lovmedgu.ru

Исследование экзистенциальных ресурсов личности в период переживания психологического кризиса

Мировой кризис, вызвавший социальные, экономические, политические потрясения, правовой нигилизм, культурное и национальное разочарование общества, способствует возникновению кризисных явлений. В данный период для выживания и успешного функционирования от личности требуются высокая социальная активность, мобильность, адаптивность, которые в большинстве своем осуществляются за счет осознанного использования своих психологических, социальных и духовных ресурсов.

В психологии для решения поставленных вопросов все большую актуальность приобретает ресурсный подход, который фокусирует внимание на природе, структуре, качестве и средствах оценки ресурсов личности в кризисе, возможностях психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленной на поиск, восстановление и активное использование данных ресурсов.

Важность исс ледовани я ресурсов личности подчеркивается в роботах В. А. Бодрова, Л. Г. Дикой, В. В. Козлова, К. А. Муздыбаева, Г. В. Старшенбаума, S. Folkmanа, R. S. Lasarusа и др., где отмечается, что позитивное преодоление кризисных явлений становится возможным лишь в том случае, когда внешние и внутренние ресурсы личности оказываются достаточными, и именно характер и степень «наличных» или «доступных» ресурсов человека определяют способы разрешения кризиса. Сложность феномена ресурсов личности раскрывается в разнообразии подходов к его исследованию: так, ресурсы личности изучают в рамках теорий преодоления (Л. И. Ан цыферова, В. А. Бодров, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая и др.), теорий адаптации (К. А. Абульханова-Славская, Л. А. Александрова, В. А. Абабков, и др.), теорий изменения (И. С. Кон, О. В. Шведовский, J. F. T. Bugental, A. Langle, C. Rogers, V. Frankl и др.). Изучением ресурсов личности как факторов, лежащих в основе способов преодоления кризисных явлений с позиций экзистенционально-гуманистической парадигмы занималась многие ученые. Вместе с тем, как в теоретическом, так и в практическом плане все еще остаются мало изученными многие аспекты проблемы экзистенциальных ресурсов личности. В частности, недостаточно разработан и описан терминологический аппарат феномена экзистенциальных ресурсов, нуждается в разработке психоди агностический инструментарий. Недостаточно раскрыты механизмы экзистенциальных ресурсов, в особенности их проявления и способы восстановления у лиц, переживающих психологический кризис.

Приступая к собственному эмпирическому исследованию, мы поставили перед собой следующие задачи: 1) обобщить теоретико эмпирические исследования, направленные на изучение экзистенциальных ресурсов у лиц, переживающих психологических кризис- 2) разработать методику диагностики экзистенциальных ресурсов личности- 3) изучить специфику проявления экзистенциальных ресурсов у лиц, остро переживающих и не переживающих состояние кризиса.

В соответствии с первой поставленной задачей был обоснован выбор исследования ресурсов личности с позиции экзистенциально- гуманистической парадигмы, обобщены теоретико-эмпирические исследования, направленные на изучение экзистенциальных ресурсов у лиц, переживающих психологических кризис.

Установлено, что ресурсом в критических кризисных условиях, по мнению многих российских ученых, среди которых К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Н. Г. Осухова, Е. Б. Фанталова, может являться мотивационно-смысловая сфера личности и такие психологические ресурсы как «нахождение смысла», «убежденность в своих силах контролировать происходящее», «вера в себя», «готовность активно действовать и преодолевать трудности», «воспоминания о своих успехах в других областях и ситуациях».

Выявлено, что «реальными» ресурсами личности, переживающей кризис, Б. С. Братусь, вслед за Б. В. Зейгарник называет систему убеждений и диспозиций, смыслов, на которые человек может опереться в процессе саморегуляции в экстремальных условиях или в процессе реабилитации и психотерапии. Данное положение подтверждается в практическом исследовании Е. И. Рассказовой, изучавшей психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях. Также ресурсами в контексте категориального поля Ф. Е. Василюка, в психотерапевтической практике помощи кризисным личностям, становятся «желание жить», «деятельность», «сознание», «воля» человека (Василюк, 1984).

В. А. Бодров, А. Н. Дёмин, Л. Г. Дикая, Е. Ю. Кожевникова, К. Музды баев, А. К. Осницкий и др. считают, что ресурсы включены в процесс преодоления через мотивационные, когнитивные, рефлексивные, поведенческие компоненты личности как субъекта, предпринимающего усилия по преодолению трудных жизненных, стрессогенных, кризисных ситуаций. Именно их наличие обусловливает направление активности по преодолению и его успешность.

Обзор работ, направленных на исследование экзистенциальных ресурсов личности в кризисе с позиции теорий адаптации, позволил установить, что, по мнению Л. В. Кореля, в «адаптивный потенциал» личности могут входить ценностно-нормативная структура личности, ее социально-психологические характеристики, социальный статус и так далее. Также выявлено, что ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям являются такие индивидуально-психологические особенности личности, как интернальность-экстернальность, смысложизненные ориентации, жизненная перспектива личности, изучаемые Л. А. Александровой.

Обзор работ, посвященных изучению экзистенциальных ресурсов личности, переживающей кризис, с позиции теорий изменений, позволил установить, что именно в экзистенциальном мировоззрении Д. А. Леонтьев видит ресурсы личностного развития, а И. Д. Демакова рассматривает саму личность центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностной динамики.

При решении второй поставленной задачи, в соответствии со всеми современными требованиями психометрики, была разработана и опробирована в соавторстве методика диагностики экзистенциальных ресурсов личности (ЭРЛ).

При разработке конструкта методики мы исходили, прежде всего, из понимания психологической сути явления экзистенциального ресурса, его структуры и проявлений.

Так, под экзистенциальными ресурсами личности мы понимаем сложные интегративные индивидуально-психологические образования, отражаюшие отношение личности к основным экзистенци альным данностям (экзистенциальная позиция): свободе, смыслам, самотрансценденции, принятию, вере.

Экзистенциальные ресурсы проявляются в структуре личности на когнитивном, эмоциональном, мотивационно-волевом и поведенческом уровне, в частности: на когнитивном уровне в виде духовных, ценностных, смысложизненных ориентаций и убеждений- на эмоциональном уровне в виде системы отношений к собственному Я, другим, миру и т. д.- на мотивационно-волевом уровне в виде самоактуали зационных устремлений и потребностей- на поведенческом уровне в виде действий, поступков и практического осуществления решений.

Экзистенциальные ресурсы личности выполняют такие функции, как регулятивную, рефлексивную, ценностно-ориентационную, эмо ционально-коммуникативную.

Экзистенциальные ресурсы личности, на наш взгляд, переживаются в интерперсональном плане как восстановление контакта со своей субъектностью, ощущение целостности, внутренней силы, эмоциональной стабильности- на интраперсона льном плане регистрируются в виде движения в сторону творческого созидания, повышения степени осознанности и большей осмысленности, увели чением полноты способов переживания и присутствия в актуальном жизненном процессе.

В результате проделанной теоретико-аналитической работы в оригинальный тест-опросник «Экзистенциальные ресурсы личности» (ЭРЛ), И. В. Брынза и Е. Ю. Рязанцевой была включена система индикаторов (50 утверждений), сгруппированых в 5 шкал (показателей): ресурс свободы, ресурс смысла, ресурс самотрансценденции, ресурс принятия, ресурс веры, ОПЭРЛ (общий показатель экзистенциальных ресурсов личности). С помощью статистических процедур доказана психометрическая надежность и валидность конструкта тест-опросника.

Для решения третьей поставленной задачи, с целью изучения специфики проявления экзистенциальных ресурсов у лиц, остро переживающих и не переживающих состояние кризиса, мы использо вали отдельные шкалы «Оригинального тест-опросника показателей переживания профессионального кризиса» (ППК), авторы – О. П. Сан никова, И. В. Брынза (Брынза, 2000) и тест-опросник «Экзистенциаль ные ресурсы личности» (ЭРЛ), авторы – И. В. Брынза, Е. Ю. Рязанце-ва.

Уточним, что оригинальный тест-опросник (ППК) включает систему индикаторов (160 утверждений), направленных на выявление особенностей профессионального и психологического кризиса у взрослых испытуемых. Для нашего исследования мы использовали результаты только 10 шкал, измеряющие психологический кризис. Данные индикаторы (100 утверждений) сгруппированы в 10 шкал (показателей): Ш1 (переживание беспокойства)- Ш2 (эмоциональная напряженность)- Ш3 (эмоциональные деструкции)- Ш4 (эмоциональное выгорание)- Ш5 (отношение к себе)- Ш6 (отношение к другим)- Ш7 (отношение к деятельности)- Ш8 (отношение к будущему)- Ш9 (поведенческие реакции)- Ш10 (психо-физиологическое самочувствие), ОППК (общий показатель психологического кризиса).

В исследовании принимало участие 80 человек обоего пола, в возрасте от 21 до 25 лет, студентов Южно-Украинского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и Одесского национального политехнического университета. Для математической обработки полученных результатов использовался компьютерный вариант статистической программы SPSS v. 11.5.

По результатам качественного анализа выявлено две группы лиц с максимально (max) и минимально (min) выраженным показателем ОППК (общего показателя психологического кризиса). В группу лиц c max выраженным показателем ОППК («кризисников») вошло 18 человек и соответственно, в группу с min выраженным показателем ОППК («не кризисников») вошло 19 человек.

Выявлен профиль особенностей проявления экзистенциальных ресурсов личности в группах испытуемых, переживающих состояние психологического кризиса и не переживающих данное состояние.

Все значения показателей экзистенциальных ресурсов «не кризисной» личности находятся в плоскости выше средней линии ряда, что может свидетельствовать о высокой выраженности того или иного экзистенциального ресурса.

В группе «кризисников» минимально выраженной является шкала «ресурс свободы», второй по значению – шкала «ресурс смысла», на третьем месте – «общий показатель экзистенциальных ресурсов» («ОПЭРЛ»), на четвертом месте – «ресурс принятия».

В группе «не кризисников» наблюдается противоположная картина, самое высокое значение имеет «ресурс свободы», затем «общий показатель экзистенциальных ресурсов» («ОПЭРЛ»), далее по порядку «ресурс смысла» и «ресурс принятия».

Таким образом, визуальный анализ и t-критерий Стьюдента позволили установить наличие различий по таким шкалам, как «ресурс свободы», «общий показатель экзистенциальных ресурсов» («ОПЭРЛ»), «ресурс смысла» и «ресурс принятия», различий не выявлено по шкалам: «ресурс самотрансценденции» и «ресурс веры».

Подводя итоги нашего эмпирического исследования, можно сделать такие выводы:



1) обзор и анализ теоретико-эмпирических исследований позволил установить, что экзистенциальные ресурсы личности лежат в основе позитивного разрешения кризисных явлений-

2) экзистенциальные ресурсы личности есть сложные интегративные индивидуально-психологические образования, отражаающие отношение личности к основным экзистенциальным данностям: свободе, смыслам, самотрансценденции, принятию, вере-

3) выявлена специфика проявления экзистенциальных ресурсов у лиц, остро переживающих и не переживающих состояние кризиса. Так, обнаружены существенные различия в выраженности экзистенциальных ресурсов у представителей «кризисной» и «не кризисной» группы. У представителей группы «кризисников» палитра экзистенциальных ресурсов в основном находится на низ ком (минимальном) уровне, в противоположность им, палитра экзистенциальных ресурсов у представителей группы «не кризис ников» находится в основном на высоком (максимальном) уровне, что подтверждает мнение большинства психологов о значимости экзистенциальных ресурсов как для целостности личности, так и для возможности использовать кризисное состояние как фактор, благоприятный для развития личности.



Большинство представителей, вошедших в группу «не кризисников» при построении своей жизни максимально опираются на «ресурс свободы», «ресурс смысла» и «ресурс принятия», в отличие от них большинство представителей группы «кризисников» утратили опору на данные ресурсы и нуждаются в их восстановлении.

Значимых различий в проявлении и выраженности «ресурса самотрансценденции» и «ресурса веры» у представителей обоих групп не выявлено, в связи с чем встает задача более углубленного исследования данного факта.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы, а лишь наметили перспективу дальнейших направлений научных поисков<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Исследование экзистенциальных ресурсов личности в период переживания психологического кризиса