lovmedgu.ru

Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка. Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение ребенком предметного мира. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. Д.Б.Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В дальнейшем в каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент времени, другими словами - ведущая деятельность ребенка.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т.е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д.Б.Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. рис. 2).

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотиеационно - потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии имеют место периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивацион-ной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил детей, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. табл. 3).

Видео: Куклы Монстер хай моя коллекция кукол, кукла Монстер хай 4



Таблица 3

Видео: Эльконин Борис Даниилович - «Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение»



Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой стадии. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.

Завершая характеристику психического развития, сформулируем основные закономерности этого процесса.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются не синхронно-

каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их максимальных достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженной колебательный характер ее возрастной динамики. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает разновременность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Гетерохронность означает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами и имеет важное общеприспо-собительное значение. По мнению П.К Анохина гетерохронность является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые. Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э.Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени. Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Например, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е.Ф.Рыбалко гетерохронность выступает в качестве дополнительного механизма регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, усиливаясь во время роста и инволюции2.

2. Сенситивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Сенситивность понималась Б.ГАнаньевым «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и была следствием «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень

функционирования мозга». Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если в ходе развития упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

3. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

4. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дифференциацию и интеграцию психических состояний и свойств. Дифференциация отражает действие одной из сторон развития структуры «от общего к частному, от форм однородно-простых, глобальных и целостных к формам разнородно-сложным и внутренне расчлененным»2.

Интеграция отражает действие другой стороны развития, структуры связаннной с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом связности частей и ростом определенности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина