Этап 1. Теоретический анализ художественного произведения
Данный этап занятия посвящен рассмотрению проблемы познания личности человека художественными средствами. В процессе работы студентам предстоит освоить навыки анализа и интерпретации художественных произведений как способа психологического познания личности, а также приемы, позволяющие составить психологическую характеристику личности героя.Занятие начинается с анализа статьи Г. Олпорта «Личность: проблема науки или искусства?» (приложение 1).
После прочтения статьи студентам необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Определение личности, предложенное Г. Олпортом.
2. Характеристика литературного и психологического подходов к изучению личности. В чем Г. Олпорт видит принципиальность каждого из подходов?
3. Уроки (преимущества), которые психология должна извлечь из литературы.
4. В чем преимущества психологии по сравнению с литературой?
Для удобства усвоения материала студенты могут представить ответы в виде табл. 1.
Таблица 1
. Особенности художественной литературы и психологии в познании личности
Видео: Лекция 4.3.1 | Примеры разборов заданий регионального этапа ВсОШ. Прозаический текст
(по Г. Олпорту)Видео: Разбор заданий школьного этапа 2016 года. Анализ прозаического текста.
Дополнительные задания
К данному этапу занятия студенты с целью сравнения различных подходов к использованию художественной литературы психологической наукой в качестве домашнего задания самостоятельно выполняют следующие задания:
1. Проанализировать работу К. Г. Юнга «Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы» [7]. Сделать сообщение по теме «Психоанализ художественного произведения».
2. Прочитать главу 1 учебного пособия. Е. Ю. Коржовой «Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе» [10, с. 35–38] и определить соответствие между масштабом художественного произведения, сюжетом и поставленной психологической задачей. Приводим образец для заполнения табл. 2.
Таблица 2.
Соответствие целей психологического изучения произведения его объему и сюжету
Видео: Анализ лирических произведений в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе
(по Е. Ю. Коржовой )Видео: Лекция 3.4 | Учимся анализировать текст: четверостишие | Владимир Сперантов | Лекториум
Поделиться в соцсетях:
Похожие