Врожденные психомоторные способности младенца
Видео: Вебинар: «Развитие музыкальных способностей и творческое развитие ребенка от рождения»
Значение психомоторного развития младенца обусловлено фактом включения его двигательных характеристик во все виды психической деятельности, начиная с высших психических функций, таких как внимание, память, интеллект и кончая личностными параметрами.Процесс психомоторного развития происходит неравномерно: до 13-14 лет идет устойчивый рост, который резко замедляется в период 15-18 лет с последующей стабилизацией. Таким образом, функциональное созревание психомоторного анализатора завершается к 13-14 годам. Поэтому невозможно создать целостное представление о закономерностях психического развития ребенка без учета его психомоторной организации.
Ранее уже отмечалось, что долгие годы при оценке психического развития новорожденного и младенца в основном опирались на результаты моторного развития. Это и неудивительно, поскольку психологи видели в новорожденном и младенце чаще существо «слепое и глухое», чем видящее и слышащее. Поэтому в психологии накоплено немало фактов хода моторного развития младенца. Разработаны шкалы развития, а также немало тестов и иного инструментария для его оценки. Тем не менее, вопрос о природе происхождения новых видов моторного поведения, возникающих в процессе развития, до сегодняшнего дня остается открытым. Эта проблема всегда была ареной весьма ожесточенных споров между нативистами и эмпиристами. Первые искали и находили вроде бы убедительные доказательства того, что моторное поведение развивается в результате процессов созревания, т.е. автономно, вне зависимости от воздействия факторов окружающей среды.
Одним из таких доказательств является сравнение поведения недоношенных, нормальных и переношенных младенцев. Оказывается, что дополнительное время вне-утробного развития, которое получили недоношенные дети, никак не ускорило их развитие, равно как и не задержало его время, которое переношенные дети провели в утробе матери. Тот факт, что все младенцы, независимо от их хронологического возраста, начинали улыбаться в ответ на видимый объект в 46 недель, нативисты интерпретировали как убедительное доказательство своей правоты. В ответ на это Т.Бауэр, тем не менее, дает отрицательный ответ. Оказывается, что внешнее окружение начинает оказывать влияние на развитие младенца при достижении им возраста 44 недель!
Другой часто используемый нативистами аргумент - это результаты межкультуральных исследований, когда сравниваются между собой младенцы, воспитывающиеся в разных культурах. Например, У.Деннис изучал развитие навыков ходьбы у детей индейцев хопи. В одной группе детей обучали согласно традициям племени: в первые месяцы жизни их привязывали к доске таким образом, что младенцы не могли ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Дети из другой группы развивались как обычные европейские младенцы. Было показано, что дети из обеих групп начали ходить без всякой поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, суровые традиции традиционного воспитания не задержали развитие детей.
В ходе изучения сенсомоторного интеллекта детей в разных странах - Берег Слоновой Кости, Франции, Индии - была обнаружена идентичность развития у всех исследованных младенцев, несмотря на громадные различия в их культурном окружении. То же было обнаружено и в отношении появления социальной улыбки.
Однако Т.Бауэр не спешит признать правоту нативистов, апеллируя к общеизвестному факту неравномерности психического развития в детском возрасте. Поскольку индивидуальный контроль за скоростью созревания младенцев не велся, а разные дети развиваются различно, то при сравнении групп необходимо учитывать, что в одной из них могло оказаться больше быстро развивающихся детей, чем в другой`. Таким образом, Т.Бауэр ставит под сомнение доводы нативистов не потому, что они принципиально не верны, а потому, что условия экспериментов оказались не выдержанными.
Тем не менее, существуют веские доказательства в пользу существования врожденных программ моторного развития ребенка. Примером наличия таких программ являются результаты изучения навыков вокализации у глухих детей. Известно, что нормальные младенцы начинают лепетать в пятимесячном возрасте. Глухие дети тоже проходят через стадию лепета и лепечут они столько и также как нормальные дети, хотя и не слышат себя. Таким образом, слух не обязателен не первой стадии вокализации и для ее поддержания не требуется обратной связи. К концу первого года жизни у нормальных детей лепет постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. У глухих детей фаза становления разговорной речи отсутствует. Практика показывает, что закрепление навыков речи требует длительного времени: речь же детей, оглохших в детстве, постепенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализации детей глухих от рождения. В то же время наступление глухоты в более позднем возрасте, например, в шесть лет уже не влияет на развитие речи, поскольку речевое поведение не нуждается в слуховой поддержке. Приведенный пример наглядно показывает сложный характер отношений между процессами созревания и внешними событиями. Совершенно очевидно, что развитие осуществляется даже при отсутствии специальных внешних воздействий, по-видимому, за счет реализации врожденной программы. Однако наступает момент, когда эта
программа становится чувствительной в отношении внешних факторов, действующих на нее. Опыты Б.Уайта наглядно продемонстрировали влияние окружающей среды на формирование некоторых моторных навыков, в частности, навыка дотягивания, что позволило ему сформулировать целостную модель моторного развития младенца. Т.Бауэр, критически оценивая результаты этих исследований и на основании анализа своих собственных экспериментов, приходит к выводу о том, что моторное развитие младенца проходит в своем развитии несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга.
Пфвая стадия заключается в том, что сначала развитие осуществляется согласноразверткеврожденной программы. По мнению Т.Бауэра и зрительно-моторная и слухомо-торная координация является врожденной, но с возрастом она скорее затухает, чем улучшается. Причина этого затухания, как подчеркивает автор, «представляет собою результат недостаточной практики, а не специфики процесса роста нервных сетей» (выделено нами-В.А.)2. Однако на следующей стадии моторного развития процесс созревания направляется и уточняется при помощи простых эффектов научения. Так, например, навык дотягивания до предметов можно видеть у детей сразу же в послеродовый период. Удачные случаи составляют около 40%, при этом некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватывания, что указывает, во-первых, на врожденный характер этих действий, а во-вторых, на их достаточно совершенный характер. Однако уже у четырехнедельных младенцев этот навык выявить очень трудно. Он вновь появляется примерно в пятимесячном возрасте, при этом вероятность удачных схватываний достигает 80%. Становится очевидным, что если зрелые формы поведения не упражнять, они распадаются.
Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. В этой связи следует подчеркнуть следующий аспект этой общей взаимосвязи:
связь моторного и речевого развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук. Взаимоотношения кисти рук и языка нео-днонаправленны, т.к. не только моторика влечет за собой артикуляцию мышц языка, но и язык младенца на ранних этапах функционально активен, т.е. язык как бы выполняет функцию кисти. Все это лишний раз подчеркивает роль моторного развития в психическом развитии младенца.
Анализируя ход моторного развития и степень влияния на него врожденных и внешних факторов, необходимо остановиться на механизме этого процесса. Ранее, при анализе механизма перцептивного развития младенца было установлено, что процесс развития внутри целостной сенсорной системы идет по пути дифференциации, т.е. по пути разделения некоего единого действия на несколько различных. Исследования Дж. Брунера` и Т.Бауэра позволяют утверждать, что принцип дифференциации справедлив и для процесса моторного развития младенца. Т.Бауэр показал, что «процесс развития, вместо того чтобы объединять дотягивание и схватывание, дифференцирует их, превращая единое действие (дотягивание, чтобы схватить) в два различных (до-тягивание и потом хватание)»2. Об этом свидетельствуют и результаты исследований Н.А.Розе. Ведущим принципом психомоторного развития по ее мнению является дифференциация функций психомоторного анализатора, когда «на смену грубым силовым движениям приходит масса тонких высокодифференцированных микродвижений».
Итак, анализ перцептивного и моторного развития младенца показал:
1) начало перцептивного и моторного развития осуществляется благодаря наличию врожденных программ развития-
2) наличие этих врожденных программ обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца-
3) принцип дифференциации является ведущим в механизме перцептивного и моторного развития младенца-
4) последующее успешное перцептивное и моторное развитие зависит от упражнения. (В конце данной главы приведены показатели психзомоторнорго моторного развития младенца, разработанные немецким специалистом Т. Хелльбрюгге.)
Поделиться в соцсетях:
Похожие