lovmedgu.ru

А

Видео: Маша и Медведь - Спи, моя радость, усни! (А ты то сам как засыпаешь?)

АВТОРИТЕТ (от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) высокая оценка и признание личности (группы людей, организации) окружающими, ее роли как неформального лидера и права на влияние через устоявшуюся систему социально-психических отношений- 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом- 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности.



АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует, не учитывая их мнения, отношения, позиции. А. может стать негативной профессиональной особенностью личности, проявляющейся в управленческой деятельности.



АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ – процесс перестройки динамического стереотипа личности (и психики) в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. А. п. – необходимый компонент адаптации профессиональной, однако психическая адаптация осуществляется механизмом саморегуляции, поэтому предполагает ведущую роль в адаптации самой личности.



АКМЕ (от греч. akme – вершина развития человека как индивида (природного существа), как личности (ансамбля отношений) и как субъекта деятельности (прежде всего как профессионала), его высшие достижения в жизненном пути, оптимальная самореализация.

Исследованиями, проведенными под руководством Б.Г. Ананьева и др., обнаружено, что развитие человека в течение его жизни осуществляется в трех вышеназванных качествах, каждое из которых может достичь высшего уровня развития – вершины – акме.

Характеристики А.:

? уровень, которого достигает человек по состоянию своего здоровья (как индивид), обеспечивающий его работоспособность, выносливость, долголетие, по социальной значимости и человеческой ценности своих поступков и взаимоотношений с людьми (как личность), в своих деяниях как труженик-творец-

? широта (всесторонность) А.-

? время достижения А.-

? продолжительность А.



АКМЕОГРАММА – основной метод акмеографического подхода. А. – специфическая система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.

А. всегда индивидуальна, составляется исключительно для конкретного специалиста и направлена на его индивидуальное личностно-профессиональное развитие. Разработка А. должна осуществляться по единой методической схеме. В типовой схеме А. имеются разделы, относящиеся к уровню общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), особенного (подструктуры направленности личности, специфических акмеологических инвариантов профессионализма), единичного (подструктуры способностей, характериологических особенностей, нравственных качеств).



АКМЕОЛОГИЯ – знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.

Основатель А. – Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.

Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.

Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» – по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и – одновременно – достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.).

Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания – ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем – целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.

Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов.

Акмеологическая наука интегральна- ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного.

В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т. е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях – с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории – предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях.

Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.



АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ – основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии.

1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирующее и объяснительное для ее предмета значение:

? комплексный подход-

? системный подход-

? принцип детерминизма-

? принцип социальной детерминации личности-

? субъектный подход (или принцип)-

? принцип развития через разрешение противоречий-

? принцип гуманизма, ценности человеческого бытия.

2. Специальные методологические принципы акмеологии, выполняющие роль мета-теории, сближающиеся с определением ее предмета, выявленные на основании соотнесения и интеграции: 1) методологической модели предмета акмеологии- 2) сформировавшихся и ставших оперативно-исследовательскими принципов психологии- 3) некоторых обоснованно отобранных философско-психологических и общенаучных принципов современного теоретического и прикладного знания. В их число вошли принципы:

? личностный-

? субъектно-деятельностный-

? соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального-

? оптимизации-

? операционально-технологический-

? психосоциальный-

? обратной связи.



АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ заключаются в:

? определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук-

? систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания-

? соотнесении индивидуального подхода к личности, группе и т. д. с типизацией, типологизацией, факторизацией- анализе стратегий и методов-

? внутренней интеграции общей и специальных областей акмеологии, в частности, жизненного пути и профессиональной деятельности личности, при дифференциации ценностного, биографического и социологического и других подходов к жизни-

? разработке проблемы организации времени: интеграции различных «времен» (временных характеристик жизни, производительности труда, режимов деятельности, темпоральных способностей и новообразований, интенсификации развития и т. д.)- определения своевременности действий и активности личности- выявления оптимальных темпов и периодов ее развития и т. д.-

? соотнесении акмеологии с социальной, политической и этнической психологиями (а не только с общей психологией и психологией развития), поскольку в этих областях проводятся акмеологические исследования, служащие практическим целям данных наук.



АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ – определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Выделяются три основные А. м. о.: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая.

Естественнонаучная ориентация. Акмеология методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация. Обращение акмеологии к комплексу наук о человеке и особенно тем, которые выявляют его ценностно-направленное развитие, самореализацию личности, совершенствование и самосовершенствование.

Технологическая ориентация. Непосредственное взаимодействие акмеологии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.) и использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания.



АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированностью, критериальностью всех ее векторов и саморегуляций, саморазвитием, самосовершенствованием субъекта. А. м. п. решаются введенным в систему методологии акмеологии принципом «оптимальности» в реализации ее направленности на практические достижения. А. м. п. отражают также тенденции и противоречия развития акмеологии, ее становления, обретения самостоятельности.

Выделяют следующие А. м. п.:

1) взаимоотношения акмеологии с другими науками. Методология акмеологии – конструктивная смысловая система, определяющая как критерии дифференциации от других наук, так и целевые, смысловые критерии использования в ней положений других наук в специфическом качестве-

2) законы и закономерности акмеологии. На основе общих критериев определения законов в науке и в частности, в психологии, в акмеологии выделены следующие характеристики законов:

? проективно-целевые, моделирующие, ценностные-

? предполагающие интеграцию объективного и субъективного, внешнего и внутреннего-

? критериальные – дающие систему критериев диагностического исследования, акмеологических средств и целевой эффективности-

? социоантропологические, т. е. раскрывающие этапы превращения природного качества человека в социально-личностное-

? раскрывающие взаимосвязи онтологически разных реальностей, многопараметральные-

? частные законы моделирования-

? законы-тенденции-

? законы-алгоритмы – инвариантные способы деятельности: конструктивные, оптимальные и вариативно-стратегические-

3) закономерности в акмеологии:

? определяют смыслоцелевую систему, становящуюся предметом каждого конкретного исследования, включающую: готовность, оптимизацию управленческой деятельности, потенциал или рефлексивно-иновационный метод его развития- остальные составляющие системы выступают в роли средств, условий и факторов, обеспечивающих решение задачи развития, оптимизации, совершенствования-

? выявленные исследователями и заложенные в классификацию разных видов деятельности, дифференцированных по разным основаниям (человек-природа, человек-человек и т. д.) или в определение ее ведущих характеристик, таких как надежность, энергозатратность, устойчивость и т. д.-

4) интерпретация проблемы развития в акмеологии. Конструктивный подход к человеку есть утверждение целевого, прогрессивного, восходящего характера развития во всех сферах его жизнедеятельности, минимизация препятствующих ему факторов и оптимизация данного процесса акмеологическими средствами.



АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ классифицируются на:

? обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»-

? выражающих характеристики изменяющихся систем «субъект», «организация» и т. д., системообразующей которых является «оптимальность», «конструктивность», «проектирование», сюда же относятся «алгоритм» и «стратегия»-

? отражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организменных ресурсов – «индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «цена» деятельности, «профессиональное долголетие»-

? личностно-ориентированные: «личность», «личность как субъект деятельности», «субъект деятельности», «готовность», а также «Я-концепция», «ответственность», «психические особенности», выступающие в качестве средств, и ресурсов ее развития-

? обозначающие полноту самореализации личности в жизни, в жизненном пути, в деятельности – «самореализация», «объективация», «самовыражение», «самоутверждение», «самоопределение» и «подлинность»-

? личностно-профессиональные, обозначающие этапы профессионализации личности и ее развития в профессии: «профессиональный выбор», «профессиональная ориентация», «адаптация к профессии», «профессиональное становление», «развитие личности как профессионала», «карьера», «статус», «мастерство», «компетентность» и т. д. С помощью этих понятий раскрываются закономерности профессионального развития личности.



АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся экономически-экологическом пространстве и осуществляется во взаимодействии в семейной и деловой жизни. Категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя: 1) различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельность, профессионализм, организация и управление, творчество- 2) наиболее значимые для акмеологии психологические понятия – «мастерство», «развитие», «зрелость», «одаренность», «способности», «креативность», «совершенствование», «эвристика», «рефлексика», «сознание», «личность», «индивидуальность» и др., которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке.

Связи акмеологии с философией осуществляются по двум основным направлениям: методологическому и мировоззренческому. Первое определяет методологические принципы и средства построения акмеологии как самостоятельной комплексной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Средствами являются методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями для выделения объектов и разработки предметов и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления.

Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Ближайшей к акмеологии является психология как центральная дисциплина, изучающая человека в системе современных наук.

Знания, накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях, используются в акмеологических исследованиях в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека, а так же составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики совершенствования человека и становления его профессионального мастерства. С этой точки зрения «корневой системой» психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и управления, сознания и деятельности, мышления, рефлексии, творчества, общения, личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с ее прогрессивным развитием, а также с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.



АКМЕОЛОГИЯ ВОЕННАЯ – научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуальных и групповых субъектов военной службы, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и деятельности при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов в военной службе.

Интегративный характер А. в. выражается в использовании целостной архитектоники – модели, алгоритма и технологии воинского труда, которая обеспечивает овладение оптимальным стилем воинского труда в едином контексте жизненной стратегии.

Акмеограмма военнослужащего, базируясь на продуктивных основах акмеологии, профессиографии, военной и других науках, системно описывает все стороны воинского труда и требования к его макрохарактеристикам как индивида, личности, субъекта воинского труда и индивидуальности. В ней отражены основные признаки творческого потенциала военнослужащего – знания, умения, навыки, профессиональные позиции, индивидуально-деятельностные особенности и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.



АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ – новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государственной службы (включая обучение и практическую подготовленность и психологическую готовность)- 2) психолого-акмеологической диагностики, определяющей соответствие типов личности выбранной специальности (по совокупности ценностных, мотивационных и др. данных)- 3) содействия ориентации государственного служащего внутри профессии (профессиональная специализация)- 4) разработки моделей и алгоритмов оптимальной организации профессиональной деятельности государственного служащего для разных ее видов, уровней, этапов- 5) осуществления психолого-акмеологической поддержки (тренинга, консультирования и т. д.) на протяжении профессиональной жизни государственного служащего- 6) разработки совокупности направлений данной профессиональной деятельности для создания классов типичных психолого-профессиональных задач и творческих проблем- 7) разработки ценностно-личностного профиля Я-концепции государственного служащего и т. д.

Ученые кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации с привлеченными коллективами психологов, медиков, педагогов, социологов и т. д. выделили теоретико-операциональные инварианты, ставшие фундаментом акмеологической науки, и позволили применить ее понятийный аппарат к научно-практическим проблемам, связанным с повышением профессионализма и с оптимизацией профессиональной деятельности и профессионального становления государственных служащих.

В научно-методическом ключе разработан комплекс акмеологических, психологических методов для диагностики, формирования и коррекции профессионально значимых качеств личности государственных служащих, получены и обобщены новые научные факты, показывающие правомерность и перспективность акмеологической концепции исследования профессионального становления, подготовки и расширяющие представление о психологических нормативах и закономерностях обучения государственных служащих. Использование данного комплекса методов позволяет осуществлять: психологический отбор специалистов по профессиональным и личностным качествам- составление команды по критериям психологической совместимости- учет психологических механизмов регулирования межличностных отношений- создание и коррекцию политического имиджа- социально-психологическую разработку и формирование оптимального управленческого аппарата и др. Осуществляется оказание психологической поддержки государственным служащим в решении блока личных проблем: выявление сильных особенностей их личностного типа- психологическая организация личного времени (снятие дефицита времени)- индивидуальное психологическое консультирование- организация системы психологической защиты- психологический тренинг поведения лидеров в типичных и экстремальных ситуациях. Открыты возможности для проведения дальнейших теоретических, экспериментальных и прикладных исследований профессионального становления госслужащих.

Психологические аспекты подготовки к профессиональной деятельности включают в себя как приобретение личностью необходимых знаний, навыков и умений и их практическую реализацию (процессуальный аспект), так и активное осмысление процесса деятельности (личностно-смысловой аспект).



АКМЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – прикладная наука, имеющая своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога (Н.В.Кузьмина).

Содержание А. п. определяется спецификой профессионализма педагога, своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий, результатов в труде педагога. А. п. способствует достижению педагогом вершин профессионализма, состоящего в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов, в выборе педагогом способов и средств своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся, в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.

А п. выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога – эрудит, педагог по призванию, мастер, диагност, гуманист, самодиагност, новатор, участник педагогического сотрудничества, исследователь и др. акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. А. п. определяет траекторию роста (акмеограммы) как индивидуально выбранные педагогом пути достижения профессионализма, а также пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и истощения).



АКМЕОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ – отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А. ю.: построение, разработка и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки юридических кадров с целью повышения продуктивности и уровня профессионализма. В психологическом аспекте данные задачи решаются через формирование у специалистов системы профессиональных установок. Практическое приложение – система юридического образования (вузовского и послевузовского).



АКМЕТЕКТОНИКА – (греч. akme – вершина, расцвет, зрелость- tektonike – «строительное искусство, мастерство») – комплексная акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального акме субъекта деятельности. А. – это осознанное внутриличностное движение субъекта к оптимуму (эталону), которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» – источник, движущую силу развития. Моделируемый в А. эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме или совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.



АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью самоактуализации (А.Маслоу), самореализации (Ш.Бюлер) и трактовалась скорее как внутренняя движущая сила развития личности, а не ее инициативы, направленные на самореализацию, объективацию (Д.Н.Узнадзе).

В последнее десятилетие в отечественной психологии разработана концепция А. л. и ее определение, связанное с масштабами, временем и пространством жизненного пути личности (К.А.Абульханова). А. л. рассматривается как высшая жизненная способность субъекта, целенаправленно организующего свой жизненный путь, в соответствии с типом своей личности. Выделены и эмпирически исследованы две основные формы А. л. – инициатива и ответственность, обнаружен их типологический характер, состоящий в преобладании одной из них и разном способе их связи у разных типов. В структуру А. л. включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность (в отличие от диады притязания – достижения у К.Левина и Ф.Хоппе). Данная структура позволяет вскрыть особенности саморегуляции как совокупности процессов реализации притязаний и выявить механизм обратной связи удовлетворенности с притязаниями, обеспечивающий повышение или понижение их уровня и активности в целом.

А. л. проявляется в познании, в общении, в деятельности. Различие активности и деятельности заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность – личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (В.Н.Мясищев).



АЛГОРИТМ (oт лат. algorithmi) – точное, однозначное описание, предписание, задающее на основе определенной системы последовательность конкретных действий для решения конкретной задачи- в математике – описание порядка и правил вычислений при заданных условиях. А. успешного решения одной и той же профессиональной задачи может быть разным.



АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кадров государственной службы – психологическое тестирование (определение уровня развития личностно-профессиональных качеств, особенностей мотивации, потенциала личности), экспертная оценка (определение уровня профессиональных умений, компетентности, стиля руководства, профессиональных взаимодействий), анализ документов (результаты деятельности района, перспективы, планы, организация работы администрации), опросы, включающие оценки морально-психологического климата в коллективе, оценки деятельности государственных служащих, оценки деятельности и личностно-деловых качеств государственного служащего.



АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ (СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ) – метод, реализующий принцип системности в анализе психических явлений, выявляющий строение системы и характер существующих уровней и связей. А. с. включает: уточнение, какой психологический феномен берется для анализа как целое- параметры, число и вид элементов- их группировки в подструктуры и структуры- определение связей между ними- системообразующий фактор- условия функционирования системы, ее ресурсы- взаимосвязи с другими системами.

А. с. дополняется другими методами, сопряженными с системным подходом – генетическим, лонгтитюдным, индуктивным, дедуктивным и композиционным. Одной из разновидностей А. с. являются системные описания, которые не сегодняшний день являются наиболее информативными и конструктивными. Они представляют собой структурированную интеграцию различной информации о системном объекте и выполняют объяснительную и предсказательную функции. Спецификой психологических и акмеологических системных описаний является то, что многие из них непосредственно не наблюдаемы – сознание, образ, мысль. В акмеологических системных описаниях объектами являются данные, относящиеся как к отдельному человеку, так и определенной выборке (профессиональной, возрастной, типологической). Кроме того, выявляются условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию личности и ее профессионализма.

Виды системных описаний: вербальное (качественно строгое), символическое (формулы, знаки), структурно-функциональное, предметное. Первичным материалом для системных описаний в психологии и акмеологии являются экспериментальные данные и психологические шкалы (в том числе данные тестирования, наблюдений, анкетирования, интервьюирования). Процедуры построения системных описаний являются многошаговыми.

Категории: функциональная система деятельности- системогенез профессиональной деятельности- функционально-динамическая система личности- психические состояния в деятельности и пр. В акмеологии – системные описания профессионализма личности и деятельности, качественно строже (на уровне общего и особенного) системного описания профессионализма конкретных видов деятельности, акмеограммы специалистов.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие