lovmedgu.ru

Этапы развития акмеологии как науки

Видео: Лекция 2.2 | Этапы развития экономической науки | Виктория Базжина | Лекториум

Осознание человеком его места в мире, формирует его мировоззрение. «С самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства»[5, с.9], необходимо отметить, пишут специалисты, что «понятие об акме человека - не выдумка. Акмеологичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности» [5, с.9].

Исследователи считают, что научные предпосылки акмеологии, были разработаны 144 году до н.э. Апполодором, представителем Александрийской школы.

Акмеология рассматривала максимальное совершенство, как вершину в развитии деятельности, а вершина по-гречески называется ???? При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввёл латинское определение ???? (акме), как floruit- (расцвет).

В развитии акмеологии можно выделяют несколько этапов [7, с.134-135].

Первый – латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании новой сферы человековедения. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М.Бехтерев. Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы.

Второй этап - номинационный,когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения Н. Рыбниковым в 1928 году специального понятия акмеологии, как науки о развитии зрелых людей.

Третий этап – инкубационный. В середине XX в. выдающийся российский психолог Б.Г. Ананьев нашел акмеологии место в системе наук, акцентируя внимание на изучения возраста и фаз жизни человека как индивида и личности. Акме им определялось, как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека.

В 70-е годы XX в. Б.Г. Ананьев совместно со Е.И. Степановой и Н.Н.Обозовым, рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, а в рамках совершенствования созидательной деятельности.

Другое направлением в развитии акмеологии представляют работы Н.В. Кузьминой изучающие влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата.

Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В.Кузьминой) [1, с.8].


Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А.Рыбников, Б.Г.Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.

Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.

Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.

Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии - «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.

В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л.Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.

Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие. Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.

90-е годы ХХ в. - организационно-методологический этап - создание акмеологической теории. Для него характерно два момента:

Первый - А.А. Бодалёв и А.А. Дергач создали первую кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, сформировали научный коллектив состоящий из выдающихся учёных психологов, философов и социологов - академика РАО К.А. Абульхановой – Славской, Е.А.Климова, докторов наук О.С. Анисимова, А.А. Асеева, Н.Н.Зазыкина , А.К.Марковой, И.Н. Степанова, Е.А. Яблоковой и других, которые осуществили научно – методическое обоснование предмета акмеологии.

В 1991 году, 15 июля, акмеология зарегистрирована в ГКНТ СССР как новая область знаний в системе наук о человеке [1, с.7].

Высшим этапом научно-методической деятельности ученых-акмеологов является подготовка и выпуск с 2002 года нового научно-практического журнала «Акмеология».

Второй - параллельно, в Санкт – Петербурге, под руководством члена –корреспондента РАО Н.В.Кузьминой, академиком РАО А.А. Дергачём и доктором психологических наук А.М. Зимичевым было создано первое научное учреждение Российская Академия Акмеологических Наук и первое учебное заведение - Санкт – Петербургская Акмеологическая Академия под руководством А.М. Зимичева и А.И. Ватулина. С 1996 года под руководством Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева выпускается сборник научных статей «Акмеология».

Начало ХХI века - философское обоснование предмета акмеология, рассматривающей вопросы достижения конкретных результатов в процессе совершенствования индивидуума и социума. В.П.Бранский, В.В.Ильин, С.Д. Пожарский дали понимание акмеологического знания. Историософский подход В.П. Бранского и С.Д. Пожарского позволил проследить интегративный подход и взаимосвязь акмеологии с культурологией, с философской антропологией, этноакмеологией.

В.В. Ильин и С.Д. Пожарский проанализировали развитие акме как элемента философского знания в истории философии [5].

Под руководством Н.В. Кузьминой сложилась школа, которая исследовала фундаментальную проблему: развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.

Эти этапы развития акмеологии как науки, позволяют сделать вывод о новом качественном скачке акмеологического знания. Определён предмет и задачи научного направления, опубликованы десятки монографий, создан научно-практический журнал «Акмеология», уже 10 лет продолжается выпуск сборника статей «Акмеология», созданы учебники и учебные пособия.

В 20-и вузах России созданы кафедры психологии развития и акмеологии.

Начался этап практического применения акмеологического знания и акмеологического метода, как в классической (психологической) акмеологии так и на уровне прикладной акмеологии.

Таким образом, одним из направления, совершенствования системы образования, является развитие фундаментальной науки о совершенствовании человека достижения конкретных результатов – акмеологии, и овладения практическими методами развития личности и профессионального мастерства, в сложных социокультурных условиях.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Этапы развития акмеологии как науки