lovmedgu.ru

Врожденные способности младенца

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц? Развитие малыша. | Mamalara.ru

За последние 30 лет был сделан решительный рывок в изучении психики младенца, результаты которого заставили психологов коренным образом пересмотреть свои взгляды в отношении психологии младенческого возраста. Новые данные о психических возможностях новорожденного и младенца позволили Т.Бауэру высказать мысль о решающем значении этого периода для познавательного развития ребенка. Каковы же они эти психические возможности младенца, с которыми он приходит в новый для себя мир?

В этой связи первый вопрос, который возникает при изучении психического развития младенца, это вопрос о соотношении его врожденных способностей и внешней среды (научения) младенца в ходе его развития. Это действительно один из центральных теоретических и практических вопросов психологии развития.

Издавна мир ученых был разделен на два лагеря -нативистов и эмпиристов. Первые считали, что человеческие способности заключены в самой структуре организма, носят врожденный характер, подчеркивая тем самым доминирующую роль наследственности. Поэтому они пессимистично относились к возможности совершенствования человека путем его научения. Невежественные и неумелые от рождения, - говорили они, - обречены быть таковыми на всю оставшуюся жизнь.

Вряд ли кто будет оспаривать роль наследственности в ходе физического развития младенца. Но какова ее роль в психическом развитии ребенка?

Эмпиристы, напротив, утверждали, что человеческие способности развиваются избирательно, в результате специфического взаимодействия с окружающей средой, т.е. путем научения. Поэтому невежественными люди остаются лишь потому, что окружающая среда лишила их возможности развития и если ее изменить, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих способностей.

Спор между нативизмом и эмпиризмом продолжается по сей день. И вряд ли он получит однозначное решение, доказывающее абсолютную правоту одних и ошибочность других. Скорее всего, будет найден некий «компромисс».

Т.Бауэр, обсуждая эту проблему, пишет о сложных, диалектических взаимоотношениях, в которых находятся врожденные способности и научение в ходе психического развития младенца. «Процессы развития, делают научение возможным, но само научение не является причиной развития» - пишет он, подчеркивая при этом, что «научение зависит от целого комплекса врожденных способностей и оно не ведет к каким-либо постоянным изменениям».

Подтверждением этой точки зрения служат интересные эксперименты. Например, экспериментально было доказано, что уже в первый день жизни дети способны обучаться. Этот уникальный эксперимент был проведен Е.Сиквилендом и Л.Липситом, которые сумели научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок, а в другую - в ответ на звон колокольчика. Когда же гудок и звонок чередовались случайным образом, поворот головы совершался только в нужном направлении. Л.Липсит в этой связи высказал предположение, что лучше всего люди учатся в младенчестве, а не в более позднем возрасте. Однако результаты этого эксперимента вряд ли доказывают правоту нативистов или эмпиристов, поскольку все же не ясно, следствием чего явились реакции новорожденного - его врожденных способностей или научения.

Опыты Уотсона и Папусека также подтвердили, что способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые, однако, могут угасать, если их не упражнять. На основе этих и многочисленных собственных исследований Т.Бауэр резюмирует:

развитие способностей к научению «зависит от сложных взаимоотношений между врожденными механизмами и возможностью использования этих механизмов в психологическом окружении».

Эта мысль Т.Бауэра находит подтверждение при анализе психологического механизма восприятия. Б.ГАнаньев продемонстрировал сложный, диалектический характер отношений между природной и культурной линиями в психическом развитии человека на примере анализа механизма восприятия человека. Рассматривая восприятие как сложное сочетание функциональных, операционных и

мотивационных механизмов, он полагал что функциональные механизмы восприятия, которыми являются его сенсорные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные изменения функционального состава восприятия свидетельствуют о действии биологических закономерностей (онтогенеза) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же механизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе практического оперирования с вещами и явлениями», «посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций». Выделение Б.ГАнаньевым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других видах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как следствие неудовлетворения этих потребностей, познавательный интерес -все это оказывает влияние на функциональные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцептивного и психомоторного развития ребенка.

В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистнческого программирования - одного из современных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обусловлено действием предпочитаемой им сенсорной системы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор репрезентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у индивида чувствительность какой-либо системы, посредством которой осуществляется сбор информации об окружающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представленное™ сенсорных систем.

Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

Видео: Развитие способностей ребенка



Рис. 3.

Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

Видео: 7 СВЕРХСПОСОБНОСТЕЙ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ



Зк - зрительно конструируемые образы-

З3 - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы-

С^ - аудиально конструируемые звуки или слова-

С3 - аудиально вспоминаемые звуки или слова-

К - кинестетические ощущения, а также вкус и запах-

С - слуховые сигналы.

З*

Опыты по выявлению степени распространенности сенсорных предпочтений показали, что у почти 46% испытуемых регистрируется выраженная склонность к преимущественному использованию того или иного сенсорного канала, а у 54% испытуемых такие предпочтения не обнаружены. Очевидно, что развитие так называемых репрезентативных сенсорных систем и опора на них индивида в своей детской и взрослой жизни тесным образом связано с развитием соответствующих анализаторов и аналогичных им психических способностей в перцептивной и психомоторной организации человека.

Все сказанное подчеркивает актуальность выяснения того, с чем новорожденный входит в новый для него мир. Это важно еще и потому, что очень долгое время в психологии проблема психического развития младенца практически была закрытой. Психологические знания о младенце были очень скудными. Они мало отличались от обычных, житейских, являвшихся результатом весьма поверхностных наблюдений за младенцем. А ведь при таком взгляде на жизнь младенца создается впечатление, что он ничего не умеет делать, кроме как есть и спать. Так ли это? Неужели новорожденный - это «чистая доска»? Неужели прав В.В.Зеньковский, когда 1924 году писал, что «дитя вступает в жизнь почти слепое и глухое», выражая тем самым общую точку зрения многих психологов того времени?. Ответ на этот вопрос крайне важен и, прежде всего, с практической точки зрения.

Современная психология, как отмечалось выше, накопила немало новых знаний о психической жизни младенца, что позволило выделиться самостоятельной отрасли - психологии младенческого возраста. Установлено, что реальные психические возможности младенца гораздо шире, глубже, а главное неизмеримо сложнее тех проявлений психики, с которыми родители, врачи и воспитатели привыкли иметь дело в своей повседневной жизни. Поэтому важно выяснить репертуар врожденных способностей младенца, которые «следует упражнять» с целью обеспечения максимальных темпов познавательного и личностного развития.

Приступая к анализу врожденных способностей младенца, нужно остановиться на уровне развития и степени готовности всех анализаторных систем. Ведь если основные анализаторы новорожденного еще не готовы к обслуживанию психических проявлений, автоматически снимается проблема и самих психических способностей ребенка.

Не вдаваясь в подробное описание состояния анализаторных систем, сошлемся на мнение академика С.А.-Саркисова о том, что в целом к моменту рождения ребенка достаточно развиты все виды анализаторов`. Это означает, что к моменту рождения состояние центральной нервной системы ребенка способно обеспечить начало его психической жизни. Поэтому новорожденный реагирует на запах, болевые, тактильные и температурные раздражения, на световые и звуковые стимулы. Понятно, что в первые дни после рождения большее значение в жизни ребенка имеют филогенетически более древние анализаторы - кожный, вкусовой и обонятельный и меньшее -филогенетически молодые - зрительный и слуховой. Именно поэтому долгие годы считалось, что новорожденный - это в основном существо чувствующее, практически неспособное к каким-либо видам собственно познавательной деятельности. Именно поэтому основной акцент при оценке психического развития младенца делался на его психомоторное развитие. Не случайно при оценке умственного развития младенцев чаще всего использовались различные психомоторные показатели. Считалось, что все последующее психическое развитие, и, прежде всего, познавательное, обусловлено уровнем психомоторного развития младенца. Однако последние исследования психики младенца, и особенно исследования Т.Бауэра, показали, что новорожденный обладает значительным потенциалом не только в сфере психомоторного, но и перцептивного развития. Т.Бауэр и другие психологи убедительно доказали, что новорожденный не «слеп и глух», как полагали долгие годы, что это существо не только чувствующее- оно способно к элементарным формам перцептивной познавательной деятельности. Сам факт анатомо-физиологи-ческой готовности разных анализаторных систем предполагает одновременное психическое развитие у младенца способностей разных модальностей.

В этой связи нельзя пройти мимо гипотезы В.М.Ал-лахвфдова о не зависимости сенсорного и моторного noзнания. В рамках данной гипотезы традиционный взгляд на ведущую роль моторного познавательного контура в психическом развитии младенца подвергается коренному пересмотру. Это вопрос не только теоретический-

он имеет большое практическое значение. Ведь признаваемый долгие годы приоритет психомоторного развития в общем познавательном развитии младенца заставлял и врачей, и родителей, и воспитателей проявлять особое внимание прежде всего к психомоторным показателям развития младенца. При этом фактически игнорировались все другие аспекты этого развития постольку, поскольку считалось, что они либо не имеют особого значения, либо плетутся в хвосте психомоторного. Если признать верной мысль В.М.Аллахвердова о параллельности сенсорного и моторного развития, то приходится признать равное значение моторного и сенсорного развития младенца в рамках общего хода его познавательного развития. В этой связи возникает вопрос о существовании веских экспериментальных доказательств в пользу этой гипотезы. Действительно ли новорожденный обладает существенными врожденными перцептивными способностями? Действительно ли в психике новорожденного от-дифференцированы моторный и сенсорный контуры познания? Кроме того, нужно иметь в виду, что сам по себе сенсорный контур - это интермодальное образование, включающее в себя зрение, слух, осязание и обоняние. Поэтому возникает вопрос о структуре этого интермодального образования. Носит ли оно выраженный недифференцированный характер, когда отсутствуют четкие границы между разными сенсорными системами, характерные для психики более старших детей и взрослых? Или уже к моменту рождения внутри него происходит относительная дифференциация между ними? Ответы на эти вопросы можно найти в исследованиях психологов, проведенные в последние 20-30 лет.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Врожденные способности младенца