Словарь
Видео: SALOMATLIK. Русча узбекча лугат. ЗДОРОВЬЕ. Русско-узбекский словарь. UZRUSTILI
Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей среде (природной, социальной).Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет формирование психологических новообразований и другой деятельности человека на определенном возрастном этапе развития (обоснование данной категории в психологии сделано А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным).
Возраст – категория, обозначающая стадию (этап, период) развития.
Возрастные особенности – специфические свойства индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Внутренний план действий – совокупность действий, выполняемых человеком в уме.
Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся,социальные по своему происхождению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего существования.
Геронтогенез – возрастной период в жизни человека, характеризующийся процессами старения органов и систем организма.
Десексуализация – процесс потери половых ролей и выполнения полоролевых функций.
Детство – период жизни человека, в течение которого в психике и поведении доминируют детские черты, отличающие его от взрослого. С точки зрения Л. С. Выготского, это период с новорожденности до психологической зрелости человека.
Децентрация – способность человека рассматривать ситуацию с другой точки зрения.
Зона актуального развития - понятие, характеризующее реально имеющиеся у ребенка возможности, которые раскрываются им самостоятельно (введено Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и развития).
Зона ближайшего развития – понятие, характеризующее реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты с помощью взрослого (введено Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и развития).
Идентичность – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе,своем месте в мире и в системе межличностных отношений.
Индивид – человек, характеризующийся видовыми признаками.
Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека.
Интеграция – объединение чего-либо.
Комплекс Электры – эмоциональное состояние девочки, характеризующееся повышенным интересом к общению с отцом и ревностью к матери.
Кризис возрастного развития – условное наименование переходных этапов возрастного развития относительно непродолжительных во времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями (с точки зрения Л.С. Выготского кризис психического развития связан с появлением психологических новообразований на определенном возрастном периоде и возможностями их реализовать во внешнем мире).
Личность (в психологии) – человек, имеющий социальные формы мышления и поведения.
Мудрость – экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая делать взвешенное суждение, давать полезные советы по жизненным вопросам.
Онтогенез – форма развития, представляющая процесс индивидуального развития человека (от рождения до смерти).
Отражение – функция психики,позволяющая запечатлевать, обрабатывать и воспроизводить информацию.
Перцептивные действия – основные структурные единицы процесса восприятия человека.
Поведенческая автономия – обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.
Полоролевая идентичность – переживание и осознание человеком своих половой принадлежности и соответствующей ей поведение.
Продуктивность – плодотворность и результативность деятельности, отражение в сознании человека степени достижений в различных областях.
Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психологическое новообразование возраста – социальные изменения психики и поведения человека, которые появляются на определенном возрастном этапе развития (являются диагностическим критерием уровня психического развития человека в детстве).
Развитие психики – процесс закономерных изменений, который протекает во времени и включает разные преобразования (количественные, качественные и структурные) в психических процессах и поведении человека.
Референтная группа – группа людей, которая близка по оценкам и нормам поведения. Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание и осознание себя (поведения, речи, состояний, чувств, эмоций, способностей, характера, отношений и др.). Ригидность – неспособность человека к преобразованию программы поведения при изменяющихся условиях.
Рост – понятие, характеризующееся процесс увеличения размеров, функциональных возможностей и сложностей органа и организма в целом до точки оптимальной зрелости. Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и самостоятельно использовать в деятельности свои способности, возможности и др. Сензитивные периоды – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает более чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.
Смысл жизни – движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению- центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.
Сознание – идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности.
Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях в соответствии с генетическим планом.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях (понятие введено Л. С. Выготским).
Старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме человека, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.
Субъектность – свойство личности, проявляющееся в самостоятельности, самотворчестве, самоизменении в процессе самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов и явлений.
Феномен «амнезия детства» - состояние памяти взрослого человека, при котором он не помнит события и себя в них в период до трех-четырех лет. Это связано с незрелостью коры больших полушарий головного мозга, в результате чего мнестические нервные связи быстро стираются.
Феномен «консервации возраста» - состояние человека, когда при адекватной самооценке он себя чувствует моложе своих лет.
Филогенез – форма развития, обозначающая постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции (термин введен Э. Кеккелем в 1866 г.).
Чувство взрослости – отношение к себе как ко взрослому.
Эгоцентризм – качество личности, характеризующееся сосредоточенностью человека исключительно на себе, своем мышлении и восприятии. С точки зрения Ж.Пиаже, это понятие есть характеристика мышления (умственная позиция).
Эгоцентрическая речь – проявление позиции ребенка с помощью речи, где выражается только своя точка зрения и не принимаются взгляды собеседника.
Эдипов комплекс – эмоциональное состояние мальчика, характеризующееся повышенным интересом к общению с матерью и ревностью к отцу.
Эмоциональная сензитивность – особенность эмоций человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.
Я-концепция – обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие