Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих
Предметом особого внимания должностных лиц являются военнослужащие, находящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происшествий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих, показывает, что накануне самоубийства (суицида) или попытки к этому болыпинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное [20]. Причинами такого состояния могут стать высокозначимые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную ситуацию, единственно возможным преодолением которой или выходом из нее представляются суицидальные действия. Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Психологи считают, что желание умереть является достаточно частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны и для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Смерть близкого человека от суицида приводит к наибольшим трудностям и тех, кто остается в живых. Как говорил знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких».Необходимость профилактики суицидов вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе в отношении нее различные «мифы», предубеждения (табл. 1.11).
Таблица 1.11
Соотношение предубеждений, связанных с суицидальным поведением, и реального положения дел
Видео: Онлайн-конференция c военным психологом Лизой Непийко
1
Видео: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ.
1 Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М, 1995.
Так, до недавнего времени люди считали суицид частным делом. Даже многие врачи полагали, что людям следует позволить умереть, если они этого хотят. Для большинства наложение на себя рук было какой-то странной формой иеконвен-циоиального поведения, обычно свидетельствовавшей о безумии. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой1.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение потери смысла жизни.
В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос», не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных Норманом Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гете и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Констан, Якоб Вассер-ман и Джон Стюарт Милль, Энтони Троллоп и Беатриса Уэбб, Томас Манн и Ганди, И. С. Тургенев и М. Горький.
В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют [20]:
• объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией-
• субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности-
• оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустри-рующей ситуации-
• реальные действия личности в такой ситуации.
БоенкоА. В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика / Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998, с. 256-267.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.
Виды суицидального поведения. Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным [21].
1. Истинный суицид — осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев — наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).
2. Аффективный суицид — суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотрав-мирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психо-травмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются «свернутостью» и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т. п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.
3. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение — сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т. п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает все меры предосторожности.
Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось. Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в другом — о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации.
К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:
• низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе-
• высокую потребность в самореализации-
• симбиотичность, высокая значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих-
• трудности при принятии решений-
• высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений-
• склонность к самообвинению, преувеличение своей вины-
• низкую самостоятельность-
• недостаточную социализацию, инфантильность и незрелость личности.
Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.
В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве в условиях воинской службы выступают:
• затрудненная адаптация военнослужащего-
• глумления и издевательства со стороны сослуживцев-
• потеря социального статуса в воинском коллективе-
• боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок-
• смерть или измена близкого человека-
• длительное соматическое или психическое заболевание-
• слабое физическое развитие.
Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении сложилась тяжелая морально-психологическая обстановка.
Должностным лицам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных, необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную продолжительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влиянием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем рождаются суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь после этого осуществляются суицидальные действия.
Время от возникновения первых суицидальных мыслей до намерения совершить самоубийство есть наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от реализации задуманного. В этот временной отрезок у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях, в сопереживании и эмоциональной поддержке.
Офицерам и военнослужащим подразделения необходимо обращать внимание на признаки, которые могут свидетельствовать о приближающейся беде:
• открытые высказывания о желании покончить с собой-
• косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства-
• утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. п.-
• частые разговоры о самоубийствах-
• стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стереотип поведения-
• чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воинскую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам-
• внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), что можно интерпретировать как символическое прощание-
• утрата интереса к окружающему и т. д.Признаками эмоциональных нарушений являются:
• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней-
• частые жалобы на соматическое недомогание (па боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)-
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду-
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти-
• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие-
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку- нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы-
• погруженность в размышления о смерти-
• отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»)-
• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
При оценке суицидоопасности должностным лицам в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. На индивидуальном уровне — это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное — к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким- родительские обязанности- выраженное чувство долга- боязнь причинить себе физическое страдание- представление о по-зорности и греховности суицида- представления о неиспользованных жизненных возможностях и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному человеку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот [20, 130].
Безусловно, эффективность превенции зависит, прежде всего, от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:
• правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизнедеятельности, быта и досуга в воинских коллективах-
• организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих-
• обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей-
• предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива-
• выявление групп высокого суицидального риска-
• умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц-
• адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.
Основными направлениями деятельности войскового психолога, связанными с суицидологической превенцией, являются:
• изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение экспериментально-психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском-
• выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению-
• активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, уважительной атмосферы-
• своевременная разработка рекомендаций по работе с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации-
• проведение психологического анализа каждого случая суицида и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством-
• организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку-
• проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их семей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.
Свои особенности имеет профилактическая беседа психолога с потенциальным суицидентом.
Пригласив такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), должностные лица психологической работы должны стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для военнослужащего), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям.
Общим эмпирическим правилом является следующее: если в каких-либо высказываниях военнослужащего звучит что-то непонятное или имеющее скрытый подтекст, касающийся вопросов жизни и смерти, то лучшей реакцией станет выясняющий вопрос — что он конкретно подразумевал под своим замечанием. И если после полученного ответа у вас возникнут подозрения, что речь идет о суицидальных намерениях, то следует спросить прямо: «Вы имеете в виду самоубийство?»
После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Главное внимание затем требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенность человеку в своих силах и возможностях.
В профилактической беседе необходимо учитывать, что большинство потенциальных суицидентов характеризует т. н. суженное сознание.
В обыденной речи потенциального самоубийцы сужение проявляется в использовании определенных слов, отражающих предсуицидалыюе дихотомическое мышление — «все или ничего». Мышление такого человека сужено, часто сведено к дихотомии, включающей только два варианта выбора поведения: да или нет- жизнь такая, как я хочу — или смерть- величие — или прах- будет по-моему — или вообще никак. Следом возникает отчаяние, порожденное ограниченным видением только двух альтернатив, а не трех или большего числа вариантов выбора, какие обычно предлагает повседневная жизнь. Фотоаппарат суицидального сознания заряжен только черно-белой пленкой, не воспроизводящей полутонов.
В этой связи одна из первоочередных задач любого добровольного помощника или психотерапевта: «раскрыть ставни», впустив немного света, и хоть в какой-то мере расширить перспективу, помогая человеку увидеть ситуацию под новым углом зрения. Специалисту, проводящему беседу, следует мягко выразить несогласие с предвзятой обращенностью к смерти человека, склонного к самоубийству.
Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может усилить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса.
Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека. Интервенция может отпугивать.
Что же можно сделать для того, чтобы помочь суициде!/ту? Эрл Гроллман, известный специалист-суицидолог, рекомендует следующие практические действия (см. приложение 18).
Любая информация, сообщенная военнослужащим во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без его согласия. После беседы такого военнослужащего нельзя оставлять без внимания, надо создать для него на какой-то период щадящие режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т. п.). При необходимости надо продумать вопрос о направлении военнослужащего в лечебное учреждение.
В целом условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются: многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности- улучшение результатов в учебно-боевой и служебной деятельности- хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т. п.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от специалистов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое психическое здоровье и каковы критерии его оценивания?
2. Какие признаки в поведении военнослужащих свидетельствуют об испытываемых ими психологических трудностях?
3. Какие наиболее типичные отклонения возможны в психике военнослужащих?
4. Какие задачи могут быть решены в сфере поддержания психологического здоровья военнослужащих?
5. Какими методами может быть оказана психологическая помощь военнослужащим со стороны психолога части?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998.
2. Алешина 10. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994.
3. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993.
4. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Методичекское пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М., 1995.
5. Братусъ Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61.
6. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М., 1998.
7. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995.
8. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива. - М., 1986.
9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.
10. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1997.
11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
12. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.
13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
14. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.
15. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб., 2004.
16. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности / Под общей ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. — М., 2001.
17. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. Б. Д Карвасарско-го. - СПб., 1998.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М, 1996.
19. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.
20. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. — М., 1989.
21. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Дис... канд. психол. наук. — М., 1997.
22. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М, 2000.
23. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
24. Утлик Э. П. Психология дисциплины. — М., 1992.
25. Феденко Н. Ф., Галицкий А. Я. Психологические аспекты преодоления конфликтов в воинских коллективах. — М., 1982.
26. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
Поделиться в соцсетях:
Похожие