lovmedgu.ru

Количественные и качественные измерения

Видео: Камал. Праническое дыхание. Вводная лекция. (часть 1 из 2)

Качественная оценка и количественное измерение в психологических исследованиях и практических приложениях с формальной точки зрения могут рассматриваться как частные случаи более общей процедуры измерения. В первом приближении, приписывание числовых значений для представления свойств можно назвать измерением. В результате измерения, в каждом конкретном случае с измеряемым свойством ассоциируется числовое значение. Однако такое приписывание не является произвольным. Необходимо, чтобы отношения между числовыми значениями соответствовали тем отношениям, которые реально существуют между измеряемыми ими аспектами объекта измерения. Для удобства исследователей принято выделять четыре типа такого рода соответствий, которые получили название уровней измерения. Различают следующие уровни измерения (или шкалы для измерений):

- наименований (номинальный)-

- порядковый (ординвальный)-

- интервальный-

- отношений.

Первые два уровня измерения традиционно рассматривают как качественную оценку, а последние два в совокупности образуют то, что называется количественным измерением свойств.

Чем выше уровень, тем большим набором "полезных" для исследователя и практика свойств обладает соответствующая измерительная шкала. С этой точки зрения самым низким уровнем измерения является номинальный, а самым высоким – уровень отношений. Традиционно развитие измерительных средств (например, шкал в психологических тестах) идет от простого к сложному. В терминах уровней измерения это означает, что от первоначального создания измерительных инструментов, работающих на номинальном уровне происходит последовательный переход, по мере познания особенностей изучаемых свойств и их связей с другими свойствами, сначала к порядковому уровню измерения, а затем к количественному уровню измерения, воплощенному в балльных шкалах. На практике этой тенденции противостоит постоянно растущая сложность измерительных методик, приводящая к росту стоимости их использования и повышению требований к специалистам применяющим их.

Рассмотрим подробнее особенности представленных выше уровней измерения и конкретные примеры их использования для оценки личностных и профессиональных качеств работников.

Номинальное измерение формализует процедуру классификации, но при этом обладает самым маленьким набором полезных свойств, давая лишь набор дискретных категорий, позволяющих разграничивать разные объекты.

Наиболее простые примеры номинального уровня измерений связаны с полом, национальностью, партийной принадлежностью оцениваемого лица.

В целях оценки кадров достаточно широко применяется матричный метод, предполагающий сопоставление, например, набора реальных и требуемых качеств. Результат такого сопоставления является номинальным по уровню измерения и содержит оценки "соответствует – не соответствует". Отметим, что существуют и более сложные варианты этого метода, позволяющие получить количественные оценки работников.

Метод выполнения - методика, предусматривающая качественное описание того, что сделал работник за определенный период. Она же позволяет получить оценку деятельности на номинальном уровне (в терминах "сделал – не сделал"). Кроме того иногда используют метод критического случая (метод инцидентов), в рамках которого проводится анализ поведения оцениваемого лица в трудных или критических ситуациях, а так же могут рассматриваться его срывы в работе.

Порядковое измерение позволяет не только разбить объекты на классы, но и упорядочить их. Наиболее известным примером такой шкалы является школьная отметка (от 1 до 5).

Для оценки с помощью порядковой шкалы латентного одномерного свойства на основании совокупности внешних проявлений (которые имеют или не имеют место в отношении конкретного объекта), разработан специальный алгоритм построения соответствующих шкал, получивший название шкалы Гуттмана*. Распространенность порядковых измерений для оценки профессионального развития иллюстрируется традиционным итогом аттестационных процедур "соответствует занимаемой должности" – "соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы" – "рекомендуется смена деятельности", образующим типичную порядковую шкалу.

* Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., 1987. С.98-102.



Наряду с этим, в силу своей простоты, достаточно распространена, особенно при проведении оценки в небольших трудовых коллективах (до 10 человек), методика классификации по порядку, предусматривающая выделение лучших и худших работников.

Для этого эксперты располагают работников по каждому из оцениваемых критериев (их может быть несколько) по порядку, от самого лучшего до самого худшего. Индивидуальная итоговая оценка может определяться как сумма порядковых мест по всем используемым критериям оценки. Благодаря такому суммированию (хотя с точки зрения теории измерения не совсем корректному) появляется возможность перейти от порядковых шкал к интервальным и дать итоговую оценку в баллах.

Интервальное измерение – позволяет не только классифицировать или упорядочивать объекты, но и сказать, насколько большим или меньшим количеством измеряемого свойства по сравнению с другими объектами они характеризуются. Измерение основывается на существовании некоторой стандартной единицы измерения.

Например, доход можно измерять в рублях за год. Единицей измерения является рубль. Другой пример – измерение температуры. Есть разные системы измерения (Цельсия, Фаренгейта, Кельвина). Практически все стандартизованные психологические тесты, использующиеся для оценки профессионального и личностного развития дают в результате балльные оценки, что позволяет отнести их к интервальному уровню измерения.

Очень многие интервальные шкалы являются "естественными". Это шкалы возраста, дохода, веса. Кроме того, существует технология разработки интервальных шкал, применяемых для измерения латентного показателя по его внешне наблюдаемым проявлениям. Наиболее известна шкала равных интересов Терстоуна.

Шкала равных интервалов Терстоуна используется для определения субъективного отношения (зачастую явно не осознаваемого) к некоторому явлению, например, отношения к работе, на основании ряда внешних признаков. Для этого выполняются следующие шаги.

1. Выработать не менее 30 суждений позитивного и негативного характера (это внешние признаки). Например, "труд является первой жизненной потребностью", "без труда не вытащить и рыбку из пруда", "работа не волк, в лес не убежит" и т.д.

2. Подобрать группу экспертов (не менее 50 человек, отобранных случайно из исследуемой аудитории).

3. Каждый из экспертов должен рассортировать весь список суждений по 11 классам. Число классов может быть и другим, оно зависит от необходимой исследователю "дробности" шкалы, определяющей ее точность. В класс 1 попадают суждения с максимально положительным отношением к объекту, в класс 11 – с максимально отрицательным, в 6-й класс – с нейтральным отношением.

4. Проводится анализ экспертизы:

определяется цена (вес) каждого суждения на шкале в 11 интервалов. Так, если для определения веса использовались мнения 300 судей-экспертов, то для одного какого-то утверждения, например, "работа не волк, в лес не убежит" оценки могут распределяться следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение судейских оценок для высказывания

"работа не волк, в лес не убежит"

Видео: Измерение в гуманитарных исследованиях. Лекция 1-я, ч. 1.





Распределение судейских оценок для высказывания работа не волк, в лес не убежит



По этому распределению строится график, в котором по вертикали откладывается кумулятивный процент, а по горизонтали – шкала из 11 интервалов:

На этом графике 1 означает позитивный полюс, 6 – нейтральный, 11 – негативный полюс отношения к работе. Из графика следует, что большинство судей склонны относить утверждение "работа не волк, в лес не убежит" скорее к негативному полюсу шкалы. Определим точный вес этого суждения в шкале.



Видео: record 01 10 2015 13 59 27





График кумулятивных процентов



Для этого используем медианальную оценку рассматриваемого суждения по отношению к работе. Она соответствует 50 % на графике кумулятивного процента и в нашем случае дает Ме=9,5. Это означает, что суждение "работа не волк, в лес не убежит" имеет вес 9,5 по шкале интервалов.

Аналогично, с помощью судейских оценок можно получить веса всех 30 первоначально сформулированных суждений. Однако не все они войдут в окончательный вариант шкалы.

Отбор суждений производится исходя из соображения, что в окончательном варианте шкалы должны быть суждения со всеми (высокими и низкими) весами.

5. В итоговую шкалу отбираются утверждения, имеющие наиболее согласованные оценки. При этом согласованность используется для отбора суждения из нескольких схожего или близкого веса. Т.е., для всех весов 11 градационной шкалы подбираются оценки, вызвавшие наименьшее расхождение у судей.

6. При проведении оценки обследуемому вперемешку предъявляются суждения (без указания их реальных весов). После того как он отбирает несколько суждений, соответствующих его мнению, веса их используются для определения среднего значения оценки данного обследуемого.

Измерение на уровне пропорциональных оценок предполагает свойства присущие интервальным шкалам, а так же наличие естественного начала отсчета или нулевого значения в соответствующей шкале. Например, такой точкой может быть нулевая длина. В психологии в качестве примера естественного начала отсчета можно назвать порог восприятия и порог насыщения.

В кадровой работе известен метод суммируемых оценок, основывающийся на определении частоты проявления качеств работника. Предварительно, аналогично тому как это делается при построении шкалы Терстоуна, описываются признаки, которым соответствует определенная степень оценки по каждому фактору. Эти признаки располагаются в оценочной сетке. Далее проводится описание фактических качеств работников, а также сопоставление их с оценочной сеткой. По итогам такой экспертизы, устанавливается частота их появления. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных работником, что и определяет его оценку.

Иногда для оценки деловых и профессиональных качеств применяют коэффициентную оценку. При этом, исходя из заданных нормативов (например, уровня образования или стажа работы) определяется числовой коэффициент для конкретного работника на основании соотнесения его фактических показателей с нормативом. Так можно получить коэффициент образования, стажа работы и многих других важных показателей. Недостатком здесь является сложность разработки системы нормативов.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Количественные и качественные измерения