Культура и здоровье. Информация и здоровье
Видео: Как записать ИНФОРМАЦИЮ в СТАКАН ВОДЫ для улучшения здоровья
Слово «культура» происходит от латинского корня и в переводе означает «взращивание».Каждый исторический период был определен культурными рамками, ограничивающими друг от друга два простых понятия: что такое хорошо и что такое плохо. И пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.
Культура всегда была классовой. По мере стирания межклассовых преград культура все больше и больше захватывает различные области быта, превращаясь в социальный элемент.
Непонятно? Трудно? Давайте думать и разбираться. Это тем более необходимо, что вам предстоит работать в системе «человек — человек» и притом человек маленький, растущий. Для многих ваших воспитанников понятие «культура» на долгую жизнь будет связано с вашим именем, именем воспитателя, первой учительницы. Поэтому давайте укрепим ваше собственное представление о связи двух понятий: «культура» и «здоровье».
Начнем с личной гигиены, с культуры тела. Культурный человек должен быть чистым. Голова: прическа любая, соответствующая представлению о моде, возрасте и индивидуальных особенностях, но волосы чисты. Лицо. Если человек пользуется косметикой, то делать это нужно продуманно. Ориентируясь на кумиров современной моды, девушке стоит выбрать тот объект для подражания, который больше соответствует ее природному типу. При сегодняшнем «рынке моделей» подобная работа не потребует излишних усилий.
Зубы нужно чистить часто, но не реже двух раз в день. Зубы ваших воспитанников требуют отдельного внимания, и вы найдете в этом учебнике вариант поурочного плана по теме «Береги зубы».
Тело: душ нужно принимать дважды в день, во время месячных часто менять прокладки и подмываться теплой проточной водой, волосы в подмышечной впадине необходимо сбривать. Полезно приучить себя с молодого возраста к массажу во время душа. Особенно важно, если девушки и молодые женщины во время водных процедур делают легкий массаж молочных желез. Это убережет их в будущем от неприятностей при кормлении детей.
Ногти должны быть аккуратны, при профессии, связанной с детьми, они не должны быть слишком длинными, желательно покрывать их тонким слоем лака. Помните:
дети пугаются, когда лак чересчур яркий или имеет неприятные оттенки — синий, зеленый.
Запах. Профессиональная этика педагога требует, чтобы от него ни в коем случае не пахло потом. Легкий запах нейтральных дезодорантов и дневных духов создаст у ваших учеников дополнительный импульс для расположения к педагогу.
Одежда. Современная мода демократична и позволяет соблюдать три основных требования к культуре одежды: гигиенична, удобна, соответствует личности («идет» — так говорим мы, оглядывая новый наряд и выражая степень его соответствия облику владельца). Гигиеничная одежда воздухо- и водопроницаема. Последнее, конечно, не относится к специальным защитным костюмам, например плащам или спортивной одежде. Ваша рабочая одежда должна радовать детей. Педагог в черном угнетает ребенка. Следите, чтобы одежда была опрятной и не имела дефектов типа дырок и оторванных пуговиц. Дети видят и замечают все. Вы для них объект для подражания. Дети могут повредить вашу одежду. Помните об этом и в случае «урона» не обижайтесь на ребенка. Некоторые виды тканей могут вызывать аллергическую реакцию. Аллергия — это ответ организма на идиосинкразию, повышенную чувствительность. Аллергия проявляется в виде зуда, сыпи, кашля, насморка. Одежда должна соответствовать случаю — в вечернем платье в булочную ходить вряд ли стоит. Однако человек сам решает, как ему одеваться, и если вы сумеете преодолеть в себе и своих учениках ксенофобию, — вы окажете большую услугу себе и обществу. Ксенофобия — это неприятие чужого стиля поведения, способа питания, моды, традиций и прочее. «Ксенос» — чужой, «фобос» — страх.
Например, среди ваших знакомых есть девушка, которой нравится, что справа у нее длинные волосы, а слева коротко стриженные. Она увидела эту прическу в журнале и решила испытать ее достоинства на себе. Вам прическа не нравится. Если у вас спрашивают — можете ответить. Если нет — смолчите. Это уважение к другой личности, это простейший способ воспитания культуры чувств, это путь к психическому здоровью, как вашему, так и окружающих вас людей. Это терпимость.
Однако терпимость и вседозволенность отнюдь не одно и то же. Внешний вид человека, его речь, пластика могут быть и оскорбительны для окружающих. Если человек грязен, плохо себя ведет — скандалит, ругается, позволяет себе агрессивные жесты, если от человека исходит плохой запах, если он чересчур громко говорит, мешая окружающим, мы можем потребовать от него соответствовать общепринятым культурным нормам. Почему? А в том числе и потому, что он своим внешним видом наносит вред психическому здоровью окружающих.
Здесь необходимо предостеречь вас, молодого педагога, от одной весьма распространенной ошибки. Не пытайтесь всех учить правилам культуры. Встретив на улице трубочиста, возвращающегося со службы, не выражайте ему свое порицание. Да и ребенок, игравший в песочек, вряд ли будет чист, как хирург перед операцией. Сделанное замечание должно быть оправдано пользой для личности или общественной необходимостью. Во всех остальных случаях оно бессмысленно и свидетельствует о низкой культуре того, кто его сделал.
Психическое здоровье и общий психологический климат зависят от того, насколько в микросоциуме соблюдается общепринятая для данной микрогруппы система отношений. Принадлежность к определенной социальной группе еще не означает способность уживаться в микросоциальной группе. Например, ребенок плохо привыкает к школе. Если мы начнем искать причину не только в самом ребенке: излишне опекаем, избалован, гиперопечен в семье, имеет комплексы, чересчур агрессивен и т. д., а проанализируем микросоциум данной личности — класс, то, возможно, мы убедимся, что благом для ребенка будет перевод в другую микрогруппу. Допустим, по результатам тестирования он зачислен в класс выравнивания, а на самом деле может учиться в классе опережающего обучения. Как это ни странно, но в данном случае ребенка не устраивает общий уровень мыслительной культуры класса, и он страдает от недостатка информации. В переводе на бытовой язык — ребенку скучно. Поэтому он в плохом настроении, в состоянии постоянного воздействия стресса. Да, скука — это тоже стрессовый фактор, от скуки можно заболеть или втянуться во вредную привычку.
Таким образом, мы провели длинную логическую линию, соединив воедино личную гигиеническую культуру, культуру поведения и культуру мышления. Мы вышли через эти понятия к здоровью человека, к сознанию того, что здоровый образ жизни тесно связан с общей культурой.
Весьма значительное влияние на здоровье оказывает и информация. В переводе с латинского информация означает «разъяснение, изложение». В первоначальном смысле это понятие использовалось, когда речь шла о передаче сведений от одного человека к другому.. Устно, письменно, знаками, жестами, символами люди могли сообщить что-то друг другу. Информация только тогда имела смысл, когда она воспринималась тем, кому была предназначена. Сейчас понятие информации расширилось, хотя, конечно, старый смысл никуда не исчез. Человек для человека, как и прежде, остается источником информации. При этом о действенности информации нельзя судить по открытой реакции. Например, девушка подмигивала юноше, давая таким образом понять, что она им заинтересовалась. Однако в ответ не получила никаких сигналов. Девушка расстроилась, думая о своей непривлекательности, плакала всю ночь. А на заре вышла на крылечко и нашла букетик свежих цветов. Что это? Конечно, ответная информация, причем явно позитивного, положительного характера. Ситуация — желанная для каждой девушки, но, увы, не очень современная.
Сейчас люди больше знают о мире и самих себе, шире используют для передачи информации технические средства — от телеграфа и телефона до всемирной компьютерной сети «Интернет». Используются все эти средства и для личной информации, и для деловой. Более того, во второй половине XX века стала возможна работа информационных устройств без вмешательства человека, но по программам, созданным с его участием. Самый простой пример — это бытовые электроприборы с автоматическим отключением, например чайник, который выключается самостоятельно тогда, когда температура воды достигает ста градусов, на что моментально реагирует термоэлемент, соединенный с выключателем. «Все, — как бы говорит чайник сам себе, — дальше кипеть нельзя — взорвусь», — и выключается.
Обратимся к человеку. Поступила неблагоприятная информация. Человек впадает в стресс, закипает, как чайник. Какие выходы из сложившейся ситуации у него есть? Можно просто долго кипеть в первой стадии стресса, можно перейти во вторую и бороться. Можно сдаться на волю обстоятельств сразу. Может ли быть универсальный совет, как справиться с неприятностями информационного характера так, чтобы вред для здоровья от них был минимальным? Есть ли такой совет? Есть, как ни странно. Нужно приучить себя к рефлексии. Рефлексии требует не только негативная информация, но и информация позитивного характера. Нельзя допускать состояния вороны из крыловской басни. У птицы, как вы помните, «От радости в зобу дыхание сперло». Чем это закончилось, вы тоже не забыли! В минуты радости не теряйте контроля над собой. Давайте разберем примеры, когда информация и здоровье находятся в прямой связи.
Женщина узнает, что ее очередь на квартиру передали другому человеку вместе с заветными ключами. В этом случае можно получить инфаркт сердечной мышцы, можно устроить скандал с криком и ничего не добиться, можно затаить обиду, круглосуточно жаловаться близким людям и переживать. Все три варианта лишены рефлексивного компонента, вредны для здоровья. Есть четвертый: можно провести тщательный анализ происшедшего, рассмотреть варианты выхода из кризиса, собрать дополнительную информацию. И вдруг неожиданно именно при сборе этой дополнительной информации узнать, что передвинул очередницу с первого места на второе ее близкий друг, который в последний момент узнал, что под окнами злосчастной квартиры, расположенной на первом этаже, будет бензоколонка. Может, действительно лучше немного подождать, чем потом всю жизнь мучаться?
Вы улыбнулись, прочтя описанный пример? Жаль, если это не произошло. И очень отрадно, если произошло. Воспринимать любую информацию нужно спокойно и обязательно обдумать. Причем первый вопрос в процессе рефлексии должен быть такой: «Нужна ли мне эта информация?» Если, прочтя приведенную выше коротенькую историю, вы улыбнулись, значит, вы восприняли ее не серьезнее, чем бытовой анекдот. Если вы не улыбнулись, значит, включили себя в ритм переживаний женщины, попавшей в неприятную историю. В самом деле — шутка ли лишиться долгожданной квартиры?! Подобное включение опасно для здоровья. У вас достаточно своих проблем, не перегружайте свою эмоциональную сферу ненужной информацией, не переживайте по вымышленным поводам. Это относится, в частности, к сюжетам многочисленных телесериалов. В последнее время врачи-невропатологи, психоневрологи стали отмечать у практически здоровых людей, в основном женщин, случаи информационных неврозов на почве конфликтов героев телесериалов. Можно заполнять досуг телесериалами, можно отвлечься на час-полтора от собственных проблем, но нельзя подменять экранным вымыслом собственную жизнь. Когда это происходит, врачи вынуждены говорить о явлении так называемого информационного стресса. Информационный стресс может быть и другого рода. Он связан с перегрузкой информацией, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности, требующей внимания, и получает невроз, расстройство деятельности высшей нервной системы.
Таким образом, можно подвести итог.
Для сохранения здоровья человек должен научиться управлять как самим потоком информации, так и своей эмоциональной сферой независимо от того, пришла она извне или из собственного организма. В последнем случае — при возникновении необычных ощущений внутри организма нужно попытаться понять их причину и не откладывать надолго визит к врачу, если эти ощущения вас тревожат. Например, если у молодой женщины, имеющей интимного партнера, не наступила вовремя менструация, а рожать ребенка она не собирается, то чем раньше она обратится к гинекологу, тем полезнее это для нее будет.
Если вы сознательно отнесетесь к самой необходимости рефлексировать различные информационные потоки, то в скором времени заметите, что жизнь ваша стала легче, а нервная система крепче, значит, здоровье лучше.
Вопросы и задания:
1. Подтвердите примерами связь между:
здоровьем и гигиенической культурой-
здоровьем и культурой поведения-
здоровьем человека и культурой микросоциума-
2. Как связаны между собой понятия: ксенофобия, терпимость, вседозволенность? Как можно связать их со здоровьем?
3. Что такое информационный стресс?
Поделиться в соцсетях:
Похожие