lovmedgu.ru

Контингент обследованных и методы исследования

Проведено клинико-нейропсихологическое обследование 123 больных с хронической интоксикацией неорганическими соединениями фосфора, у которых по данным неврологического осмотра были установлены различной степени выраженности клинические проявления вегетативной дисфункции. В их число вошли 27 человек с начальной, 73 человека с умеренно-выраженной, 23 человека с выраженной степенями ХИНСФ. Контрольную группу составили 25 человек (мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, не имевших контакта с фосфором).

Исследования проводились в отделении профессиональной патологии и кафедре нервных болезней медицинского факультета Международного Казахско-Турецкого университета им. Х.А.Ясави.

Диагноз был верифицирован и степень интоксикации устанавливалась в отделе НИИ гигиены и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения РК и Республиканской экспертной комиссией по профессиональным заболеваниям /129/.

По ходу исследования исключались больные с различными психоневрологическими заболеваниями, указаниями в анамнезе на черепно-мозговые травмы, а также лица с обострением хронических заболеваний внутренних органов.

Подавляющее большинство обследованных было в возрасте старше 30 лет и ранее работали в вредных и особо вредных условиях (аппаратчики, шлаковщики и сливщики). Наши клинические наблюдения касались рабочих фосфорного производства, у которых в процессе работы в условиях длительного воздействия (более 5 лет) соединений фосфора сформировалась клиническая картина хронической интоксикации. Подавляющее большинство обследованных было в возрасте старше 40 лет (таблица 1).

Таблица 1

Распределение больных с ХИНСФ в зависимости от возраста



Как видно из таблицы 2, ХИНСФ развивается в основном при стаже работы в условиях воздействия вредных факторов фосфорного производства свыше 5 лет.

Таблица 2

Распределение больных с ХИНСФ в зависимости

от стажа работы в условиях фосфорного производства



При этом если легкая степень ХИНСФ наиболее часто наблюдалась при стаже работы менее 10 лет, то умеренно-выраженная и выраженная степень ХИНСФ наиболее часто наблюдается при стаже работы более 10 лет.

В данной работе использован комплексный клинико-нейропсихологический подход к анализу состояния высших психических функций с оценкой сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности. Он основан на нейропсихологическом методе А.Р.Лурия с новыми методическими подходами, разработанными в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева 1987г. /135/.

Нейропсихологическое исследование проводилось наряду с клиническим неврологическим обследованием, исследованием функционального состояния вегетативной нервной системы, РЭГ, ЭЭГ, исследованием глазного дна.

Для установления СВД использована скрининг-анкета с балльной оценкой эмоционально-вегетативных расстройств, предложенная отделом патологии вегетативной нервной системы при Московской медицинской Академии им. М.И.Сеченова (А.М.Вейн, 1991 г.). Сумма баллов, превышающая 25, расценивалась как АВС. Сумма баллов в пределах 26-30 соответствовала слабой степени выраженности АВС, 31-35 баллов – умеренной и свыше 36 – выраженной степени АВС.

Методика нейропсихологического исследования вышеуказанных групп основывалась на концепции А.Р.Лурия (1969, 1973) /136, 137/ о 3-х блоках мозга. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

1) энергетический блок (регуляция уровня активности мозга) включает неспецифические структуры ствола средних отделов мозга, диэнцефальных отделов мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобных и височных долей мозга (I блок)-

2) блок приема, переработки и хранения внешней информации расположен в конвекситальных отделах коры и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височный) и общечувствительной (теменной) областей (II блок)-

3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности включает кору лобных долей мозга (III блок).

Ретикулярная формация - первый функциональный блок головного мозга - аппарат, обеспечивающий наличие оптимального тонуса коры для организованного протекания психической деятельности, испытывающий дифференцированное влияние коры и работающий в тесной связи с высшими отделами коры /138-154/.

Иерархически построенные зоны коры II блока работают по принципам убывающей модальной специфичности и возрастающей функциональной латерализации.

Оба эти принципа и обеспечивают возможность наиболее сложных форм работы мозга, лежащих в основе наиболее высоких видов познавательной деятельности человека, генетически связанных с трудом, а структурно - с участием речи в организации психических процессов.

Таков общий принцип работы второго функционального блока головного мозга.

Активирующее и тормозящее (модулирующее) влияние лобных долей на аппараты I блока доказано многочисленными электрофизиологическими экспериментами /144-145, 149, 155-160/.

Каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом.

Для научной разработки была использована шкала количественной оценки степени выраженности нарушений различных составляющих психической деятельности (балльная система). Полностью сохранное выполнение возрастающих по степени сложности заданий оценивалось в 0 баллов, недоступность самого элементарного задания - в 6 баллов, а промежуточные оценки в зависимости от нарастания дефицита выполнения составляли 1, 2 и 3, 4 и 5 баллов. Также в количественную обработку результатов нейропсихологического исследования были включены и такие регуляторные составляющие, как произвольная регуляция движения, программирование и контроль за ее выполнением (III блок мозга по А.Р.Лурия, лобные структуры мозга), а также активационное обеспечение деятельности и ее динамические параметры (I блок мозга, глубинные структуры).

Эти методы позволили выявить не только локальные признаки поражения мозга, но и общемозговые функциональные сдвиги.

Экспериментально-психологическому исследованию предшествовало знакомство с историей болезни и краткая беседа с больным, в ходе которой психолог получает предварительную информацию о речевом статусе больного, его эмоционально экспрессивных особенностях, уровне осознания болезни и отношения к ней, если речевой контакт с больным возможен, знакомят его с задачами исследования, просят быть внимательным, так как каждое экспериментальное задание желательно предъявлять однократно. Уточняются анамнестические данные о право-леворукости испытуемого и членов его семьи. Непосредственно перед нейропсихологическим исследованием проводятся пробы на выявление ведущей руки.

Темп предъявления субтестов методики индивидуальный- требовать от больного быстрого выполнения заданий не следует, но в то же время необходимо отмечать его инактивность, затруднения при включении в действие, импульсивность, нарушения произвольного внимания, его истощаемость, что имеет самостоятельное топикодиагностическое значение.

В зависимости от состояния больного (повышенная утомляемость, истощаемость внимания и др.) экспериментальное исследование проводится либо однократно, либо в течение нескольких дней.

В наборе экспериментальных заданий специально выделены так называемые сенсибилизированные пробы, направленные на выявление слабо выраженных нарушений высших психических функций. В ряде случаев целесообразно начинать исследование именно с этих, более сложных заданий (например, если у больного в процессе предварительной клинико-психологической беседы не выявляется выраженных нарушений речи, узнавания, действия, памяти и т.п.). При их успешном выполнении предъявлять испытуемому простые пробы не обязательно, что значительно сокращает время исследования.

Произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Их исследование включало изучение зрительно-пространственной и динамической организации двигательного акта. Приемом для исследования оптико-кинестетической организации сложного движения является проба на воспроизведение различных положений пальцев руки по предлагаемому исследователем образцу. Больному предлагается повторить позы пальцев исследователя - вытянуть 2-й и 3-й или 4-й и 5-й пальцы, сложить пальцы в кольцо. Затем проба выполняется по словесной инструкции исследователя, необходимо, чтобы больной не контролировал движения зрением, т.е. выполнял задание с закрытыми глазами. Могут возникнуть двигательные персеверации, в результате которых больной, один раз сделав соответствующее движение, не может переключиться на новое и продолжает инертно воспроизводить его вместо требуемых новых движений.

Такая патологическая инертность двигательных актов при первичной сохранности «праксиса позы» чаще всего является признаком поражения передних отделов мозговой коры.

Зрительно-пространственная организация движений изучалась с помощью пробы Хэда, при которой исследующий садится напротив больного и предлагает воспроизводить положение своей руки, придавая ей различные положения в пространстве. Больной должен воспроизводить эти движения соответствующей рукой. Чтобы правильно воспроизвести «перешифровку» предложенной позы необходимо мысленно произвести «перешифровку» наглядно воспринимаемого образца. В более сложных сериях больной должен воспроизводить положение руки, прикасающейся к одноименному (или противоположному) уху или глазу- в еще более сложных сериях он должен воспроизвести положение двух рук, из которых правая прикасается к носу, а левая - к правому уху и т.д.

Трудность преодолеть наглядно воспринимаемую позу и зеркальное воспроизведение движения может являться следствием явления эхопраксии, указывающего на общее снижение активности.

Первичные дефекты этой пробы являются результатом нарушения пространственного синтеза и возникают при поражении теменно-затылочных (или ниже-теменных) отделов левого полушария. Характерные дефекты в выполнении этой пробы могут быть следствием общей инактивности больного, типичной для случаев поражения лобных отделов мозга. (выполнение пробы Хэда здесь приобретает зеркальный характер).

Для уточнения топической диагностики имеются методы исследования динамической организации двигательного акта, нарушение которой выступает при поражении премоторных отделов мозга.

Проба на реципрокную координацию движений обеих рук предложена Н.И. Озерецкиму /161/.

Больные с процессом, вовлекающем подкорковые узлы, нередко начинают давать серию лишних импульсивных ударов, которые они не могут остановить, а больные с поражением лобных долей мозга часто упрощают заданную программу, отстукивают ритм беспорядочно, не корригируя своих ошибок.

Более трудна проба на выработку двигательного навыка, состоящего из смены трех последовательных звеньев. В норме эта проба вырабатывается относительно легко, и испытуемый безошибочно ее выполняет, сначала медленно, затем быстро и плавно. У больных с поражением передних отделов коры эти дефекты выступают особенно отчетливо, и выполнение этой пробы приобретает особенно дезавтоматизированный характер.

Существенным дополнением к вышеописанным пробам является включение в них речевой команды самого больного (больной дает сам себе речевую команду, например, «кулак-ладонь-ребро»).

Если у больного с поражением премоторных систем такое усиление речевой регуляции действия может дать существенный эффект, укрепив нужную последовательность движения, то у многих больных с «лобным синдромом», регулирующее влияние речи настолько ослаблено, что даже повторяя правильно инструкцию, больной продолжает выполнять нужное действие неправильно. Для изучения нарушений кинетической структуры двигательного акта больной должен нарисовать узор, состоящий из двух сменяющихся звеньев. При этом больной не должен отрывать ручку или карандаш от бумаги. Выполнение задания приобретает дезавтоматизированный характер, а иногда заменяется персевераторным повторением одного звена. Устойчивый графический навык с постоянным плавным переключением звеньев не образуется. В этом случае страдает кинетическая структура движения. Основная трудность возникающая у больного с поражением премоторных отделов коры головного мозга, заключается не столько в том, чтобы направить дифференцированные импульсы к различным группам мышц, сколько в том, чтобы объединить импульсы во времени, что необходимо для образования плавной «кинетической мелодии».

Исследование гностических функций включает изучение акустического, зрительного, зрительно-пространственного, зрительно-конструктивного гнозисов.

Слуховой гнозис исследовался по оценке воспроизведения ритмов и выполнения ритмов по речевому заданию. Проба начинается с анализа того, как больной может воспринимать и оценивать подаваемые группы звуковых сигналов. Далее ритмические группы усложняются «акцентами», образующими сложные ритмические комплексы.

Больные с поражением коры височной доли (как левой, так в некоторых случаях и правой) могут испытывать при этой пробе большие затруднения. Можно предположить, что и поражение передних отделов мозга может отразиться на правильной оценке ритмических структур. Известно также, что при поражении лобных долей мозга оценка ритмических структур может существенно нарушаться, однако это нарушение чаще всего носит характер недостаточного анализа ритмической структуры (переоцениваются группы даваемых ритмов).

Для исследования зрительного гнозиса больному предлагают узнать и назвать изображения предметов. Если данная фаза исследования не обнаружит сколько-нибудь заметных нарушений, то больному предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов, данные в условиях «зрительных шумов», дозируя степень «зашумленности».

Следующей фазой исследования служит предъявление больному перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера). В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов фона или раздельно воспринять контуры нескольких фигур, наложенных друг на друга, т.е. в той или иной степени нарушается возможность зрительного синтеза (зрительная агнозия), выявляющаяся при поражении затылочно-теменных отделов коры. Особенно двусторонних или левосторонних).

Особенностью, отличающую больных с «лобным синдромом» от больных с подлинной агнозией, заключается в пассивном характере рассматривания изображения, которое им предлагается. Больные с поражением лобных долей не способны к активному рассматриванию изображения. Выдав неправильный ответ, сомнений в правильности оценки у больного не возникает.

Для определения зрительно-пространственного гнозиса больной должен определить время на немом циферблате и расставить стрелки соответственно указанному времени. Ошибки в соответствующем размещении стрелок указывают на такое явление как нарушения ориентировки в пространстве.

Существенное место в исследовании нарушения пространственной ориентировки имеют пробы с воспроизведением основных отношений в географической карте. Затруднение в том, чтобы правильно проставить на данных координатах Север, Юг, Восток, Запад, разместить взаимное расположение городов, морей и т.д. (или из двух географических карт выбрать правильную).

У больных с теменно-затылочными расстройствами наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве.

При исследовании зрительно-конструктивной деятельности (конструктивный праксис) исследуемый выкладывает на столе геометрические фигуры из палочек и предлагает либо скопировать ее, либо выложить ее из спичек в перевернутом виде. Больной испытывает трудности в дифференциации зеркальности или делает ошибки.

Значительное нарушение в выполнении этой проблемы может говорить о первичном нарушении зрительно-пространственной ориентировки и указывать на поражение нижнетеменных или теменно-затылочных отделов коры.

Однако такое заключение можно сделать только если больной пытается активно анализировать расположение элементов этой фигуры в пространстве, но оказывается не в состоянии отличить зеркально расположенные элементы фигуры или делает ошибки, неправильно ориентируя входящие в нее линии, не соблюдает их нужных отношений друг к другу.

Также для исследования зрительно-пространственного гнозиса больному предлагают нарисовать самостоятельно геометрические фигуры (стол, куб).

К пробе на зрительную ориентировку в пространственных отношениях относится проба Иеркса, выходящая за пределы исследования высших зрительных функций, посвященная анализу тех пространственных синтезов, которые являются основой операции пространственного мышления.

Больному предлагают схему, изображающую сложную фигуру, составленную из отдельных кубиков, входящих в ее состав. Трудность этой задачи заключается в том, что все кубики, составляющие фигуру, наглядно видны на рисунке. Дефекты в выполнении данной пробы указывают на нарушение пространственного мышления.

Изучение мнестических процессов является одним из наиболее разработанных разделов клинико-психологического исследования.

Память - это свойство ЦНС усваивать из опыта необходимую информацию, сохранять ее и использовать для решения актуальных задач. Память является одной из важнейших психических функций. Любая когнитивная (познавательная) деятельность неизбежно включает в себя механизмы памяти. Мнестические нарушения встречаются при очень большом числе неврологических заболеваний. Обычно нарушение памяти сочетается с другими нейропсихологическими или неврологическими расстройствами, но может быть и единственным или основным проявлением заболевания головного мозга.

Выделяют модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти. Под модальностью памяти понимается вид запоминаемой информации. Говорят о зрительной, слухо-речевой, двигательной, соматосенсорной модальностях памяти. Нарушения памяти являются модально-специфическими, если страдает лишь одна модальность. Например, может снижаться только зрительная память или только слуховая. Если поражаются все модальные памяти, то такие нарушения называются модально-неспецифическими /136, 162/.

При исследовании памяти прежде всего следует попытаться объективизировать мнестические расстройства. Нередко снижение памяти является только внутренним ощущением, а объективные методы исследования не обнаруживают ее нарушений. Если недостаточность мнестической функции подтверждается объективно, следует отметить особенности нарушений - какой вид и какие механизмы памяти более пострадали. Оценивают также динамику дефекта во времени (острое или постепенное начало, длительность, быстрота прогрессирования) и сопутствующую нейропсихологическую или неврологическую симптоматику.

Объективизировать нарушения памяти и установить особенности мнестических расстройств можно с помощью нейропсихологического исследования. Обычный набор текстов включает в себя следующие методики /136, 162-166/.

1. Заучивание списка не связанных между собой слов. Больному устно предъявляют слова (обычно 10 слов) и дают инструкцию запомнить их в любой последовательности. Список слов предъявляют несколько раз. Всякий раз после предъявления проверяют воспроизведение слов. С помощью этого теста можно определить объем кратковременной памяти, активность и стратегию запоминания.

2. Запоминание 2 коротких (2-3 элемента) серий не связанных между собой слов, рисунков или движений. Сначала предъявляют одну серию, затем другую. После этого проверяют запоминание первой серии, затем второй. Так можно установить чувственность к интерферирующим воздействиям - как сохраняется след памяти после отвлечения внимания больного на другую деятельность.

Исследуют различные виды воспроизведений: непосредственное (сразу за предъявлением) и отсроченное (через некоторое время после предъявления, причем в это время больной выполняет другое задание). Исследуют активное воспроизведение и простое узнавание материала. Нужно оценить как произвольную, так и непроизвольную память, поскольку при разных формах амнезии она нарушается по-разному.

В течение одной минуты больной должен произвести счет в уме (многократное вычитание от 100 до 7). Затем предлагают воспроизвести первую группу и вторую группу слов. В данном случае выявляется характер влияния гетерогенной интерференции. Ошибки могут указывать на нарушение подвижности нервных процессов, акалькулию, дефекты пространственной ориентации счетных операций при поражении теменно-затылочных отделов.

Можно попросить больного запомнить несколько не связанных между собой слов, отвлечь его внимание, а затем попросить повторить слова. Очень важно отвлечь внимание больного, так как нарушения памяти в большинстве случаев проявляются только после интерферирующей деятельности.

Исследование мнестических процессов может выявить снижение запоминания как модально-специфического характера (слуховой, слухо-речевой или зрительной памяти), характерные для поражения соответствующих анализаторов, так и модально-неспецифического характера при поражении неспецифических структур. В процессе запоминания могут обнаруживаться и общемозговые нарушения: персеверация (повторы слов), контаминации (замены слов).

Описанные опыты позволяют сделать ценные выводы об особенностях процесса активной психической деятельности, характерных для различных групп больных.

С целью определения влияния на удержание запомнившегося материала интерферирующей деятельности производится исследование кратковременной памяти.

Интерферирующий эффект может оказать мнестическая деятельность, т.е. заучивание другого материала. В таком случае говорят об интерферирующем влиянии однородной (гомогенной) деятельности. В тех случаях, когда интерферирующий эффект достигается совершенно иной деятельностью (счетные операции), речь идет о неоднородной (гетерогенной) интерферирующей деятельности.

Вначале пробы больному предлагают запомнить две группы слов: 1 - блин, весна- 2 - клин, зима, повторяя каждую из групп по 3 раза. Затем больной должен воспроизвести эти две группы слов. При этом выявляется характер влияния гомогенной интерференции. Гетерогенная интерферирующая деятельность исследовалась с пробой на отсчитывание от 100 по 7. Ошибки могли указать на акалькулию, дефекты пространственной ориентации счетных операций при поражении теменно-затылочных отделов. Могут наблюдаться нарушения подвижности нервных процессов, что проявляется в тенденции к персеверации цифр, импульсивные ответы с коррекцией, указывающие на колебания тонуса произвольного внимания, замедлением скорости счетных операций.

После пробы на исследование счета больному предлагают воспроизвести обе группы слов (?) 1, затем ? (2). Полученный результат указывает на характер влияния гетерогенной интерференции.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса и для его исследования и сенсомоторных реакций проводились корректурная проба и методика отыскивания чисел по таблице Шульте.

Корректурная проба была предложена Бурдоном в 1895 году. Она проводится по специальной таблице.

При анализе пробы учитывается скорость выполнения - число подчеркнутых знаков за одну минуту и количество допущенных ошибок за то же время.

Отмечается количество просмотренных знаков (А), количество ошибок (о) в каждом задании. Корректурная проба позволяет судить об умственной работоспособности, произвольном внимании, истощаемости, которая проявляется увеличением ошибок к концу исследования и уменьшением числа знаков, просмотренных за 1 минуту.

Для оценки состояния произвольного внимания вычисляется показатель продуктивности (Е) за каждую минуту деятельности по формуле Е=АхН, где Н - количество знаков, просмотренных за минуту- А - показатель точности работы. О вычисляется по формуле: А=п/(п+о), где п - число знаков, зачеркнутых за 1 минуту, о - количество ошибок /167/.

При методике отыскивания чисел по таблицам Шульте применяем 5 таблиц, где в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Больному предлагают отыскивать числа по порядку, показывая указкой и называя его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу и отмечают количество цифр, просмотренных за 30 секунд.

Здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда у них наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если поиск чисел ведется неравномерно, это указывает на повышенную истощаемость.

При поражении нижних отделов неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) у больных наблюдаются быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания. Произвольные формы внимания являются корковой функцией.

Мышление как самостоятельная форма познавательной деятельности формируется постепенно, являясь одним из наиболее поздних психических образований. Мышление возникает лишь при наличии соответствующего мотива и постановке определенной задачи. Для исследования мыслительных процессов больному предлагают сюжетные картины, которые он должен внимательно рассмотреть и рассказать их содержание («Разбитое окно» - задание № 1, «Прорубь» - задание № 2, «Последняя весна» - задание № 3 и др.). Затем предлагают серию отдельных картинок, изображающих одно развертывающееся событие - задание № 4.

При проведении этих проб исследователь должен оценивать производит ли больной анализ картины, рассматривая отдельные ее детали и устанавливая их связи, влияют ли на его заключение побочные ассоциации, понят ли смысл картины.

Больные со стертыми формами зрительной агнозии, возникающими при поражении затылочных отделов мозга, могут испытывать заметные затруднения в понимании сюжетных картин и при отсутствии подлинного общего интеллектуального снижения. Трудности, которые они обнаруживают, заключаются в невозможности сразу охватить всю ситуацию, изображенную на картине и произвести зрительный синтез (создают ряд предположений и догадок о сюжете картины).

Грубые нарушения понимания смысла сюжетных картин наступают при поражении лобных долей мозга. Этот дефект приводит к тому, что рассматривание картины и попытки понять ее содержание заменяются импульсивными суждениями, возникающими при тех непосредственных впечатлениях, которые больной испытывает при восприятии фрагментов предъявленной картины.

Так характерной особенностью многих больных с поражением лобных долей мозга является невозможность правильно отразить эмоционально-выразительные элементы художественной картины (оценить мимику и пантомимические средства выражения тех или иных эмоциональных состояний, невозможность правильно отразить общий эмоциональный фон).

Больные с поражением задне-лобных отделов мозга оказываются не в состоянии самостоятельно передать содержание рассказа, отмечают, что им ничего не приходит в голову и обычно ограничиваются эхолалическим воспроизведением одной фразы.

При общемозговых изменениях нарушения мыслительных процессов не носят специфического характера устойчивого нарушения структуры интеллектуальных процессов, проявляются в нарушении динамики мыслительных операций, увеличиваются при истощении больного.

Нейропсихологические исследования позволили установить не только сохранность локальных корковых зон, но и выявить факторы характеризующие общемозговые нарушения (колебания внимания, работоспособности, истощаемости, нарушение подвижности нервных процессов). Эти изменения могут выявляться при исследовании любой функции (двигательной, восприятия, мнестической, мышления) и особенно часто выявляются при проведении пробы Хэда, оценке содержания сюжетных картин, исследования восприятия и воспроизведения ритмических структур, отсчета числа от сотни, при исследовании мнестических процессов.

В норме исследуемый успешно и безошибочно справляется со всеми заданиями.

Цифровые данные были проанализированы с помощью математической статистики, применяемой в клинических исследованиях. Вычислялись средняя арифметическая количественных показателей (М), частота признаков, синдромов и других качественных показателей (Р,%), средняя ошибка средней арифметической или средняя ошибка в процентах (±м), коэффициент достоверности (Р). Результаты считались достоверными при Р < 0,05 (Гублер Е.В., 1978) /168/. Статистическая обработка, математический анализ материала проведен на персональном компьютере Pentium 166 MMX.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Контингент обследованных и методы исследования