lovmedgu.ru

Индивидуально-типологические и характерологические маркеры формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 14–16 лет

На современном этапе развития общества значимым вопросом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения. Ситуация политической и экономической нестабильности в стране провоцирует появление различного рода девиаций и форм аддиктивного поведения. Наряду с алкоголизмом, курением, наркоманией, ставшими традиционными формами зависимого поведения, в один ряд встают игровые зависимости: зависимость от азартных игр и компьютерная аддикция.

Проблеме формирования и развития различных форм зависимого поведения посвящены исследования С. Н. Буранова (1992), М. С. Ива нова (2000), Л. К. Фортовой (2007), К. Янг (1998), Е. В. Зеркиной (2007), Л. А. Журавлевой (2000), А. И. Баркан (2007) и др.

Ввиду особенности формирования личности наиболее подвержены формированию зависимости от компьютерных игр подростки. Кризис подросткового возраста характеризуется как переломный, переходный, критический в плане физиологического и психического развития. Действительность еще не может предоставить подростку место в системе отношений с взрослым, но и в детском сообществе подросток также не хочет больше находиться. Если в школе нет системы, удовлетворяющей его общение, возникают трудности в социальной адаптации и решение собственных проблем часто находит свое отражение в уходе от реальности в виртуальный мир игры. Следует разобраться в том, что побуждает подростка уйти в «виртуальный мир» – возможность реализовать себя в какой-либо деятельности, бегство от реального мира, поиск друзей, стремление изучить новые виды деятельности, получить новые знания или что-то другое?

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (Иванов, 2000- Фортова, 2007 и др.). Это приобретает особое значение вследствие того, что в процессе игры подростки часто поддерживают свое состояние, употребляя «допинги»: алкоголь или психоактивные вещества. Таким образом, существуют основания относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

В области изучения формирования зависимости от компьютерных игр необходимы дальнейшие исследования. Это и определило содержание нашей работы по изучению индивидуально-типологических и характерологических маркеров формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 14–16 лет, так как данных по этой теме в литературе нами не обнаружено.

Мы предполагаем, что в качестве маркеров формирования игровой зависимости выступают такие индивидуально-типологичес кие характеристики, как низкая пластичность, низкая социальная пластичность и высокая эмоциональная чувствительность- такие характерологические особенности, как замкнутость, тревожность, напряженность, демонстративность, повышенная возбудимость.



Методы


В нашей работе мы использовали следующие методы: для диагностики динамики психоэмоционального состояния до и после игры – опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение)- опросник Леонгарда – Шмишека для изучения типов и степени выраженности акцентуаций характера- тест на определение психологических защит Плутчика – Келлермана – Конте- опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова- тест Гарбузова для выявления ведущих инстинктов. В качестве контрольного мы выбрали тест для определения уровня развития интеллекта – прогрессивные матрицы Дж. Равена.

В исследовании приняли участие 138 подростков в возрасте 14 –16 лет. Экспериментальными базами для нашего исследования стали гимназия № 343 и школа № 326 г. Санкт-Петербурга, а также компьютерные клубы.



Результаты

Следует обратить внимание, что большинство гейм-аддиктов – это представители мужского пола (72% мальчиков против 13% девочек). Для сравнения мы объединили мальчиков в группы, которые составили: 1) зависимые мальчики, которые играют в клубах- 2) зависимые мальчики, которые играют дома- 3) мальчики с предрасположенностью к игровой компьютерной зависимости (те, которые по анкете гейм-аддикции набрали 3 и 4 балла)- 4) мальчики без гейм-аддикции.

Мы получили различия в уровне развития общего и невербального интеллекта (прогрессивные матрицы Дж. Равена) между подростка ми с зависимостью (клубные) и без таковой (t эмп. = 3,35- t кр. = 3,5- р ? 0,002). Среднегрупповой балл у клубных подростков составил 91,33±11,28, у зависимых подростков школьников – 95,82±10,11, у зависимых учащихся гимназии – 105,76±24,05, данные у предрас-положенных к формированию гейм-аддикции школьников и гимна зистов – 107±5 и 104,33±28,1 соответственно. Показатели у группы мальчиков без игровой зависимости – 109,56±13,8.

Мы можем отметить, что среди зависимых подростков показатели уровня развития общего и невербального интеллекта ниже, чем у их сверстников, которые либо предрасположены к гейм-аддикции, либо не проявляют ее признаков. Отдельно стоит остановиться на данных зависимых учащихся гимназии. Возможно, их более высокие показатели развития интеллекта являются следствием более усиленной учебной нагрузки по сравнению с обычными школьниками.

Анализ среднегрупповых показателей выполнения методики Плутчика – Келлермана – Конте (психологические защиты личности) позволил проследить нам, что показатель общей напряженности психологических защит у клубных подростков выше, чем у пред ставителей других обозначенных нами групп. Ведущими защитами практически во всех группах являются проекция и рационализация. Однако стоит отметить высокие показатели по шкале отрицания у клубных подростков и зависимых школьников, что свидетельствует о стремлении ухода от реальности. Общение с такими мальчиками представляет собой действие, которое не вызывает у них никаких ощущений, а только «голую» эмоцию – радость, восторг, недовольство. У зависимых учащихся гимназии есть только тенденция к повышенному использованию отрицания. Здесь появлению в полной мере этой защиты, по нашему мнению, мешает социальная обстановка в гимназии, так как там все время учеников привлекают к участию в каких-либо проектах. Поэтому полностью уйти от реальности им не удается. Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод о том, что одним из маркеров формирования гейм-аддикции являются средне-низкие показатели общего и невербального интеллекта в сочетании с высокой частотой использования защиты «отрицание».

Сравнительный анализ свойств темперамента также позволил вы делить некоторые различия в сопоставляемых группах. Так, клубные подростки имеют достоверно низкие показатели по шкалам эргич ности (t эмп. = 0,63- t кр. = 0,85- р ? 0,2), пластичности (t эмп. = 0,95- t кр. = 1,32- р ? 0,1) и социального темпа (t эмп. = 2,24- t кр. = 2,50- р ? 0,01). На основании этого мы можем сделать выводы, что такие подростки характеризуются пассивностью, низким уровнем тонуса (данные по опроснику САН подтверждают это: среднегрупповой показатель активности до игры у клубных мальчиков равнялся 4,41±0,92, а после игры стал равным 5,36±0,74). Также мы можем наблюдать нежелание заниматься умственной работой и вовлекаться в процесс какой-либо деятельности, кроме игровой, склонность к монотонной работе, а также к речевой медлительности и медленной вербализации.

Анализ опросника Леонгарда – Шмишека на выявление типов акцентуаций характера подтвердил наше предположение о том, что гейм-аддикты будут являться акцентуантами по определенному типу. В результате клубные и зависимые подростки показали самые высокие результаты по следующим акцентуациям: тревожный тип, циклотимический тип, демонстративный тип, неуравновешенный тип и экзальтированный тип. Следовательно, портрет зависимого подростка будет выглядеть следующим образом. Такой подросток будет стремиться к «показушничеству» и работе на публику, у него будет повышенный фон тревожности, склонность к страхам, пугливость, оптимизм его может резко сменяться пессимистическими взглядами, предприимчивость уступать место заторможенности, повышенное настроение вмиг меняться на мрачное. Зависимые подростки легко приходят в восторг при победе и находятся в полном разочаровании от печальных событий. Следует отметить, что эти мальчики более чувствительные и впечатлительные, чем остальные сверстники, и отличаются глубиной переживания событий.

Результаты теста на выявление доминирующих инстинктов позволяют выделить доминирующий инстинкт и типовую принадлежность гейм-аддиктов по сравнению с остальными группами. Группа клубных мальчиков доминирует по эгофильному, генофильному и дигнитофильному типам. Это значит, что для них в первую очередь важнее всего безопасность и собственное здоровье, интересы семьи, сохранение собственного достоинства. Группа зависимых подрост ков наибольшие результаты показала по шкале доминантного типа. Их позиция в жизни можно выразить словами: «дело и порядок – превыше всего, будет хорошо всем – будет хорошо каждому». Эти данные впоследствии можно будет использовать при составлении блока коррекционных занятий. Интересно отметить результаты по шкале альтруистического типа. По данной шкале все группы, кроме подростков без игровой зависимости, получили низкие значения. Это свидетельствует о том, что у зависимых и подверженных зависимости подростков отсутствует стремление делать добро и проявлять эмпатию или хотя бы понимание к окружающим. Группа подростков с предрасположенностью к формированию игровой зависимости получила по этой шкале максимальный результат.



Заключение

На сегодняшний день проблема гейм-аддикции остается актуальной. В связи с непостоянством мнения, мировоззрения, а также с трудностями при вхождении в мир взрослых подросток наиболее подвержен формированию любых форм зависимости, в частности игровой компьютерной. По результатам нашего исследования, марке рами формирования игровой компьютерной зависимости являются: средне-низкие показатели общего и невербального интеллекта в сочетании с высокой частотой использования защиты «отрицание»- низкие показатели по шкалам эргичности, пластичности и социального темпа- акцентуации по тревожному, цик лотимическому, демонстративному, неуравновешенному и экзальтированному типам- доминирование по эгофильному, генофильному и дигнитофильному типам или по доминантному типу.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Индивидуально-типологические и характерологические маркеры формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 14–16 лет