расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей создания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непринужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпеливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи. Фиксируются не только содержательные аспекты высказываний, но и их обращенность к членам коллектива, эмоциональный тон, частота высказываний. После собеседования офицер осмысливает его результаты, обобщает их для себя письменно, фиксируя структуру взаимных зависимостей воинов, существующие в коллективе микрогруипы и их характеристики.

В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.

Социометрическая методика. Как способ психологического изучения социометрия представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии—антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.

Метод социометрии позволяет:

• выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы-

• определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений-

• определить наличие и состав микрогрупи, взаимоотношения между ними-

• дать оценку групповой сплоченности.

Суть метода социометрии состоит в выборе каждым членом группы из ее состава партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому).

Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно так:

— С кем из членов группы вы хотели бы выполнять ответственные боевые задачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром (деловой критерий)?

— С кем бы вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т. п.) (эмоциональный критерий)?

— У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужащих вы бы не согласились (нравственный критерий)?

— С кем бы вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время (коммуникативный критерий)?

Основным условием эффективности применения социометрического теста выступает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь. Эта установка фиксируется в виде положительного или отрицательного выбора на специальном бланке (рис. 1.15). Ход выполнения задания следующий. Испытуемый регистрирует на листе выборы, руководствуясь следующей инструкцией: «Подумайте, кого бы Вы из своего коллектива выбрали для совместного проведения досуга. Кого бы не выбрали ни при каких обстоятельствах? Выбор тех лиц, которые Вам симпатичны, обозначайте знаком (+), а отношение к лицам, к которым Вы испытываете антипатию, регистрируйте знаком (-)».



Бланк для индивидуального выбора



Рис. 1.15.

Бланк для индивидуального выбора



Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива (рис. 1.16). Социоматрица напоминает турнирные таблицы спортивных соревнований. По вертикали под соответствующими номерами записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту), по горизонтали — только их номера. На соответствующих пересечениях знаками «+» или «-» обозначают выборы каждого испытуемого в отношении членов группы. Взаимные выборы (совпадающие по знаку) обводятся кружком или выделяются шрифтом.

На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются главные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в т. ч. лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.

Вариант социоматрицы



Рис. 1.16.

Вариант социоматрицы



Социометрический статус военнослужащего характеризуется суммой выборов, полученных данным членом группы от других военнослужащих. С учетом положительных и отрицательных выборов и их общей суммы различаются соответственно положительный, отрицательный и общий (популярность) социометрический статус военнослужащего.

Количество симпатий + Количество антипатий

S (Общий социометрический статус) =

Численность группы -1

Индекс сплоченности коллектива определяется по специальной формуле с учетом суммы взаимных положительных выборов в группе. Аналогично, с учетом суммы отрицательных выборов определяется индекс конфликтности группы. Наглядное представление данной информации отображается с помощью со-циограммы (рис. 1.17).

Представленный вариант социограммы отражает взаимные выборы военнослужащих отделения. Как видно из рисунка, наибольший социометрический статус имеет военнослужащий 4 (общая сумма выборов его другими военнослужащими равняется 5, из них 3 — положительные выборы, 2 — отрицательные). Кроме того, в подразделении просматриваются устойчивые микрогруппы, характеризуемые положительными взаимными выборами (первая группа: военнослужащие 4, 6,8- вторая группа: военнослужащие 3, 5,7). Взаимные антипатии испытывают по отношению друг к другу военнослужащие 2 и 7, 1 и 8, 4 и 7. Причем, можно увидеть, что военнослужащие 4 и 7, проявляющие негативный выбор по отношению друг к другу, являются лидерами двух микрогрупп и обладают самым высоким статусом в коллективе. В этой связи следует ожидать известную напряженность между этими двумя микрогруппами. В то же время, «соединяющим звеном» в этой диспозиции межличностных отношений может являться военнослужащий 3, который пользуется уважением лидера (военнослужащий 4).



Располагая достоверной картиной неофициальной структуры воинского коллектива, офицер получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения воинской дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях воинов в коллективе, принять меры в целях ликвидации его негативных последствий, возможности повторения или усугубления.

В настоящее время разработан ряд модификаций «классической» социометрической процедуры. Приведем примеры некоторых из них.

1. Модульный социотест Анцупова (МСА)1.

Данный социотест имеет модульную структуру, включающую базовые и несколько дополнительных измерительных шкал (модулей). Базовые модули позволяют оценивать отношение к сослуживцам каждого из членов коллектива. Основные достоинства данной методики связаны с рядом его особенностей. С его помощью:

• учитываются все взаимоотношения в группе, что повышает объективность оценки-

• достаточно «тонкая» 10-балльная шкала повышает точность оценок-

• определение степени анонимности ответов осуществляется самим опрашиваемым, что повышает их достоверность-

• все взаимоотношения оцениваются количественно, что позволяет стандартизовать получаемые данные.

В первом модуле «Мое отношение» (МО) опрашиваемым предлагается оценить их собственное отношение к каждому члену своего коллектива. Иначе, им предлагается воссоздать образ конкретного человека (его характер, особенности поведения и пр.). ситуации взаимодействия с ним и на этой основе дать оценку по

1 Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов: Учебно-методическое пособие. — М., 2001.

шкале от +5 до -5 своего субъективного отношения к данному человеку. Данный подход позволяет зафиксировать в числовых показателях мнения, отражающие чувства респондента, которые тот испытывает к своему сослуживцу. При ответе на второй модуль «Отношение ко мне» (ОМ) актуализируются социально-перцептивные способности данного члена коллектива, его способность не только воспринимать различные оттенки отношения другого человека, но и определять их совокупное значение по предлагаемой шкале.

Данная социометрическая методика позволяет выявить такие показатели, как: общий уровень взаимоотношений в группе- уровень и адекватность субъективного восприятия испытуемыми отношения к ним со стороны сослуживцев и группы в целом- наличие микрогрупп- индивидуальный статус в группе и др.

2. Аутосоциометрическая методика. Методика, являющаяся одной из модификаций «классического» социометрического теста, разработана Я. Л. Коломин-ским, К. Е. Данилиным. Она предназначена для диагностики рефлексивных структур и взаимоотношений членов группы, позволяет определить различные параметры межличностных отношений и межличностного восприятия (точность, адекватность и др.), рефлексивные показатели восприятия индивидом собственного положения, статуса в группе. Процедура исследования заключается в том, что, кроме содержащихся в социометрической инструкции пунктов, каждому испытуемому предлагается определить, кто был указан в ответах остальных членов группы. На основе полученных выборов строится ряд индивидуальных и групповых аутосоциоматриц, вычисляется ряд количественных показателей [162].

3. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методика основана на использовании 8-цветового теста Люшера и варианта социометрической методики. ЦТО базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений и порожденных ими состояний коррелируют с цветовой гаммой, а цветоассоциации позволяют выявить скрытые линии взаимоотношений коллектива, минуя искажающие, защитные механизмы сознания [200].

В ЦТО использован набор цветовых стимулов из 8-цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается компактностью, простотой и удобством применения. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра. Применяются цветовые карточки размером 3x3 см, предъявляемые при естественном освещении на белом фоне. ЦТО не может дать объективный результат при выраженных нарушениях цветового восприятия (дальтонизм и т. п.).

Экспериментальная процедура заключается в том, что все члены обследуемой группы оценивают с помощью теста Люшера себя, остальных членов группы, а также свое представление об «идеальном сослуживце» и т. д. Анализ матрицы раскладок и сопоставление различных ее параметров позволяет произвести количественную оценку межличностных отношений, содержательная интерпретация отдельных раскладок — качественную оценку. Методика позволяет получить разностороннюю информацию, характеризующую межличностные отношения в группе.

Работа с ЦТО строится следующим образом. Проводящий исследование раскладывает перед испытуемым в случайном порядке цветовые стимулы. Затем дается инструкция: «Просим вас подобрать к каждому члену коллектива подходящие цвета, т. е. кого бы вы каким цветом обозначили?» При возникновении вопросов следует разъяснить, что цвета должны подбираться в соответствии с ассоциативными представлениями о личностных и профессиональных качествах сослуживцев, а не ориентации на цвет глаз или волос. После завершения этой процедуры испытуемому предлагается произвести ранжирование цветовых карточек по мере личного предпочтения каждого цвета («Вам какой цвет нравится в первую очередь, во вторую очередь...» и т. д. в порядке предпочтения). Полученный результат заносится в таблицу изучения взаимоотношений.

Аналогичным образом проводится опрос всего коллектива и на основе полученных данных составляется сводная таблица. Анализ результатов следует проводить следующим образом. Лица, обозначенные цветами, занимающими первые два места в личном выборе предпочитаемых цветов, относятся преимущественно к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает положительно и удовлетворен их отношением к нему. Таким лицам в социометрическом выборе присваивается положительный выбор (+).

Лица, обозначенные цветами, занимающими последние два места в ранжировании цветных карточек, относятся в основном к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает негативно, эмоционально их отвергает. Таким лицам в социометрическом выборе присваивается отрицательный выбор (-). Все остальные лица, обозначенные цветами, занимающими 3, 4, 5 и 6 место, относятся к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает в основном нейтральным образом (0).

При интерпретации полученных результатов следует учитывать заложенное в тесте соотношение цвета со следующими личностными характеристиками:

• синий (№ 1) — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, спокойный-

• зеленый (№ 2) — черствый, самостоятельный-

• красный (№ 3) — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, уверенный, сильный, деятельный-

• желтый (№ 4) — разговорчивый, безответственный, открытый, энергичный-

• фиолетовый (№ 5) — несправедливый, неискренний, эгоистичный-

• коричневый (№ 6) — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный-

• черный (№ 7) — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, враждебный, нелюдимый-

• серый (№ 0) — нерешительный, вялый, несамостоятельный, пассивный.

Итоговая таблица позволяет анализировать внутригрупповые отношения. Определение статуса и места членов коллектива во взаимоотношениях производится простым сложением по горизонтали положительных и отрицательных выборов цветовых стимулов в отношении него с последующим сравнением результатов с аналогичными данными других членов группы.

Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих, социально-психологические особенности воинского коллектива.

Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Таблица 1.6

Систематизация данных наблюдения





Систематизация данных наблюдения



Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточки, протоколы, дневники наблюдения. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов (табл. 1.6).

К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Так, в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане необходимо обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего.

К примеру, татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукримииаль-ной подростковой среде.

Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ.

Признаком злоупотребления наркотиками могут быть также бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.

При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употребление алкоголя или наркотиков такие лица направляются установленным порядком в медицинский пункт части для подтверждения факта наличия алкоголя и наркотических веществ в биологических жидкостях военнослужащего.

Тест (от англ. test — задача, проба) — это метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы, с заранее определенной надежностью и валидностыо. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т. п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп:

1) тесты интеллекта — предназначены для выявления и характеристики интеллекта человека (мышление, память, внимание)-

2) тесты достижений — используются для оценки того, в какой степени испытуемый военнослужащий владеет конкретными знаниями, навыками умственных действий и умениями, необходимыми для решения разнообразных задач воинской деятельности-

3) тесты способностей — направлены на выявление качеств, которые как профессионально важные определяют успешность овладения конкретным видом деятельности. В этой связи различают тесты способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные — математические, художественные и другие способности)-

4) групповые тесты — применяются для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.-

5) личностные тесты — предназначены для изучения различных аспектов личности: мотивации, интересов, ценностных ориентации, характера, эмоционального склада и др.-

6) проективные техники — служат для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности военнослужащего. Применение проективных методик (например, тест свободной словесной ассоциации, методика незаконченных предложений, тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, методика Роршаха и др.) требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения. Кроме перечисленных методов изучения военнослужащих, психологом воинской части могут применяться также и другие методы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль психолога и психологических средств в изучении командиром своих подчиненных?

2. Из каких этапов складывается работа по психологическому изучению военнослужащих?

3. Каким образом организуется профессиональный психологический отбор в интересах воинской службы?

4. Какие методы исследования могут быть использованы психологом части для изучения индивидуальных особенностей военнослужащих?

5. Каким образом может быть решена задача по выявлению истинного характера взаимоотношений военнослужащих в подразделении?

6. Какие признаки свидетельствуют о нарастании психологической напряженности в подразделении?

7. Какие методы наиболее целесообразно использовать для изучения положения дел в подразделении?

8. Что дает использование социометрии для выявления психологии воинского коллектива?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов: Учебно-методическое пособие. — М., 2001.

2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. — М., 1998.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ. - М., 2000.

9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

10. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. — М., 1981.

11. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

12. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000.

13. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.

14. Шуркян С. М. Методика диагностики производственного конфликта // Социальные резервы повышения качества эффективности труда: Материалы семинара. — М., 1986.

15. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. — М., 1997.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива