«Веселый—грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе)
Проведение исследованияНа рис. 1 и 1а изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков
Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
Ученик у доски отвечает урок- рядом стоит учительница.
Дети в классе во время урока.
Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
Ребенок дома, готовит уроки.
Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках — веселое или грустное, и объяснить, почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам — с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.
Выводы
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
» у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали-
• мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо-
• у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку-
• мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный-
• мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать- поэтому он грустный-
• мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если ребенок (испытуемый) дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Поделиться в соцсетях:
Похожие