lovmedgu.ru

Тест. Измерение личности тестом

Прямая квантификация личностных параметров не всегда возможна, в науке поэтому используют и косвенную квантификацию, косвенное измерение личностных параметров с помощью тестов.

Что же такое тест и как им можно измерить личность?

Тест /от англ. test - задача, проба/ - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью, валидностью. Важнейшими характеристиками теста являются его надежность и валидность. Надежность теста показывает насколько стабильны результаты тестирования по причине недостаточной отработанности или некорректногоприменения

инструмента - самого теста. Надежность теста находится чаще всего путем сопоставления результатов первого и последующих тестирований /через строго определенный отрезок времени/ и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. Надежность теста может определяться и путем тестирования с помощью нескольких вариантов одного и того же теста, деления теста на две половины и т.д. Надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования /она должна быть абсолютно идентичной в первом и втором случае/, социально-психологической однородности выборки /надежность теста будет различной для детей, мужчин, женщин, лиц различного возраста и образования и т.д./. И может получиться, что будучи надежным для одной группы людей, тест окажется ненадежным для другой, результаты тестирования в последнем случае будут неверны.

Таким образом, надежность теста выражая степень неточности, возможной ошибки, возникающей неизбежно при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целеустремленного применения теста. Надежность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции, составляет О,8 - О,9.

Валидность теста (от англ. valid - пригодный) - критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Различают несколько видов валидности теста. В силу огромной важности валидности и надежности теста для определения степени научности, обоснованности тестирования, они будут рассмотрены более подробно в дальнейшем.

В настоящее время созданы сотни, тысячи психологических, социологических, педагогических и т.д. тестов. Существуют специальные фирмы, специализирующиеся на производстве тестов, на размножении и продаже уже созданных. К сожалению это чаще всего западные фирмы. Каталоги таких фирм весьма насыщены, порой помпезны. В борьбе за заказчика ежегодно появляются новые разработки, весьма респектабельно упакованные в товарный вид. Хотя чем опытнее психолог, тем более критично он подходит к оценке появившихся на рынке тестов. Сама жизнь оставляет в обороте

практиков наиболее отработанные тесты, наиболее эффективные, то есть тесты с более высокой надежностью и валидностью.

Чтобы как-то сориентироваться в море тестов следует привести их классификацию. По степени алгоритмизированности процедуры исследования тесты делят на:

- строго алгоритмизированные, формализованные, стандартизированные, допускающие широкое применение математических методов, направленные на диагностику качеств личности по принципу нахождения точки на проекции распределения этого качества у

большинства обследуемых (это так называемые "статистические тесты") и

- "понимающие", проективные, по своему применению близкие к искусству, построенные по принципу вскрытия индивидуальности личности во всем ее многообразии. Хотя в последнее время и предпринимаются небезуспешные попытки алгоритмизировать, формализовать, стандартизировать проективные тесты, тем не менее

они не нацелены на 1 - N-мерное "вытягивание" качеств личности по отношению к распределению этого качества у большинства обследуемых. Эти тесты принципиально индивидуальны.

Не трудно заметить, что данная классификация, отражая особенности формирования, функционирования личности, исторически и логически связана с двумя мощнейшими направлениями в человековедении, психологии : психология как наука (условно назовем "статистическая психология") и психология как искусство (условно назовем "понимающая психология".

Весьма практично и деление тестов на

- Life-date - биографические тесты, тесты-опросники о жизненном пути человека-

- Questen-date - тесты-опросники и

- Test-date - тесты-задания.

Основанием для такой классификации служит принцип построения данного теста.

Встречаются и другие классификации тестов.

Так по объекту исследования они подразделяются на тесты

- исследования личности и

- исследования системы межличностных отношений в группе, коллективе.

По предмету исследования:

- тесты, диагностирующие особенности интеллекта и

- тесты, диагностирующие личностные качества (черты характера, особенности самосознания, мотивационные компоненты, аттитюды и т.д.). Есть и другие классификации тестов.

Рассмотрим первые две классификации тестов более подробно, так как данное деление имеет особую научную и практическую значимость в тестологии. Вначале о тестах с различной степенью алгоритмизации.

Примером четко алгоритмизированного теста является тест Кэттелла. Приведем пример одной из шкал теста, а именно шкалу А (общительность - замкнутость) (см.: приложение N 2). Вот вопросы этой шкалы:



Чем больше при ответах баллов набрал обследуемый, тем вероятнее, что он имеет более высокий уровень общительности (шкала А теста Кэттелл). По такому же принципу построены и другие шкалы теста. Всего таких шкал 16, в силу чего тест нередко называют и 16 факторным личностным опросником. В тесте 167 вопросов. Каждый вопрос в большинстве случаев входит в ту или иную шкалу, "внося" в нее определенный балл - весовой коэффициент. Данный тест создавался до появления ЭВМ, в силу чего вопросы в нем разбросаны так, чтобы можно было легко

подсчитать их по шкалам, пользуясь определенным трафаретом.

В силу этого и баллы имеют цельное значение. Хотя невооруженным глазом видно, что значимость 101 и 176 вопросов в диагностике общительности разная - от шефской деятельности может

отказаться и очень общительный, но занятый человек - но тем не менее "весовые коэффициенты" соответствующих ответов данных вопросов идентичны. С помощью ЭВМ эти коэффициенты можно скорректировать более точно. И это касается большинства подобных тестов, созданных до наступления эры ЭВМ.

Есть тесты, где один вопрос может входить в несколько шкал (допустим тест ММРI).

Для строго формализованных тестов характерно использование баллов (весовых коэффициентов), перевод суммы баллов по тому или иному качеству в стандартное значение (перевод сырых показателей в стандартные), наличие закрытых вопросов.

Закрытый вопрос предполагает строгий набор возможных ответов. Открытый - свободный полет мысли опрашиваемого. Так на 3 вопрос теста Кэттэлла ответ мог бы быть: летний отпуск хотел бы провести на море, на оживленном курорте, а в зимний период

- на охоте в горах вдали от людей, возможны и совершенно иные варианты ответов. Чем больше или меньше набрано баллов при тестировании строго алгоритмизированным тестом, тем выраженнее

- как предполагает его автор - тот или иной диагностируемый параметр личности.

Четко формализованные, алгоритмизированные тесты легко поддаются программированию, машинной обработке, они относительно легко усваиваются и психологами при применении, более широко распространены. Однако не трудно заметить, что в них присутствует определенный механицизм, трафарет. Опыт же показывает, что личность всегда уникальна и часто ускользает от типологии, которая невольно закладывается в подобные тесты.

Преодолевая данный и другие недостатки строго алгоритмизированных тестов, были созданы так называемые проективные тесты, пытающиеся "взять" индивидуально-неповторимое в личности, порой тщательно скрываемое в бессознательном.

Проективные тесты (методики) (от лат, projektio - выбрасывание вперед) - методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемым. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную

сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты - тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

Классическим историческим примером создания и использования проективного теста является тест Роршаха, позволяющего исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В данных фантазиях проявляются установки личности, свойственная ей мотивация, что и служит основанием для психодиагностики. Роршах - внешне чудаковатый (так воспринимали его современники) швейцарский врач-психиатр. Окружающих удивляло необычные "забавы" ученого: он делал разнообразные кляксы на бумаге и просил своих пациентов ответить на вопрос: что они видят? Пациенты Роршаха были лица

с психическими отклонениями. И эти психические отклонения рельефно проявлялись при интерпретации пятен. Каждая личность по-разному, исходя из своей сути, видит окружающий мир, по-разному реагирует на одни и те же стимулы. Это разнообразие не поддается строгой алгоритмизации, но личность с определенным опытом, творческая личность врача-психиатра за этим разнообразием видела то или иное отклонение от психической нормы, ту или иную психическую структуру личности. Роршах прорабатывал правила, особенности интерпретации таких спонтанных реакций, подыскивая наиболее подходящие пятна, стимулы для обследуемых. И здесь как бы сращивались воедино наука и искусство,

нарабатывались закономерности, тенденции, особенности интерпретации увиденного. Так было замечено, что лица с более высоким интеллектом чаще видят в пятнах движущиеся явления, предметы. Больные с разорванным, суженным восприятием окружающего

чаще видят фрагменты в целостных пятнах- некоторые же интерпретируют пятна как завершенную, целостную картину. И за всем этим кроятся определенные личностные особенности.

Проективный тест не поддается (точнее плохо поддается) алгоритмизации, стандартизации, но он обладает возможностью "видеть" в личности тщательно скрываемое, индивидуально-неповторимое ...

Примером проективного теста может служить и рисунок несуществующего зверя. Испытуемым выдается лист чистой бумаги, простой, хорошо поточенный мягкий карандаш и дается задание - нарисовать несуществующее животное, образ которого подсказывает их фантазия. Кроме того испытуемые должны придумать название этому животному.

Вот рисунок мягкого, душевного, открытого, немного наивного человека - радиоинженера по образованию. Он назвал этого зверя "Омега".

Видео: ТЕСТ ЛИЧНОСТИ в картинках. Посмотри в глаза



А вот рисунок въедливого, энергичного , но стремящегося к избежанию конфликтов, столкновений с более сильными личностями, подстраивающегося под начальство человека.

Видео: Тест "Куб в Пустыне"



Он назвал этого несуществующего зверя "Крак". Как видим, разница есть. Но уловить, измерить, взвесить эту разницу может только высококвалифицированный психолог. И интеллект, опыт для этого нужен немалый.

Приведем еще пример проективного теста - задания. Испытуемому дается инструкция: "Вы идете по лесу. Находите сосуд.

Опишите: какой был лес, с кем Вы были, где и как нашли сосуд, с чем он был, что Вы с ним сделали? Проявите при этом свою фантазию".

Вот одно описание:

"Воскресенье. Все позавтракали. Весна. Светит солнце.

Распустились деревья. Дети просятся в лес. Быстро собрались.

Взяли с собой самое необходимое. Ушли быстро. Дети радостно бегали по полям. Вот бежит младшая и что-то радостно кричит - несет необычный сосуд. Что это такое? Неудачное произведение искусства (сосуд необычен по форме)? Младшая с удовольствием чистит сосуд и предлагает взять его домой. Затем мы испекли картошку, поиграли в мяч, вернулись домой с сосудом".

Это рассказ человека не очень удачливого в производственной, трудовой деятельности (вытолкнутого из системы межличностных производственных отношений), замотанного семейными

проблемами, но очень преданного семье, детям, находящего душевное равновесие, спокойствие в семейном общении, особенно с любимицей - Ксенией. Это ровная, спокойная, уравновешенная, динамичная личность.

А вот пример иного порядка:

"Мы решили с Петей прогуляться. Пошли. Вдруг видим - бутылка, то есть сосуд из под чего-то, наверное из под самогона.

Но пустая. Наверное ребята здесь хорошо посидели... Пнул ее ногой в кусты".

Это рассказ также женатого человека, также имеющего двух детей, но склонного к упрощенному межличностному общению, склонного не отказываться от употребления спиртного, не отличающийся глубиной душевных переживаний и особой привязанностью к семье. Этот человек без достаточной способности к эмоциональной эмпатии. Это работяга-бульдозерист, кстати, неплохо зарабатывающий.

Удивительно своеобразны бывают описания данного сюжета девушками, молодыми женщинами - здесь и щебетание птиц, и зайчата, и рисунок малыша на сосуде, и необычный блеск лучей солнца через листву и т.д. В этом рассказе проявляется своеобразие эмоциональных переживаний личности. Каждый психолог по-своему истолковывает тот или иной фрагмент рассказа, каждый при этом кроме содержательной стороны рассказа обращает внимание на глаза говорящего, его мимику, выражение лица, жесты, возраст и т.д. Допустим, видение на рисунке кувшина играющего ребенка 30 летней незамужней женщиной наводит на определенные выводы. Кто-то "гуляет" по лесу один, кто-то с семьей, кто-то с другом и т.д. И в этом проявляются специфика межличностных отношений человека. И таких тонкостей, нюансов интерпретации рассказа очень и очень много. Иногда рассказ длится 1-2 минуты, иногда 10 и более. Паузы, улыбки, характер взглядов на психолога - все это открытая книга души человека.

Нами как пример приведены два относительно простых рассказа. По ним видно различие в мироощущении, в душевных переживаниях двух одинаковых по возрасту мужчин, с одинаковой профессией. По мере роста образования и усложнения эмоционального, душевного мира личности все сложнее становятся рассказы, все труднее становится их интерпретировать. Механизм, методы интерпретации связаны в значительной степени с достижениями психоанализа, в решающей степени зависят от жизненного опыта психолога, от опыта его работы с данным тестом, от уровня его профессиональной квалификации.

Приведенных примеров достаточно, чтобы почувствовать сильные и слабые стороны строго алгоритмизированных и проективных тестов. Сильные стороны строго алгоритмизированных тестов в их относительной простоте применения и интерпретации, в возможности их быстрой автоматизации, соизмеримости результата по всем обследуемым, в возможности их применения с различными весовыми коэффициентами при профотборе и др.

Сильными сторонами проективных тестов являются высокая степень их индивидуализации, возможность проникновения их в бессознательное человека, в его установки, в том числе скрываемые или неосознанные им самим, возможность вскрытия с их помощью нередких конфликтов, дисгармонии между сознательным и

бессознательным, "улучшения" с их помощью интуиции человека, изучающего другого человека.

Существенной является и другая классификация тестов (Lifedate, Questen-date, Test-date).

L-date (дословно - тесты жизни) - это биографические тесты, тесты жизненного пути. В зарубежной психологии в настоящее время наступил как бы бум биографических исследований.

Как показали эксперименты, биографические тесты оказались наиболее надежными, наиболее валидными при прогнозе на многие виды профессиональной деятельности. Биография это как бы реальная жизнь человека. И если ее точно фиксировать, умно интерпретировать, то можно получить хорошие результаты. По своей

сути тесты данного вида естественно подразделяются на биографические тесты статистического характера и на биографические методики, близкие по своей сути к психоаналитическим. Нередко анализ биографических данных является компонентом сугубо психоаналитической процедуры.

Q-date - это так называемые тесты-опросники. Они пока наиболее распространены при тестировании, так как относительно просты при создании (хотя некоторые из них совершенствуются десятилетиями) и при применении. Тесты-опросники поддаются машинной обработке. В силу этого создание автоматизированных компьютерных систем в психологии как бы сориентировано на использование, совершенствование тестов-опросников. К этой категории тестов относится ММРI, тест Кэттелла и др.

T-date - это классическая разновидность теста. Это как бы тест (test - с английского это испытание, проба) в исторически чистом виде. Классический тест предполагает выполнение задания-пробы определенной степени трудности. Примером подобного теста может служить тест "Логические закономерности". Приведем пример такого теста. Бланк данного теста, направленного на экспрессдиагностику глубинных структурных компонентов интеллекта, выглядит так:

Тест "ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ"

Фамилия, имя, отчество . . . . . . . . . . . . . .

Дата тестирования . . . . . . . .

Условный номер . . . . .

Задание:

Продолжите логически закономерный ряд чисел, поставив два числа.

1е число 2е число

Пример: 4, 5, 6, 7, 89 10

А теперь более сложные закономерности:

1) 4, 6, 8, 10... .. ..

2) 256, 64, 16, 4..... ..

3) 1, 3, 7, 15, 31... .. ..

4) 100, 89, 78, 67... .. ..

5) 17, 9, 5, 3... .. ..

6) 8, 24, 8, 48, 8... .. ..

7) 33, 43, 11, 53, 63, 12..... ..

8) 25, 35, 24, 36..... ..

9) 2, 14, 38, 86... .. ..

10) 324, 108, 36, 18, 9, 3, 1..... ..

11) 2, 1, 13, -10, 24, -21... .. ..

12) 13, 27, 32, 48, 65... .. ..

13) 5, 6, 3, 4, 1, 2... .. ..

Подпись: . . . . . . . . . .

Чем больше решено заданий в данном тесте за отведенное время, тем вероятнее более высокий уровень развития интеллектуальных способностей данного типа. Для этого вида тестов, особенно интеллектуальных, находят так называемый коэффициент интеллектуальности - IQ. Коэффициент интеллектуальности (от

англ. Intellektual Quotient, сокращенно IQ) - показатель умственного развития, получаемый на основе применения различных интеллектуальных тестовых методик. Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит французскому психологу А.Бине (1903 год), сам термин введен австрийским психологом В.Штерном (1911 г.).

Показатель IQ используется в армиях ряда стран в методической системе профессионального психологического отбора при оценке умственных способностей военнослужащих, он нашел широкое применение и в педагогическом тестировании.

Исторически раньше IQ стал находиться при обследовании детей. При этом использовалась формула:

УВ

IQ = 100 х ------------

ФВ

Где: УВ - умственный возраст (он больше, чем больше правильно решено интеллектуальных заданий)

ФВ - фактический возраст

Позднее IQ стал использоваться при обследовании лиц одного возраста. Формула приняла вид:

ФЗ дл

IQ = 100 х ------------

СЗ дв

Где: СЗ дв - среднее значение данной выборки

ФЗ дл - фактическое значение для данной личности (то есть сколько интеллектуальных заданий выполнил правильно данный обследуемый)

Если IQ = 100, то это есть не что иное как среднестатистический показатель для данной выборки. Не смотря на то, что исторически IQ стал находится для детей, чаще все же он используется не для сравнения результатов тестирования между группами лиц с различным возрастом, а для сравнения результатов тестирования внутри одной выборки, группы. При этом выборка может иметь различную степень однородности. Менее однородные выборки имеют большую степень разброса результатов тестирования. В самом деле, если данный тест будет решать и первоклассники, и выпускники физико-математической школы, то будет две группы значений - крайне низкая и весьма высокая. Если же этот тест будут решать студенты с относительно однородной математической подготовкой, относительно одинаковыми математическими способностями, то и результаты будут относительно одинаковыми. Степень однородности - неоднородности результатов тестирования отражается в величине стандартного отклонения (G), дисперсии (G х G). Эти математические величины исключительно важны в тестологии, акмеологии. В силу чего данная проблема заслуживает отдельного рассмотрения.

Пока сделаем вывод по параграфу:

1. Тест служит инструментом измерения качеств, психических функций личности. Его применение оправдано, когда невозможна прямая квантификация изучаемых личностных параметров, когда необходимо прибегнуть к косвенной квантификации, получению количественных показателей с помощью тестовых шкал или когда косвенная квантификация точнее прямой, непосредственной, экспертной.

2. Тест отличается от простого набора вопросов, заданий заранее определенной надежностью (степенью устойчивости результатов) и достигнутой валидностью (степенью точности тестового предсказания).

3. Тесты можно классифицировать по различным формально-логическим основаниям. Принципиальным для понимания особенностей развития, затруднений тестологии является анализ положительных и слабых сторон четко алгоритмизированных и проективных тестов- тестов-вопросников, тестов-заданий и биографических тестов. Каждый из разновидностей тестов обладает как своими достоинствами, так и своими недостатками.

Вывод по главе: акмеология, занимаясь изучением особенностей профессиональной деятельности, использует среди методов исследований и достижения тестологии. Особое значимость при этом имеет достигнутая возможность квантификации социальных данных, возможность измерения личности, параметров ее профессиональной деятельности, которые предоставляет современная наука о человеке.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Тест. Измерение личности тестом