lovmedgu.ru

Психологические задачи для самостоятельной работы

Видео: Как докапываться до ядра проблемы быстро?!

Задача 1. Русский психолог-идеалист А. И. Введенский писал, что чужой душевной жизни мы не можем воспринимать- сама она всегда остается вне пределов возможного опыта. А. И. Введенский считал, что психические явления могут познаваться только непосредственно.

Правильно ли утверждение А. И. Введенского о том, что мы не можем воспринимать чужой душевной жизни? Какой способ познания психических явлений игнорировал А.И .Введенский?



Задача 2. Какая деятельность: сознательная или бессознательная проявляется в приведенных ниже примерах?

А. Здоровый ребенок уже вскоре после рождения крепко сжимает палец взрослого, карандаш, если им прикоснуться к ладошке младенца.

Б. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено “украсть” бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы - умыться, взять книгу и т. п. - испытуемый выполнял.

В. Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства.

Г. Готовясь к публичному выступлению, к экзаменам, соревнованию или ответственной деловой встрече, очень полезно заранее как бы смоделировать свою возможную эмоциональную реакцию. Такое предварительное “проигрывание” различных эмоциональных ситуаций, как правило, помогает разумнее и спокойнее решить многие жизненные конфликты, не истощая психофизических резервов организма.





Задача 3. Какие методы применены в приведенных примерах?

А .Для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель)

Б. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляются “страшные” картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

В. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько потребуется повторений, чтобы запомнить все 10 слов.



Задача 4. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания на занятиях:

а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени-

б) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях-

в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета-

г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности-

д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал-

е) использование определенных установок и психических состояний-

ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности.



Задача 5. О какой закономерности ощущений свидетельствуют приведенные факты?

Известный лингвист О. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как согласные - черно-белые. “А” - самый яркий по окраске звук, “И” - самый светлый, “У” - самый темный.

А. Ахматова вспоминает: “А. Блок прослушал Игоря Северянина , вернулся в артистическую и сказал : “У него жирный адвокатский голос”.

В рецензии на пение Изабель Обре газета “Смена” от 11.01.86 г. писала: “У нее красивый голос, чистый как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов...”.



Задача 6. В эксперименте надо было запомнить ряд состояний из 15 прилагательных. Одной группе испытуемых после окончания заучивания предложили запомнить дополнительно 15 существительных, другой группе - 15 чисел.

Какая из групп лучше запомнит прилагательные? Почему?



Задача 7. Определите вид памяти.

Один из преподавателей спросил студента:

- Вы запомнили, как мы договаривались, ту самую фразу, которую я привел на прошлой лекции?

- Да, конечно помню, - уверенно сказал студент. - Вы сказали: “Позавчера здесь был самолет”.

Преподаватель возразил:

- Я предположил, что Вы можете что-то забыть, но Вы все слова изменили. Я просил запомнить фразу:” Третьего дня здесь приземлился аэроплан” .





Задача 8. К приведенным ниже рядам понятий подберите более общие. Скажите, как называются первые понятия? А как называются более общие понятия?

1. Ощущение, восприятие, представление, мышление.

2. Страх, гнев, радость, печаль.

3. Зрение, слух, обоняние, вкус.



Задача 9. “Я не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется , что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Задаю себе вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе”. (По Н. Д. Левитову )

Какое явление эмоционально-чувственной сферы здесь проявилось? Как оно называется?



Задача 10. К какой категории - настроение, аффект, страсть, стрессовое состояние, фрустрация и т.д. - относится эмоциональное явление, описанное в каждом примере?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девался их задор и одержимость !

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик не может справиться с простенькой задачей, говорит, что у него какое-то странное состояние: он все забыл.

В. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе силы покинуть борт самолета. Иных только повторным приказом удается заставить сделать шаг за борт самолета. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. (Усков А., Мясников Н. Летчик-испытатель).

Г. Отмечалось, что к концу полета космического корабля “Аполлон-7” космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций . Дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя все биодатчики . Космонавт Эйзел отказался даже обсуждать данный инцидент с руководителями полета и обвинил наземный центр в том, что наговорили космонавтам “красивые слова” о снаряжении, хотя оно никуда не годится. (По В. В. Парину, Ф. П. Космолинскому, В. А. Душкову.)



Задача 11. Добиваясь успешного выполнения деятельности, человек осознанно или неосознанно компенсирует отсутствие или недостаточное развитие способностей. Е.П.Ильин Выделяет следующие виды компенсаций:

а) недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями-

б) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования определенного стиля деятельности-

в) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью-

г) недостаточно выраженная одна способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с первой в компенсаторных отношениях.

Приведите примеры различных видов компенсации в вашей профессиональной деятельности или в деятельности, к которой Вы готовите себя.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психологические задачи для самостоятельной работы