lovmedgu.ru

Приложение купражнению «потерпевшие кораблекрушение»

Видео: Лего мультик поезд, самолёт, катер, гонки на мотоциклах, вертолёт / Game Lego train, plane

Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторым по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси - важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денежным банкнотом и спичкой (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Тридцатилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.

9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80 градусов. Содержит 80% алкоголя - достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах- в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Упр. «Учусь впитывать (мысленное ритмичное созерцание)» (10 мин.).

Проводить упражнение по схеме изложенной в занятии 3 с добавлением следующих моментов: от 0,5 до 3 минут «впитывать» взглядом один предмет, например, спичечный коробок, затем другой, например, стакан. Пусть оба отчетливо, «отпечатаются» в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным и т.д., ритмически -переменным.

Это упражнение развивает навыки гибкого зрительно -пространственного воображения, что даст возможность свободного оперирования ресурсными образами - сильного орудия самовнушения и интеллекта.

Упр. «Превращения» (10 мин.).

Участникам предлагаются метафоры различных состояний с целью преодоления эффектов психоэмоциональной ригидности, «зацикленности», «застойности», развивающих когнитивную гибкость.

1.Давайте немного пошевелим плечами, представим себе, что плечи обладают такой же выразительностью, как руки или лицо. Они имеют множество различных суставов. Представьте себе, что у вас выросли огромные орлиные крылья. И вы гордо парите, время от времени шевеля плечами, с высоты озираете весь мир. Иногда вы поднимаете крылья, а потом медленно опускаете их, не переставая видеть все вокруг. При этом вы лениво шевелитесь, чувствуете, как крылья продолжают расти, как спина теряет накопленное напряжение.

2. Атеперь, представьте, что вы маленькая птичка, воробей. Вы суетливо перебираете крылышками и передвигаетесь маленькими прыжками. Попробуйте почувствовать, как при этом ведут себя разные части ваших плеч.

3. Представьте, что вы - средних размеров птица, сорока или ворона, которая то быстро-быстро машет крыльями, то свободно и лениво парит в воздухе.

4. Представьте, что вы вдруг превратились в кошку. И вот вы мягко потягиваетесь, ощущая мельчайшие движения каждого позвонка. Вы то напрягаете спину, то расслабляете ее. Ваша спина сама по себе - принимает разные позы и вытягивается так, чтобы получить удовольствие от упругости каждого позвонка, от мельчайшего движения.

5. Представьте себе: у вас на спине, животе и груди выросли осминожьи щупальца. И этими щупальцами вы пытаетесь дотянуться до различных точек пространства, почувствовать разные его качества.

6. А сейчас у вас выросла шея жирафа. И вы смотрите на все сверху, двигая ею то так, то эдак.

7. Представьте себя червяком, который двигается, изгибаясь, как бы перебирая самого себя. Вы «перебираете» себя, начиная от самых кончиков пальцев, и по телу прокатывается волна. Вы ползете спокойно и с удовольствием, попеременно прикасаясь к земле каждой частичкой вашего тела.

8. А сейчас вы становитесь кузнечиком и, сидя на месте, можете очень высоко подпрыгнуть. Время от времени в руках и ногах вы чувствуете пружинку, которая подбрасывает вас. И все в вас тоже начинает подпрыгивать, каждая точка тела слегка подрагивает, а потом так же легко расслабляется.

9. Давайте представим, что внутри вашего тела зажигаются маленькие огоньки. Не задумываясь, вы выбираете какой-нибудь огонек и начинаете медленно и равномерно вращаться вокруг него то в одной плоскости, то в другой. Точка, в которой загорелся огонек, становится на время центральной, и вы стараетесь, чтобы ваше тело совершало вокруг нее все новые непривычные вращательные движения. Вы выбираете одну за другой точки вашего тела, вращаетесь вокруг них, таким образом, разбирая в разных плоскостях свое тело на новые анатомические части.

10. А теперь вы можете почувствовать себя здесь и теперь, в этом кресле, в этой комнате, целиком и в то же самое время состоящим из подвижных и отдельных элементов, соединенных в единое целое, способное быть гибким и в тоже самое время иметь форму. Дайте вашему телу вспомнить наиболее приятные минуты, когда ваше тело было активным и гибким, и вы наслаждались своими движениями и своим совершенством.

7. Завершение. Эмоциональная разминка.

Упр. «Аплодисменты» (10 мин.).

Ведущий просит встать тех участников, кто обладает определенным умением или качеством, например: «Встаньте веете, кто уметет кататься на роликах, водить и ремонтировать машину, видит цветные сны и т.д.». Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упр. «Ромашка» (5-7 мин.).

Каждый добавляет «приготовленный лепесток» - доброе пожелание на цветок другого участника на выбор.

Задание на самостоятельную проработку: 1. самостоятельно отрабатывать приемы саморегуляции, 2. приготовить очередной «лепесток» на цветок товарища.

Рефлексия занятия. Участники высказывают свои впечатления от занятия.

8. Ритуал прощания.

Занятие 5. Работа с самооценкой, с конкретными личными проблемами

1. Ритуал начала работы.^ мин.)

2.Эмоциональная разминка.

Упр. «Пожелания» (5 мин.).

Предложите участникам начать работу с пожеланий всей группе. Каждый выходит в центр круга и, обращаясь ко всем (или персонально), произносит пожелание на сегодняшний день.


Упр. «Крокодил» (10 мин.).

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая -делегирует своего участника, которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

3.Обсуждение результатов самостоятельной работы.(10 мин.).

Л.Рефлексия прошлого занятия.(5 мин).

5. Психогимнастика.

Упр. «Рассказ по кругу» (5-7 мин.).

Предложите участникам создать общий рассказ. Один говорит какую-то фразу, следующий начинает свою фразу с последнего слова первой фразы и т.д. В дальнейшем обсуждается творческий процесс-логичность рассказа, его своеобразие, вклады участников и т.д. Модификация - проведение упражнения в соревновательной форме между двумя командами. Каждая команда творит свой рассказ. Затем выбирается лучший.

6. Работа по теме.

Упр. «Какой Я?» (15 мин).

В начале участники в процессе групповой дискуссии определяют список качеств «За что вы уважаете других людей?». Этот список записывается на листе ватмана. Затем участники делят свой лист бумаги на два столбика: «Какой Я?» и «Какой Я в глазах моих сослуживцев?» и оценивают себя по выделенным качествам в обоих столбиках. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева, который на оставшейся части листа должен дать ему свои оценки, характеристики. После этого ведущий собирает листы и перемешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, листы возвращаются участникам, и они сравнивают все три набора ответов, самостоятельно анализируя их сходство и различия.

Упражнение дает возможность участнику осознать себя и увидеть, каким его видят окружающие.

Упр. «Горячий стул» (20 мин.).

Ведущий предлагает участникам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться о недостатках и проблемах данного конкретного человека рекомендуется в такой форме «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Следует избегать оценок. Советы допускаются с опорой на собственный опыт: «У меня было (есть) нечто похожее и чтобы преодолеть это, я ...».

После того, как все высказались, участник коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по очереди, но на «горячий стул» садятся только по желанию.

Упражнение позволяет прорабатывать конкретные проблемы в групповом процессе, осознать личностные механизмы продуцирования своих проблем. В групповом обсуждении прорабатываются аспекты: -Зачем тебе твои проблемы? -Вторичная выгода, -Защитные механизмы и т.д.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Упр. «Фокусирование на ресурсных саморазвивающихся образах» (10 мин.).

Задача - вчувствоваться, вживаться в представления, используя как можно больше сенсорных каналов ( видеть, слышать, обонять, осязать, ощущать).

Представьте себе какой-нибудь яркий образ: Пляжу моря. Жаркий день . Палит солнце. Вы в купальном костюме, с наслаждением вытягиваетесь...Смотрите перед собой в море и видите «барашки», головы купающихся...Рассмотрите лучше линию горизонта. Что там появляется? Посмотрите, что происходит вокруг, на берегу (играют дети, собака, мяч...) Почувствуйте соленый морской воздух, дуновение ветерка на коже, ощущение от прикосновения кожи к песку...Вас разогревает солнце, приходится поворачиваться с боку на бок, хочется искупаться. Входите в воду. Вода прохладная...

Важно дать своим мыслям свободу, научиться «стать зрителем своих мыслей», «научиться смотреть, как разворачивается поток мыслей», и при этом не давать никаких оценок и анализа. Просто созерцать, без цели и начиная расслабляться все больше и больше.

Обсуждение: что получалось, что не получалось в ходе выполнения упражнения, изменения в самочувствии после выполнения упражнения и т.д.

Упр. «Дерево» (мотив символдрамы).(10 мин.).

Участникам предлагается представить себе образ дерева, а затем предлагаются вопросы, которые направляют внимание на определенные аспекты этого саморазвивающегося образа. Участники, не озвучивая вербально свои ответы, внутренне отслеживают те аспекты образа, которые подчеркиваются вопросами ведущего.

Расслабьтесь... Представьте себе как будто бы вы видите сон, или фантазию, и вы рисуете какое-нибудь ДЕРЕВО, которое нарисует ваше воображение или какое вам захочется.

Где находится это дерево? Сколько ему лет? Какое оно: внешний вид, высота. Можите ли вы определить к какому виду оно принадлежит и т.д.

Какая при этом погода? Время дня? Сколько вам лет лет? Где вы находитесь, когда рассматриваете это дерево? Что на вас одето? Что вы чувствуешь? Чего вам хочется? - сделайте это..., ведь вы хозяева вашего образа и вы можете сделать все то, что хочется. И что вы чувствуете, когда вы это сделали?

Могли бы вы приблизиться кдереву? Какая на нем кора? Какая она на ощупь?

А могли бы вы стать этим деревом? И теперь почувствуйте себя - какое вы - дерево, когда вы - дерево? Почувствуйте свои ствол, ветки, листья, корни...Какое это дерево?

Какие у вас чувства, когда вы - дерево? А когда вы - дерево, что бы вы хотели? Позвольте вашему образу развиваться, катиться...Дерево может поменяться - и это нормально...

В земле есть все необходимое для жизни: полезные минералы, влага, которая растворяет эти минералы, все полезные вещества, чтобы дерево могло легко впитывать их. И вы можете взять эти соки - столько, сколько хочется, сколько нужно, сколько необходимо...Почувствуйте, как они текут до самого дальнего листочка, по каждой веточке... и обратите внимание-какие у вас сейчас листья?

И вы знаете - есть энергия Земли, есть энергия Космоса. Попробуйте взять энергию Земли, провести ее по каждому корешку, по стволу, по каждой веточке, по каждому своему листку - выпустите ее в Космос. А теперь возьмите энергию Космоса каждым своим листком,... потяните ее до каждого корешка и выпустите ее в Землю.

А теперь совместите все это со своим дыханием - на вдохе -втягивайте энергию из Земли и проводите ее до каждого листка. На выдохе выпустите энергию в Космос...(2-3 минуты).

А теперь сделайте, наоборот, на вдохе вбирайте энергию Космоса...на выдохе - отдавайте ее Земле. (2-3 минуты).

Понаблюдайте - какое сейчас дерево?

А сейчас, может быть, вы посмотрите на себя со стороны? И чего сейчас вам хотелось бы? - Сделайте это...И, когда будет достаточно, вы можете найти особое место, в котором вы можете поблагодарить образ, попрощаться с ним и вернуться сюда, в эту комнату.

Обсуждение: работа идет с чувствами участников, которые появлялись в ходе развертывания этого образа. Участники, по желанию, просто рассказывают о том, что особенно привлекло внимание в ходе сюжетного процесса, как изменилось самочувствие, что они при этом переживали, как это все выглядело визуально и т.д.

После обсуждения можно предложить участникам тренинга нарисовать тот момент образа, который им захочется, для этого необходимо приготовить фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, краски, листы бумаги (формат А4). В заключении работы можно спросить, какие чувства испытывали участники тренинга в момент рисования, как они сами оценивают свои рисунки (при этом психолог должен всячески подбадривать авторов рисунков).

Интерпретация рисунков может производиться по принципу проективной методики «Дерево».

7. Завершение. Эмоциональная разминка.

Упр. «Вернись движение» (5-7 мин.).

Все участники становятся по кругу.

На счет «раз» каждый из участников начинает делать какое-либо движение. При этом все стоят на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые могут повторить все участники. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева.

Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору».

Обсуждение: к кому вернулось его движение? В каком виде?

Упр. «Комплименты» (5-7 мин.).

Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы. А сейчас все мы по очереди будем выходить в центр круга и последовательно говорить участникам комплименты.

Упр. «Ромашка» (5-7 мин.).

Каждый добавляет «приготовленный лепесток» -доброе пожелание на цветок другого участника на выбор.

Задание на самостоятельную проработку: 1. самостоятельно отрабатывать приемы саморегуляции, 2. приготовить очередной «лепесток» на цветок товарища.

Рефлексия занятия. Участники высказывают свои впечатления от занятия.

8. Ритуал прощания.

Занятие 6. Обобщение участниками тренинга полученной информации

1. Ритуал начала работы.(1 мин).

2.Эмоциональная разминка. Разыгрываются полюбившиеся игры.

3.Обсуждение результатов самостоятельной работы. (10 мин.).

4.Рефлексия прошлого занятия.(5 мин).

5.Психогимнастика.

Упр. «Разговор через стекло» (10 мин.).

Предложите группе разделиться пополам, образуя две шеренги, все садятся напротив, лицом друг к другу так.

Представьте себе, что все мы едем в автобусе: одна группа в одном, а вторая в другом. Автобусы остановились друг против друга. Вы смотрите в окно и видите своего друга, воспользовавшись ситуацией, вы передаете ему важную информацию. Но делаете вы это молча. Времени у вас не много. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает знакомый.

6. Работа по теме

Упр. «Визитка» (5-7 мин.).

Предложите участникам взглянуть на свои визитки и, если появится желание что-то изменить или добавить, пусть сделают это.

Упр. «Мафия» (20 мин.).

Упражнение позволяет произвести диагностику и коррекцию навыков социальной перцепции, коммуникации, взаимодействия и стиля принятия группового решения. Позволяет в короткие сроки сплотить группу, сформировать здоровую морально-психологическую атмосферу.

Роли: «мэр», «комиссар», горожане и 2-5 «мафиози», также являющиеся членами городской мэрии.

Задача: «честных граждан» - выявить и уничтожить «мафию». Цель «мафии» -уничтожить «членов мэрии» и взять власть в городе.

Ведущий раздает участникам карточки с названиями их ролей в игре. Участники должны незаметно познакомиться со своей ролью и не выдать это своим эмоциональным состоянием. «Мафиози» нужно выбрать тактику речевого поведения: затаиться или пытаться дискредитировать кого-либо из «честных граждан» с целью увести подозрение от себя.

Ведущий объявляет наступление ночи в городе и все по этой команде честно закрывают глаза и честно не подглядывают. «Мафиози» вышли на улицы города и знакомятся друг с другом - «мафиози» открывают глаза, знакомятся и невербальными средствами выбирают «Крестного отца». В этот момент возможны неосторожные движения, смешки и т.д.: спящие «честные люди» могут прислушиваться к ним и уже создавать свои гипотезы.

Ведущий дает команду, «мафия» закрывает глаза, и открывают глаза «комиссар» и «мэр» - они тоже знакомятся. В это время особенно внимательны «мафиози», чтобы по неосторожным движениям суметь вычислить «мэра» и «комиссара».

Ведущий объявляет наступление утра и сообщает, что в городе совершена серия преступлений и что, по самым достоверным сведениям стало известно, что среди «членов мэрии» находятся «мафиози». Чтобы предотвратить беспредел, нужно их найти и обезвредить. На групповую работу отводится 10-15 минут. Смогут ли члены мэрии, в условиях скрытого противодействия, быстро решить вопросы самоорганизации: определить каким путем выявлять «мафиози», каков порядок выступления участников с предложениями, в каких случаях решение считается принятым. Обычно начинают задавать различные «острые» вопросы друг другу и следить за реакциями.

Члены мэрии могут сойтись во мнении относительно того или иного подозреваемого и приговорить его к «казни». Когда решение принято большинством, ведущий объявляет его роль. Если группа сильными аргументами изобличила одного из «мафиози», ведущий говорит: «Поздравляю вас! Вы убили «мафиози», - и он выбывает из игры. Обсуждение продолжается. Если группа настойчиво нападает на «честного человека», ведущий говорит: «Внимание! Город уснул! Все закрывают глаза!» «Мафиози» открывают глаза и принимают решение - кого из присутствующих уничтожить производят «выстрел» и закрывают глаза. После этого открывает глаза «комиссар». Он невербально спрашивает у ведущего: «Он «мафиози»?» и ведущий отвечает ему.

С наступлением утра ведущий объявляет о том, кто в прошедшую ночь пал жертвой «мафиози». Он выбывает, а остальные вновь приступают к расследованию. Они анализируют, почему «мафия» убрала именно этого игрока, не был ли он близок к правильному решению. Участники внимательно следят за тем, как ведут себя различные игроки, ищут в действиях друг друга противоречия.

В том случае, если «комиссар» ночью, с помощью ведущего, убедился в принадлежности того или иного игрока к «мафии», он должен, не раскрывая себя, убедить в этом присутствующих. Ему активно помогает «мэр». Это поле их взаимодействия. Если подозрения игроков падает на «комиссара» или «мэра», они могут открыть свое лицо.

Обсуждение результатов: как изменялась эффективность взаимодействия «членов мэрии», как они приходят к мысли о необходимости упорядочить свою работу по времени, последовательности выступлений, эмоциональному накалу, какучастники понимали друг друга, от чего зависела работа в группе. Ведущий помогает пониманию тех условий и способов, при которых различные группы («мэр» и «комиссар», «члены мэрии», «мафия»)

чаще выживают.

«Члены мэрии» добиваются успеха тогда, когда организуют свою работу, дают возможность каждому высказать свое мнение, принимают во внимание лишь веские аргументы, нейтрализуют тех, кто больше демонстрирует себя, чем нацелен на результат.

Ведущий внимательно фиксирует все удачные действия игроков.

При подведении итогов - опрашивает «отличившихся» игроков о том, по каким признакам они «вычислили» преступников, благодаря чему удалосьне удалось убедить игроков в своей правоте, разумной ли была реакция «мэра» на обоснованные подозрения и т.д.

Упр. «Фокусирование на ресурсных саморазвивающихся образах» (10 мин.).

Задача - вчувствоваться, вживаться в представления, используя как можно больше сенсорных каналов ( видеть, слышать, обонять, осязать, ощущать).

Проводится по вышеизложенной схеме (занятие 5).

Исходный образ выбирается участниками самостоятельно пожеланию.

Упр. «Создание Образа Сильного Себя» (15 мин.).

Данное упражнение из практики НЛП позволяет человеку самостоятельными усилиями корректировать образ себя в позитивную сторону и открывать в результате этой (своей!) работы новые источники внутренней силы.

Для начала определите, в чем именно ваше поведение или деятельность вас не устраивают (что там не так?).

Затем создайте сценарий и просмотрите клип (саморазвивающийся образ), в котором вы видите, что вы ведете себя так, как вам нравится. Если это сразу не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или киногерой и т.д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это вы или другой человек), просмотрите этот клип от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет-сделайте нужные изменения.

Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, сделайте какое-либо запоминающееся действие, а затем сделайте проверку - повторите это действие, и если образ нового поведения закрепился, он должен автоматически возникнуть

вновь. Если нет, повторите работу со сценарием и просмотром клипа.

Обсуждение: что получалось, что не получалось, работа с чувствами. 7. Завершение.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Приложение купражнению «потерпевшие кораблекрушение»