Сценарии сюжетно-ролевых игр и актерских этюдов по гендерной тематике
Сценарии актерских этюдов«Знакомство на лавочке»
Парень или девушка должны подсесть к якобы незнакомцу на лавочку и познакомиться с ним.
«Согнать со стула»
В парке стоит лавочка для одного человека. На ней кто-то сидит. Проходящий мимо прохожий должен убедить сидящего уступить ему место.
«Заснуть на плече»
Междугородний автобус в пути уже три часа. Рядом сидят незнакомые друг с другом юноша и девушка. Юношу сморил сон. Как он ни крепился, но все же заснул на плече у девушки. Как отреагирует на это девушка?
То же самое повторяется, но засыпает уже девушка.
«Приставание к девушке в лифте»
Юноша и девушка едут вдвоем в лифте, который медленно взбирается на 33-й этаж. Юноша решил немного поприставать к девушке. Как она поведет себя?
«Трамвай в час пик»
Трамвайная давка в час пик. Одному человеку – юноше или девушке – надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих «спина к спине» пассажиров нелегко? Что делать?
«Ссора»
Девушка и юноша сидят на одном стуле. Их позы должны показывать, что между ними произошла серьезная ссора. Затем они должны медленно и без слов помириться.
«Как привлечь внимание»
На стульях лицом в одну сторону, но на расстоянии двух-трех метров друг от друга сидят юноша и девушка. Кто-то из них смотрит только вперед, а второй, не вставая со стула, всеми возможными невербальными средствами должен сделать так, чтобы другой обязательно и как бы непроизвольно взглянул на него.
Сценарии сюжетно-ролевых игр
«У дверей девушки»
Из двух-трех стульев выстраивается импровизированная стена с дверью. По одну сторону – виртуальная квартира, по другую – лестничная клетка. Из группы выбираются два добровольца – юноша и девушка. Они могут и сами выбрать друг друга в ответ на инструкцию: «Выберите того, с кем вам будет интересно играть в небольшой сценке». Ведущий рассказывает группе и двум героям суть ситуации: «Девушка сегодня одна дома, родители куда-то уехали. Зная это, к ней в гости зашел парень, которому она нравится. В то же время она еще не решила, нужен ли он ей. Важно, что парень не позвонил девушке заранее и пришел к ней внезапно».
Юноша на ушко получает от ведущего дополнительную инструкцию: «Попробуй, несмотря ни на что, убедить девушку впустить тебя в квартиру». Девушка же получает от ведущего на ушко противоположную инструкцию: «Сыграй роль, где девушка не пускает парня в дом. Найди причину – сейчас кто-то придет, ты приболела, ты занята, что-нибудь еще, но не пускай парня к себе домой».
Число возможных вариантов этой ситуации чрезвычайно велико: одна девушка, несмотря на дополнительную инструкцию тут же впустит парня, напоит его чаем, разговорит. Другая же девушка, полчаса будет держать парня в напряжении, побуждать его искать все новые и новые доводы, почему она должна принять его в гости.
Сценка может остаться сценкой для двоих, а может привлечь и новые роли: например, появится милиционер или сосед по этажу, которого вызвала по телефону девушка, когда парень стал слишком рьяно рваться к ней в квартиру. Юноша может по мобильному телефону позвать на помощь друга, если девушка поставит условие, что гостей она примет только с тортом и шампанским. Наконец, может появиться второй юноша, именно его ждала девушка и поэтому-то и не пускала к себе незваного гостя.
Ведущий не только поддержит любые усложнения сюжета, которые по ходу игры придумают актеры, но подскажет «здесь и теперь» родившийся поворот сюжета, если сценка чуть «забуксует».
Сценку можно повторять с новыми актерами, снабдив инструкцией: «Сыграйте эту сценку по-своему, выберите для нее свои, новые краски».
«Чай в половине двенадцатого ночи»
Эта сценка как бы продолжает канву первой. Ведущий выбирает из группы двух добровольцев и сообщает сюжет: «Юноша пьет чай с девушкой у нее дома. Кроме них, в квартире никого нет. Юноше нравится девушка. Девушка же пока не решила, нужен ли ей этот парень. Наступил вечер, даже поздний вечер – половина двенадцатого ночи. Скоро перестанут ходить автобусы. На улице холодно».
Девушке и юноше опять даются противоположные инструкции. Юноше: «Попробуй остаться, все равно у нее дома никого нет и уже поздно». А девушке: «Уже поздно, наверное, его надо выгонять».
Возможны любые повороты сюжета. Например: ведущий может предложить девушке позвонить по телефону подруге (подруга тут же выбирается из группы и берет в руки воображаемый телефон). Посоветоваться с подругой можно в присутствии парня или отослав его «мыть посуду на кухню».
«Треугольник»
Классическая ситуация: юноша видит «свою» девушку, то есть ту, к которой он неравнодушен и которая, казалось бы, принимает его ухаживания, с другим. Возможны варианты: он встречает их в кафе за столиком, на дискотеке, в музее. Как поведет себя парень? Двум другим участникам, девушке и ее спутнику, ведущий рекомендует говорить и делать то, что они считают нужным, в соответствии с поведением «уязвленного» юноши. Ситуация повторяется, но уже для девушки, которая видит «своего» парня с другой.
«Знакомство с родителями»
Сюжет незамысловат: юноша (или девушка) знакомит родителей со своей девушкой (или юношей). Это первое появление избранника в доме. Родители предупреждены об этом. Сценку надо сыграть «от порога до порога».
Для подбора актеров годятся любые варианты: добровольцы назначаются ведущим, выбираются главным героем, который знакомит своих родителей с избранником. Актеры знают, что это небольшой визит, но, видимо, придется посидеть за столом и поговорить. Дальше все играется так, как найдут это возможным актеры.
Ведущий помогает лишь в некоторые моменты действия как бы высвечивая одни мизансцены, и уводя в тень другие: может попросить кого-то «пойти на кухню», а затем организовать последовательные разговоры в парах «мама–девушка» и «отец–парень» или в смешанных парах. После ухода молодых стоит дать отцу и матери еще посидеть за столом и обсудить знакомство. Можно предложить молодым тоже продолжить разговор за импровизированным столиком в кафе и обсудить только что состоявшуюся встречу. Можно даже устроить телефонные разговоры самого довольного и самого недовольного участников этой встречи с кем-то для них значимым, чтобы они могли выразить свои чувства.
Задействованные в сценке актеры могут немного посовещаться перед началом игры. Сценку также можно повторить, придав ей другой смысл. Например, это может быть ситуация, где молодые объявляют, что они решили пожениться. Или ситуация, где парень не только знакомится с родителями своей девушки, но и просит их отпустить девушку с ним на отдых в Турцию. Иначе говоря, для следующего актерского состава, который уже примерно знает, что предстоит играть, ситуация должна иметь характер абсолютной новизны.
«Богатая тетя»
Юноша и девушка играют влюбленную пару, которая хочет проверить глубину своих чувств. У одного из них есть богатая тетушка с пустующей квартирой. Они решаются напроситься к ней в гости, чтобы убедить ее на время разрешить им пожить в этой квартире. Ситуация обставляется так, что все это знают от ведущего только юноша и девушка, группа же и тетушка, которую выбирают молодые, ничего не знают и узнают только по ходу действия. Сыгранная сценка завершается групповой дискуссией, в которой обязательно обнаружатся противоположные точки зрения.
«Беременность»
Ведущий должен найти на роль несовершеннолетней, которая беременна, достаточно артистичную и смелую девушку из группы. Ей он приватно рассказывает ситуацию: «Девушка гуляла с парнем и забеременела. Ей всего 15 лет. Парень старше. Девушке он очень нравился. Но когда юноша узнал о ее беременности, он “убежал в кусты”. Родителям девушка боится говорить: они ее не поймут и скорее всего просто выгонят из дома. Особенно она боится мамы. С кем посоветуешься?» Девушка- актриса должна выбрать кого-то из группы и сказать ему, какую роль та или тот будет играть, но только это. Все остальное группа и выбранный партнер узнают по ходу действия.
В подавляющем большинстве случаев девушка выбирает для себя советчиком старшую подругу или близкую по возрасту родственницу. В этом случае достаточно часто сценка развивается в сторону решения о беседе с родителями. Ведущему придется в нужный момент ввести в сценку родителей.
Конечно, высока вероятность того, что логика развертывания сценки приведет к убежавшему юноше. Лучше, чтобы его выбрала сама героиня. Возможно и последовательное включение в сюжет родителей юноши. Таким образом, сценка может разрастись до целого акта спектакля.
«Пьяный муж»
Сюжет прост: пьяный муж возвращается домой, его ждет жена. Сегодня муж должен принести зарплату. Денег нет. Действия жены?
Из сюжета можно изъять деньги, вместо них добавляется то, что муж заявляется домой очень поздно вечером или даже на следующее утро.
Для симметрии можно сыграть сценку, где уже муж всю ночь ждет неожиданно припозднившуюся жену, которая, не предупредив об этом, всю ночь «гуляла» у подруги и возвращается домой только в четыре часа утра.
В этой сценке надо играть довольно отдаленное будущее, для юношей и девушек это может оказаться трудным, но полезным опытом.
«Развод»
Молодая супружеская пара с ребенком в кризисе. Отношения настолько обострились, что они решаются подать на развод. В ЗАГСе (суде) их встречает ответственный работник. Вот все это и надо сыграть.
Поделиться в соцсетях:
Похожие