Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих
Задачи и принципы психологической реабилитацииПеред обществом, встречающим своих солдат с войны, остро встают очень важные и неотложные вопросы.
Во-первых, каким образом вернуть обществу полноценных в психологическом и нравственном отношении граждан, защитить общество от разгула агрессии и неконтролируемой спонтанной воинственности.
Во-вторых, как уберечь ветеранов войны, по существу, людей с «обнаженной», незащищенной психикой, от травмирующего воздействия жестокой мирной жизни.
В-третьих, как поддержать веру потенциальных защитников Родины в ее способность заботиться о своих лучших сыновьях.
Ответы на эти вопросы напрямую связаны с проблемой психологической реабилитации участников боевых действий.
Анализ литературных источников и документов показывает, что сегодня имеют место несколько позиций, по-разному трактующих сущность, объектную область, содержание, этапы психологической реабилитации, а также соотнесенность этого понятия с другими базовыми категориями психологического вспомоществования «человеку-воюющему».
Важным методологическим моментом является установление видо-родовых отношений понятия «психологическая реабилитация» с другими родственными категориями, и прежде всего с такими, как «психологическая помощь» и «социально-психологическая реадаптация».
По нашему мнению, под психологической помощью следует понимать любую целенаправленную активность человека, направленную на расширение психологических возможностей другого человека в его личностном и социальном функционировании. Диапазон форм психологической помощи предельно широк и включает: простое соприсутствие, порождающее эффект фасилитации- сообщение
полезной информации- психическое заражение- демонстрацию эффективных моделей поведения- обучение- стимуляцию- консультирование- психотерапию и др.
Помощь может оказываться до начала, во время выполнения боевой деятельности и после нее. Таким образом, «психологическая помощь» — это наиболее широкое из сравниваемых понятий.
Психологическая реабилитация, безусловно, разновидность психологической помощи в той части, в которой она нацеливается на восстановление утраченных (нарушенных) психических возможностей и здоровья.
Под социально-психологической реадаптацией понимается процесс организованного, постепенного психологического возвращения участников боевых действий с войны и бесконфликтного, нетравмирующего «встраивания» их в систему социальных связей и отношений мирного времени.
Социально-психологическая реадаптация осуществляется со всеми участниками боевых действий в целях профилактики развития у них посттравматических стрессовых расстройств, дезадаптации, конфликтов с окружающими.
В процесс социально-психологической реадаптации психологическая реабилитация входит как составляющая часть, касающаяся помощи лицам с симптомами психических дисгармоний.
Однако психологическая реабилитация может выступать и как самостоятельная деятельность, направленная на восстановление психических функций, боевых возможностей и личностных качеств участников боевых действий, получивших боевую психологическую травму, в интересах быстрого возвращения их в боевой строй.
Психологическая реабилитация — это деятельность, осуществляемая субъектами психологической работы, направленная на восстановление психических функций, личностных свойств и системы отношений личности военнослужащего, позволяющих ему успешно решать боевые задачи и функционировать в мирном социуме. То есть ее объектом являются лица, получившие боевую психическую травму, которая проявляется остро или отсрочена
во времени.
Важным моментом понимания сущности психологической реабилитации является выявление ее соотношения с родственными видами деятельности. Представляется эвристичной позиция, при которой она рассматривается как составной элемент целостного реабилитационного комплекса, включающего реабилитацию медицинскую, профессиональную, социальную и психологическую.
При этом на границе взаимодействия с этими видами реабилитации возникают области их переплетения, взаимного проникновения, дающие возможность говорить о «медико-психологической», «профессионально-психологической», «социально-психологической реабилитации».
1. Медико-психологическаяреабилитация предполагает мобилизацию психологических возможностей военнослужащих в преодолении последствий ранений, травм, инвалидизации, купирование болевых ощущений, психологическую подготовку пострадавших к операциям и в послеоперационный период.
2. Профессионально-психологическая реабилитация направляется на быстрое восстановление профессионально-важных качеств раненых, психотравмирован-ных военнослужащих и инвалидов военных действий- их профессиональную переориентацию и переподготовку, трудоустройство и профессиональную адаптацию- снятие усталости и восстановление физической работоспособности.
3. Социально-психологическая реабилитация ориентируется на создание вокруг ветеранов боевых действий реабилитирующей социальной среды. Наряду с реализацией принципа безбарьерной архитектуры в градостроительстве и транспорте (бордюры, аппарели, лифты и др.) должен быть реализован принцип «безбарьерных» отношений для инвалидов в обществе.
В общественном сознании необходимо формировать образ инвалида с реальными перспективами в карьере, в динамике социального статуса.
4. Собственно психологическая реабилитация решает широкий круг задач психологической помощи участникам боевых действий. И прежде всего таких, как:
• нормализация психического состояния-
• восстановление нарушенных (утраченных) психических функций-
• гармонизация «Я-образа» ветеранов войны со сложившейся социально-личностной ситуацией (ранение, инвалидизация и др.)-
• оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.
Таким образом, по существу целью психологической реабилитации ставится восстановление психического здоровья и эффективного социального поведения.
Однако следует помнить, что психореабилитационные мероприятия начинают осуществляться уже в ходе боевых действий (с военнослужащими, поступающими в медицинские пункты и пункты (центры) психологической помощи и реабилитации) и продолжаются в течение продолжительного времени в процессе мирной жизни (с лицами, страдающими ПТСР).
Специфическими задачами психологической реабилитации, проводящейся в зоне боевых действий, являются:
• диагностика наличия, вида и уровня психического расстройства-
• эвакуация военнослужащих, которым требуется госпитализация для восстановления психического здоровья-
• восстановление нарушенных (утраченных) психических функций до уровня, позволяющего выполнять боевые задачи-
• коррекция самосознания, самооценки, самочувствия и боевой мотивации военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья-
• оказание помощи военнослужащим в их подготовке к хирургическим операциям, в купировании болевых ощущений у раненых, быстрое возвращение пси-хотравмированных военнослужащих в боевой строй подразделений и другие
Важное положение, определяющее действенность психологической реабилитации, связано с констатацией основных принципов ее осуществления. Исследователи выделяют ряд таких принципов. В целом, соглашаясь с их перечнем, мы хотели бы особое внимание обратить на принцип превентивности. Его реализация предполагает априорное «закладывание», «встраивание» в систему жизнедеятельности войск таких элементов, которые бы в случае необходимости автоматически срабатывали бы, предупреждая развитие БПТ.
Пытаясь реализовать этот принцип, руководство армии США в 80-е гг. ввело в армейских подразделениях систему так называемой «товарищеской взаимопомощи». Суть ее состоит в том, что все военнослужащие от рядового до генерала обучаются методам экстренной визуальной диагностики чрезмерных эмоциональных переживаний и оказания им психологической поддержки.
Как известно, сегодня существует несколько самостоятельных моделей боевой психотравматизации: информационная, когнитивная, психофизиологическая, биохимическая, поведенческая. В последнее время все большей популярностью пользуется социально-психологическая модель, в соответствии с которой предполагается, что по существу любой боевой стресс-фактор может быть успешно преодолен человеком, если он получает действенную социальную поддержку. Другими словами, самым эффективным антитравматическим средством и лучшим психотерапевтом является сослуживец и воинский коллектив. Опыт Советской Армии, в которой в годы ВОВ доминировали отношения дружбы и войскового товарищества, убедительно подтверждает верность этого положения
Другими общеизвестными принципами психологической реабилитации участников боевых действий являются:
• принцип неотложности («минуты года берегут»)-
• принцип приближения реабилитационных учреждений к линии фронта (для лиц, возвращаемых в боевой строй)-
• принцип простоты мероприятий (доступность для самих военнослужащих, командиров, офицеров органов ВР)-
• принцип преемственности и индивидуализации мероприятий* и др.
Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий
Согласно существующим представлениям, комплекс реабилитационных мероприятий, в т. ч. психологической реабилитации, осуществляется на госпитальном, санаторном и гмбулаторно-поликлиническом этапах. Содержание этих этапов подробно прописано в соответствующих документах, рекомендациях, наставлениях.
Опыт осуществления психологической реабилитации ветеранов войны с ПТСР позволил выделить своеобразную «траекторию» осуществления психореабилитационных мероприятий. Соглашаясь с Нечипоренко В. В., Литвинцевым С. В., Снедковым Е. В., Маликовым Ю. К. и Саламатовым В. Е., мы считаем целесообразным обеспечивать следующую этапность проведения реабилитации с инвалидами войны (табл. 2.8).
Логика такого подхода состоит в том, чтобы изначально подготовить ветеранов войны, инвалидов к активному психотерапевтическому сотрудничеству путем снятия неактуальных напряжения, агрессии, недоверия, для изучения их психологических особенностей и специфики психологических проблем. Такая работа состоит из ряда этапов.
На первом этапе осуществляется обучение инвалидов методам психической саморегуляции, проводятся психофизические тренировки по снятию мышечных зажимов, неактуального психического напряжения. Большое значение имеет трудотерапия, которая показана с момента иммобилизации поврежденных конечностей, расширяя и усложняя ее в дальнейшем, придавая трудовым процессам профессиональную направленность.
Подробнее см. главу «Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности части».
Таблица 2.8
Этапность осуществления психологической реабилитации с инвалидами и ранеными
Важно, чтобы выполняемая работа была осмысленной и полезной. Особую эффективность трудотерапия имеет при повреждениях верхних конечностей. Здесь хороший эффект может дать и арттерапия (рисование, лепка). Главное внимание следует уделить тому, чтобы процесс вовлечения поврежденных конечностей в трудовой процесс происходил постепенно. Для инвалидов с повреждением нижних конечностей важным реабилитационным актом является дозированная лечебная ходьба (за каталкой, с костылями, с клюшкой и др.). Ходьба увеличивает возможности для расширения социальных контактов, снимает ощущение «прикованности», «обездвиженности», беспомощности [50, с. 154].
На втором этапе осуществляется разрешение психологических проблем реабилитируемых.
Третий этап посвящается личностному росту, развитию коммуникативной компетентности и активности, формированию «вкуса» к социальным контактам.
Опыт психореабилитационной работы, накопленный в Центре медицинской реабилитации инвалидов войны в Афганистане, показывает, что практически весь комплекс психореабилитационных мероприятий с инвалидами войны может успешно осуществляться на общем фоне социально-психологического тренинга, нацеленного на личностный рост и развитие коммуникативной компетентности.
Такой тренинг ориентируется на решение широкого круга психореабилитационных задач. Среди них наиболее важными являются следующие:
Познание участниками своих психологических и личностных особенностей, оценка эффективности предпочитаемых коммуникативных стратегий.
Создание у участников новой когнитивной модели жизнедеятельности, восстановление ощущения ценности собственной личности и способности эффективного существования в мире, укрепление уверенности в своих силах.
Снижение у ветеранов чувства изолированности и развитие чувства локтя, принадлежности к группе и человеческому сообществу, психологического комфорта.
Формирование` у участников тренинга умений и навыков построения точного образа партнеров по общению, «калибровки» их коммуникативных стратегий- совершенствование тактики коммуникативного присоединения к партнеру по общению- развитие навыков управления процессом взаимодействия в обычных и конфликтных ситуациях и оценки эффективности коммуникации.
Научение участников приемам психической саморегуляции и расширения своих психологических возможностей в интересах обретения власти над эмоциональными реакциями, снижения тревожности, восстановления чувства личностной целостности и контроля над событиями и эффективного общения.
Решение личностных проблем участников, проявляющихся в сфере их общения с окружающими.
Таким образом, в процессе тренинга появляется место и для разблокирования системы психологической защиты инвалидов, и для создания эмоционально-поддерживающей атмосферы в группе, и для осуществления индивидуальной и групповой психокоррекции, и для обучения навыкам эффективного общения.
Поделиться в соцсетях:
Похожие