Возрастная периодизация жизненного цикла человека
Видео: TVS PT205 7. Периодизация жизненного цикла человека Школьный возраст.
Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида,- метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в международной схеме возрастной периодизации (таблица 3).
Таблица 3
Видео: TVS PT205 6. Периодизация жизненного цикла человека Возраст игры.
Видео: TVS PT205 Rus 3. Периодизация жизненного цикла человека Введение.
В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой. Одна из наиболее полных психологических классификаций возрастных периодов представлена американским психологом Э.Эриксоном.
В своих взглядах на развитие Э.Эриксон придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Это такие стадии как:
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года).
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).
3. Раннее детство (около 3-5 лет).
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет).
5. Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет).
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
На каждой стадии развития Э.Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. Так, на первой стадии в первом случае это: доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение тяги детей к общению и другие жизненно важные потребности. Во втором случае это: недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви- слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. На второй стадии это: самостоятельность, уверенность в себе- ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. С другой стороны - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда- ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения- у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. На третьей стадии это: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. С другой стороны - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. На четвертой стадии это: трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач- нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. С другой стороны - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми- острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью- ощущение временного “затишья перед бурей”, или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. На пятой стадии это: жизненное самоопределение- развитие временной перспективы - планов на будущее- самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть?- активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях- учение- четкая половая поляризация в формах межличностного поведения- становление мировоззрения- взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. С другой стороны - путаница ролей- смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом- концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми- полоролевая фиксация- потеря трудовой активности- смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании- путаница в моральных и мировоззренческих установках. На шестой стадии это: близость к людям- стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям- рождение и воспитание детей- любовь и работа- удовлетворенность личной жизнью. С другой стороны - изоляция от людей- избегание людей, особенно близких,интимных отношений с ними- трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение- непризнание, изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. На седьмой стадии это: творчество- продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми- зрелая, полноценная и разнообразная жизнь- удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей- обучение и воспитание нового поколения. С другой стороны - застой- эгоизм и эгоцентризм- непродуктивность в работе- ранняя инвалидность- всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. На восьмой стадии это: полнота жизни- постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка- принятие прожитой жизни такой, какая она есть- ощущение полноты и полезности прожитой жизни- способность примириться с неизбежным- понимание того, что смерть не страшна. С другой стороны - отчаяние- ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро- осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей- желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено- ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала- боязнь приближающейся смерти.
Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Э.Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими- по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально- психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях. В этом смысле фактор возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно- психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие