Как лечить психические расстройства у детей
Психические расстройства у детей: симптомы, причины и методы избавления
Чаще всего странное поведение ребенка родители списывают на то, что он еще маленький, ничего не понимает, да и, вообще, не умеет реагировать на происходящее так, как взрослые. Обычно их странная реакция и поведение воспринимаются как обычные капризы. Но современные специалисты утверждают, что психические расстройства у детей можно заметить невооруженным взглядом. Как правило, такие расстройства накладывают негативный отпечаток на социальные возможности ребенка, его развитие. Если профессиональная помощь таким детям будет оказана своевременно, то некоторые психические расстройства можно полностью излечить. Но есть и такие отклонения, к которым придется приспособиться.
Практически невозможно предупредить психические расстройства, но если подозрительные симптомы будут обнаружены на ранних стадиях, то можно помочь ребенку и предотвратить тяжелые последствия.
Симптомы психических расстройств у детей
В случае психического расстройства у маленького пациента специалистами диагностируются следующие симптомы:
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств может быть вызвано разными причинами. Специалисты утверждают, что на их развитие оказывают влияние многие факторы: биологические, психологические и социопсихологические.
Чтобы определить, какого вида помощь требуется ребенку, нужно правильно установить причину психических проблем.
Лечение психических расстройств у детей
Для выбора метода лечения за помощью нужно обратиться к психотерапевту или психиатру.
Многие расстройства психики требуют длительного лечения. Схемы лечения детских расстройств разработаны в меньшей степени. Сейчас исследователи ведут поиск эффективных методов борьбы с детскими болезнями психики.
Для лечения используются те же препараты, что и для взрослых, только в меньших дозах. В тех или иных случаях хорошие результаты дает прием противотревожных препаратов, антидепрессантов, антипсихотиков, различных стимуляторов и стабилизаторов настроения. Для ребенка очень важна семейная и межличностная терапия.
Нельзя оставлять психические заболевания детей без внимания. Требуется обследование и адекватное лечение, и самое главное, родительская любовь и внимание.
Психические нарушения у детей - не наказывайте ребенка!
В рамках этой статьи будет затронута весьма важная тема. В ней мы коснемся следующих аспектов: причины, разновидности и лечение дефектов детской психики. Психические нарушения у детей 21 века обусловлены окружающей действительностью, это не капризы. это может быть и болезнь Поэтому - не наказывайте ребенка, ведь он ни в чем не виноват. что он такой!
В ходе психического развития протекают определенные психические процессы, идет активное исследование окружающей среды, осуществляется общение с другими людьми, формируются интересы, потребности .
Некоторые родители вынуждены встречаться с проблемой психических нарушений у детей. Это может проявиться в виде: излишней агрессивности, пассивности, детской нервности, невнимательности, отставании от школьной программы.
Психические нарушения у детей - не наказывайте ребенка!
Печальная статистика: в экономически благоприятных странах практически четверть детей до 1 года страдает от психических заболеваний.
Обычно не развивается больше одного психического нарушения. Одни обнаруживают себя как у взрослых, так и у детей, подростков. другие исключительно в раннем возрасте.
Желательно вскоре после рождения провести обследование младенца, чтобы сразу найти (если есть) психические дефекты и устранить их. Стоит заметить, что детская психиатрия менее развита, чем психиатрия взрослых. Однако сейчас активно ведутся поиски успешных способов, методов преодоления подобных дефектов.
Чаще всего, подобные затруднения опосредованы воздействием таких факторов, как: неправильно построенное воспитание незрелость и отклонения в работе нервной системы. На основе других материалов можно включить также наследственные предпосылки, социальные условия.
Положение усугубляется тем, что взрослые, не проконсультировавшись у специалиста, пытаются изменить ситуацию самостоятельно. Например, не зная, что в основе конкретного осложнения лежат психофизиологические детерминанты, вызвавшие психические нарушения у детей, стараются все исправить при помощи наказаний или применяют другие неоправданные приемы.
В этом случае стоит обратиться к школьному работнику (детскому психологу). Он поможет выявить причины, которые привели к таким последствиям определить его состояние составить коррекционную программу восстановить полноценное, продуктивное взаимодействие между учеником и педагогом (при необходимости).
Если описанный выше комплекс процедур находится в пределах профессиональных возможностей психолога, то он реализуется. Если нет, то специалист направляет вас к соответствующему врачу.
При исследовании используются показатели рентгена. биохимический анализ крови, отмечается обладание или отсутствие побочной реакции на какие-либо медикаментозные препараты. Таким образом, высвечиваются потенциальные психосоматические реакции организма.
Чаще всего психические нарушения у детей лечат лекарствами, предназначенными для взрослых. Есть различие лишь в дозировке. Безусловно, для того, чтобы справиться с этой проблемой недостаточно применения одних медикаментов.
Для этих целей разрабатываются особые психотерапевтические процедуры. Наиболее приемлемыми для данной категории являются когнитивно-ориентированная, семейная, межличностная терапии.
Существует «золотое» правило: чем раньше удастся выявить появившиеся трудности, недуги, тем быстрее, эффективнее получится их проработать. При компетентно оказанной помощи повышаются шансы избежать негативных последствий болезни (суицидальных наклонностей, пристрастия к вредным привычкам – алкоголю. наркотикам).
Типы психических нарушений у детей
Существуют разнообразные психические расстройства:
К этой группе также относится аутизм (стремление отгородиться от внешнего мира, оставшись в полном одиночестве, отказ от каких-либо контактов с окружающими, даже близкими людьми, хотя при этом встречаются больные с очень высоким интеллектом).
Можно попытаться выделить наиболее популярные детские психические болезни, среди которых:
Детские психические болезни
Шизофрения – происходит «расщепление» чувств, мыслей обладает положительными и негативными симптомами.
Психические нарушения: пищевые (перебои приема пищи, процессов пищеварения, вызванные психической деятельностью) и тревожные (своеобразное отношение к каким-либо вещам, предметам, процессам и явлениям, которое характеризуется ощущением ужаса, страха, иногда перетекающим в панический страх ).
Нервные тики – резкие, однообразные, непроизвольные сокращения мышц, происходящие неосознанно.
Психические расстройства у детей
Психические расстройства определяются в нескольких вариантах.
- Элиминационные – своеобразный тип поведения, при котором индивид проявляет повышенное внимание к пищеварительным отходам собственного тела (моча, кал).
- Аффективные – резкие, неконтролируемые перемены эмоционального состояния от глубочайшей печали до болезненной радости .
- Дизадаптивные поведенческие расстройства – выражаются в стремлении совершать агрессивные, деструктивные действия, противостоять правилам.
- Первазивные – ход мышления затрудняется, ухудшается понимание, восприятие социальной действительности.
- Расстройства обучения, коммуникации – осложняется передача, получение и анализ имеющейся информации, а также оформление мыслей, идей в активной речи.
Дефекты детской психики
Перечислим различные дефекты детской психики: задержанное поврежденное формирование, олигофрения. Сюда же относится дефицитарное, искаженное (аутизм), ЗПР и дисгармоническое (психопатии) психическое развитие.
Остановимся на нескольких примерах.
Дизонтогенез – патология, связанная с возникновением трудностей становления личности на некоем этапе онтогенеза. В результате изменяется порядок, скорость созревания функций. Эта разновидность принадлежит к категории повреждений психики, возникших как следствие задержек и изменений на этапе становления ребенка.
ЗПР – пограничная форма между умственными отклонениями и нормой. Эти психические нарушения у детей вида ЗПР и недомогание обусловлено недоразвитием психики и мозга. Может диагностироваться только в младшем школьном возрасте.
Итак, мы рассмотрели некоторые формы психических нарушений у детей. Эти недуги серьезно осложняют жизнь. не только малышу, но и их родителям. Помните, что на раннем этапе развития дефекта с этой проблемой можно достаточно успешно справиться.
Психические нарушения у детей вполне корректируются, будьте спокойны, сдеражаны и внимательны и - не наказывайте ребенка!
2013, Сосед-Домосед. Все права защищены.
При републикации использовать активную ссылку обязательно!
Статьи на похожую тему:
Лечение психических расстройств у детей
Профилактические меры . Одна из главных задач детской психиатрии состоит в предупреждении психических расстройств в детском возрасте, в охране психического здоровья детей. Путей и средств психогигиенической профилактики много, и здесь мы перечислим лишь некоторые из них. Бесспорной пользы можно ожидать как от консультаций по вопросам семьи и брака, так и от специальных отделов в органах здравоохранения, но едва ли они смогут воспрепятствовать заключению браков, нежелательных с точки зрения наследственной и психической гигиены. Одним из самых действенных средств в области психогигиены детского и юношеского возраста нужно признать родительские консультации. Большинство родителей берут на себя роль воспитателей, нисколько не будучи к этому подготовленными. Их нужно ориентировать относительно этапов психического развития ребенка, значения отдельных фаз его созревания и специфических вопросов каждой фазы, опасностей как слишком мягкого, так а слишком строгого воспитания и т. д. По вопросам, специально касающимся трудновоспитуемых детей, необходимы в первую очередь воспитательные консультации, построенные на принципе тесного сотрудничества психолога, врача (в особенности детского психиатра) и консультанта-социолога и обеспечивающие диагностику и терапию тех или иных аномалий детского поведения. С профилактической точки зрения важно также, чтобы все лица, так или иначе причастные к воспитанию детей (няни, учителя и т. п.), были лучше, чем теперь, осведомлены в вопросах воспитания трудновоспитуемых, отсталых и психически больных детей.
Терапия среды . Эта терапия ставит перед собой две задачи: оздоровление естественной (семейной) среды и увеличение ее воспитательного действия и замену вредно действующей среды другой. Первый путь ведет через консультативно-просветительную работу среди родителей и оказание им действенной помощи в воспитании детей, что нередко играет роль причинной терапии. Второй же путь, которого слишком часто избежать, к сожалению, нельзя, неоднократно оказывается мероприятием паллиативным (помещение ребенка в другую семью или в интернат и т. п.). В специальных же лечебно-педагогических учреждениях ощущается еще острый недостаток.
Лечебно-педагогические мероприятия . Медицинская педагогика есть не что иное, как прикладная детская психиатрия, и представляет собой построенную на биологическом и психологическом фундаменте педагогику для дефективных и психически аномальных детей. С формами, методами и возможностями лечебной педагогики, а в особенности педагогики специальных школ, детский психиатр должен быть хорошо знаком, чтобы быть в состоянии давать родителям компетентную консультацию. В настоящее время уже существуют - хотя и в недостаточном количестве - специальные школы для умственно отсталых, косноязычных, тугоухих, глухонемых, слепых, увечных, дебильных и трудновоспитуемых детей, а также специальные детские сады, дневные лечебно-педагогические пункты и передвижные школы.
Психотерапия . Психотерапия должна прежде всего - независимо от характера расстройства - учитывать фактор времени. Вообще говоря, на этой возрастной ступени господствуют косвенные методы психотерапии. С помощью таких игр, как петрушка, используя приспособленную к условиям возраста психодраму и т. п. можно быстрее всего выявить внутренние конфликты ребенка и в то же время преодолеть их. В широких масштабах показана групповая терапия. Лепка из глины, рисование и писание красками могут быть ценными не только диагностическими, но и терапевтическими средствами. При известных обстоятельствах могут быть с успехом применены для печения органо-невротических нарушений и гипноз и внушение. Ко времени полового созревания (и особенно при психоневротических расстройствах) психотерапия может с успехом использовать также логотерапевтические методы или предложенный Кретсмером двухколейный стандартный метод. Чрезвычайно ценным вспомогательным средством является так называемая аутогенная тренировка (релаксация). Шульц и Кониг недавно указали на лечебные возможности музыкальной терапии.
Детский невроз и его лечение
Знаете ли вы, что является причиной развития детских неврозов? Почему неврозы развиваются не у всех детей? Я уверен, что причины кроются в методах воспитания некоторых родителей.
В своей практике я сталкивался с несколькими видами неправильного воспитания детей, которые могут привести к одной из душевных болезней. Если ребенка воспитывают, как кумира в семье, это проявляется в особом к нему отношении. Ребенок растет в атмосфере обожания, любая его прихоть выполняется, его захваливают, он начинает считать себя исключительным, освобождается от любых проблем, не приучается к труду. Такое дитя обожаемо всеми, и границ этому обожанию нет. Эти дети получают похвалу за самые незначительные поступки, и часто другие дети становятся свидетелями такого отношения. Таланты ребенка превозносятся на невероятную высоту, они демонстрируются всем вокруг, ребенок становится центром внимания взрослых компаний. Таким образом, появляются психические расстройства у детей, происходит формирование истерических черт характера, способных привести к появлению истерических неврозов, переходящих даже в истерическую психопатию. Лечение неврозов у детей следует начинать своевременно, не ожидая осложнений.
Следующий тип неправильного воспитания ребенка - это гиперопека. В этом случае ребенку уделяется очень большое внимание родителей, из него хотят сотворить вундеркинда, что схоже с предыдущим методом воспитания кумира семьи. Если родители чрезвычайно беспокойны и заботливы, их дети вырастают ипохондриками, вокруг таких детей постоянно причитают, суетятся, если они заболевают, укладывают в постель при малейших пустяках. Академик Углов говорил, что человек, носящийся со своим здоровьем, как с сосудом, полным драгоценного содержимого, не очень приятен окружающим. У непомерно радивых родителей вырастают дети, склонные к ипохондрии. Такие дети хорошо усваивают, что стоит им лишь немного приболеть, и им все будет прощено. Такие психические расстройства у детей не менее опасны, чем предыдущие. Такой ребенок убежден, что ему выгодно постоянно болеть, у него формируется болезненный характер. Лечение неврозов у детей с такими отклонениями может быть вполне успешным.
Помимо того, гиперопекаемый ребенок растет крайне зависимым, его самостоятельность подавлена, он лишен возможности общения с другими ребятами, каждый его шаг контролируется. В итоге, вырастает безвольный, замкнутый, нелюдимый ребенок.
Как показывает моя практика, противоположностью гиперопеке является не менее негативная гипопека. Данный ребенок растет вообще без внимания со стороны взрослых, его никто не воспитывает. Он вырастает агрессивным, вспыльчивым, раздражительным, несдержанным. Хуже всего в такой ситуации безнадзорность.
Среди неправильных типов воспитания детей методы золушки и ежовых рукавиц. Дети, воспитываемые в таких условиях, лишены внимания и ласки со стороны взрослых, их постоянно оскорбляют и унижают, у них нет никакой радости в детстве, они содержатся в страхе. Бывает и диктаторский подход, даже связанный с побоями. Лечение неврозов у детей, испытавших такое отношение, крайне затруднено.
Психические расстройства у детей происходят и в тех случаях, когда вполне здоровые дети попадают в другую, сложную для них среду. Например, ослабленные дети могут попасть в условия спартанского воспитания, что приводит к абсолютно противоположным результатам. Это приводит к тому, что они становятся замкнутыми, застенчивыми, робкими. Я часто повторяю, что преодолеть робость гораздо труднее, чем сделать так, чтобы она не появилась в характере ребенка. Если робкого ребенка принуждать к отважному поступку на виду у его приятелей, стыдить его при них, это скажется на его характере крайне отрицательно. Таких детей следует всячески поддерживать, поощрять, пусть даже в качестве аванса. Они должны увидеть свои лучшие качества, а вы можете помочь им разобраться в причинах их неудач и показать, как лучше их преодолеть..
Симптомы невроза у детей.
Лечение неврозов у детей я обычно начинаю с определения их симптомов. Все психические расстройства у детей имеют свои внешние признаки. Пока мы с вами прояснили несколько симптомов и признаков лишь в общих чертах. Но с развитием невроза у ребят младшего возраста может развиться целый ряд дополнительных симптомов: рвота, цианоз губ, недержание мочи и кала, нервный кашель. У детей могут появиться жалобы на боли в сердце. Также неврозы у ребят младшего возраста могут сопровождаться появлением судорог, нарушением двигательных функций, повышенным возбуждением, тиками лицевых мышц.
Давая примеры неправильного воспитания детей, я попытался показать вам, как происходит формирование тех особенностей характера, способствующих развитию невроза детей по типу, при котором невозможно будет использовать методы психологической защиты. Настоятельно рекомендую начинать лечение неврозов у детей своевременно.
Стоит отметить, что психические расстройства у детей можно предупредить. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, то обучайте его делом и словом методам, развивающим психологическую устойчивость. Для этого с самого детства нужно заниматься с ребенком посредством игры.
Как только вы начинаете понимать, что у ребенка развивается невроз, сразу же обращайтесь к специалисту, одновременно применяя психотерапию. Можно приобрести аквариум, в который запустить разноцветных рыбок, это действует успокаивающе. Регулярно и вкусно кормите ребенка, водите его на реку или в бассейн, чаще гуляйте, занимайтесь легкими физическими упражнениями. Иногда можно помочь спокойной, красивой музыкой.
Среди симптомов невроза я выделяю несколько основных:
- бурное реагирование на незначительную стрессовую ситуацию
- ранимость, плаксивость, обидчивость, тревожность
- зацикленность на какой-то негативной ситуации
- худшение памяти
- скорая утомляемость и плохой сон
- реагирование на свет и громкие звуки
- резкие изменения давления, сердцебиение, плохое пищеварение, снижение либидо.
Лечение неврозов у детей может и должен осуществлять только специалист. Имея богатый опыт в лечении детских неврозов, я сначала ставлю точный диагноз, выясняю, какие именно психические расстройства у детей, после чего приступаю к их лечению.
В моей практике встречались все типы детского невроза. Чаще всего заболевание было связано со страхами детей и тревогой. Кажется, что дети попадают в замкнутый круг, который можно разорвать только при помощи квалифицированного лечения, в которое при необходимости может входить медикаментозное лечение, гипноз, терапия поведения, психотерапия, другие методы. В каждом случае я применяю индивидуальный подход.