Значение коллектива для подростков и их стремление найти в нем свое место
Видео: Цифровая история: Борис Ковалев о Голубой дивизии испанских фашистов
Мы уже говорили, что коллективы V—VIII классов занимают иное место в дружине и школе, чем коллективы начальных классов. Учащиеся-подростки составляют основной актив пионерской дружины и играют ведущую роль в пионерском самоуправлении. И это понятно: младшие школьники еще не могут находиться в такой роли, так как это требует гораздо большей и интеллектуальной и личностной зрелости.Жизнь школы составляет для подростков как бы органическую часть их собственной жизни, а школьный коллектив является для них той ближайшей средой, которая начинает непосредственно определять формирование многих важнейших сторон их личности.
Наши исследования мотивов учебной деятельности школьников средних классов обнаружили, что главным, ведущим мотивом поведения и деятельности учащихся в школе является их стремление найти свое место среди товарищей в классном коллективе. К такому же выводу приводят и многие другие исследования, прямо не посвященные этому вопросу: индивидуальное учение отдельных школьников [166], [169], изучение отметки как мотива учебной деятельности [25], [111] и др. В этих исследованиях обнаруживается, что самой частой причиной недисциплинированного поведения учащихся средних классов является неумение завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников. Конечно, такого рода причина недисциплинированного поведения встречается и в младших классах школы, но там она является совсем нетипичной.
Как показывает анализ, плохое поведение учащихся в школе обычно является следствием попытки путем проявления ложной отваги, дурашливости и т. п. завоевать себе уважение товарищей, которое этот ученик не может завоевать своими положительными качествами. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление ученика противопоставить себя коллективу, браваду, желание доказать свою неисправимость. Все это также является следствием неумения найти свое место среди товарищей. Показательны в этом отношении данные исследования М. А. Алемаскина [4], [5] и Г. Г. Бочкаревой [35]. Изучая так называемых «трудных» школьников и школьников, ставших правонарушителями, оба указанных автора отмечают в качестве важнейшей причины «социальной неадаптированности» своих испытуемых не сложившиеся у них взаимоотношения с коллективом сверстников.
Неумение найти свое место в коллективе определяет также очень характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших школьных оценок, даже в том случае, если их знания им не соответствуют. Это явление с большой отчетливостью возникает в V классе, а в VI становится, можно сказать, типичным (см. исследование Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Славиной [25]). Авторы назвали это стремление «голой погоней за отметкой». Смысл этого явления совершенно ясен: оно свидетельствует о том огромном значении, какое приобретает для подростков положение хорошего ученика. Ни до этого возраста, ни после отметка в такой степени не фетишизируется: у маленьких школьников она имеет значение признания учителем их стараний, а у старших учащихся она приобретает свой прямой смысл показателя знаний.
Наконец, в исследованиях, посвященных изучению самосознания и самооценки школьников, было показано, что суждения и оценки товарищей начинают приобретать для подростков особенно большое значение, даже большее, чем оценки учителей и родителей. В исследовании Хавигурста [Havighurst] и Тоба [Toba] (которое мы излагаем по книге Муссена, Конжера и Кагана) также имеются материалы, свидетельствующие о значении для детей этого возраста мнений, требований и оценки товарищей. В этом исследовании, например, говорится, что характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие у них страха быть ими отвергнутыми. Авторы указывают также, что подростки чрезвычайно подвержены влиянию группы и что во время стремления быть принятыми сверстниками они могут даже поступиться ранее сложившимися у них убеждениями. Наконец, в указанном исследовании подчеркивается, что подростки испытывают большое беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников. В связи с этим они избегают общения с теми товарищами, которые каким-либо образом отклоняются в своих убеждениях от группы. Очень тяжело они переживают состояние конфликта в том случае, если мнение группы расходится с их собственным, и испытывают большое удовлетворение, если мнение группы совпадает с мнениями, которые приняты семьей подростка и учителями.
Муссен, Конжер и Каган излагают и другое исследование, проведенное Эриком Эриксоном, также интересное с точки зрения того значения, которое имеет для подростков коллектив сверстников. В этом исследовании были вскрыты основные источники беспокойства, специфичные для детей разных возрастов. Оказалось, что в отличие от детей двух лет, для которых основным источником беспокойства является разлука с матерью, и в отличие от детей шести лет, беспокойство которых вызывает отсутствие «адекватных образцов для идентификации», в течение среднего школьного возраста преобладающим источником беспокойства становится боязнь быть отвергнутыми сверстниками. То, что «эмоциональное благополучие» подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе сверстников, показывают и наши исследования.
* **
Несмотря на большое значение, которое приобретают в подростковом возрасте взаимоотношения школьников в коллективе, изучение этих взаимоотношений опирается преимущественно на косвенные данные. Это поставило перед нами задачу найти экспериментальные методы изучения детских взаимоотношений. В нашей лаборатории было сделано несколько попыток такого рода. В работах Я. Л. Коломинского [82] и А. Б. Ценципер была использована социометрическая методика, имеющая за рубежом очень большое распространение. В нее были внесены некоторые изменения (в частности, превращение ее из методики, опирающейся на словесные высказывания испытуемых, в методику, опирающуюся на их действия), и применялась она в сочетании с другими методическими приемами.
В исследовании Я. Л. Коломинского удалось вскрыть наличие в детском коллективе очень сложных связей и взаимозависимостей, существующих между детьми и определяющихся не только отношениями «деловой зависимости» (которые были до сих пор основным предметом изучения в советской педагогике и психологии), но и системой личных взаимоотношений между учащимися. При этом им было показано, что оба плана отношений являются не рядоположными, а находящимися в зависимости друг от друга. В работах Я. Л. Коломинского и А. Б. Ценципер удалось показать, что место подростка в этой сложной системе взаимоотношений в наших коллективах подростков зависит исключительно от личных и притом преимущественно нравственно-психологических качеств самого школьника и что в зависимости от положения подростка именно в системе личных взаимоотношений школьники испытывают в коллективе разную степень «эмоционального благополучия».
Для того чтобы понять, какое влияние на формирование личности ребенка в период среднего школьного возраста оказывает коллектив сверстников, было предпринято изучение характера тех требований, которые в этот период школьники начинают предъявлять друг к другу. В психологических исследованиях Т. В. Драгуновой [62], [63], Г. А. Собиевой, А. В. Ценципер и других были получены многочисленные данные, показывающие, как изменяются в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом требования учащихся друг к другу и их моральные оценки.
Напомним, что в младшем школьном возрасте дети ценят больше всего в своих сверстниках те качества, которые характеризуют их как примерных учеников. Сравнительно редко в этом возрасте можно встретить другие оценки. Среди подростков, кроме этого, начинает выдвигаться и даже занимать первое место оценка таких поступков и таких качеств, которые характеризуют нравственный уровень развития личности и которыми, с их точки зрения, должен обладать товарищ. К таким качествам относятся мужество, стойкость, волевые черты, товарищеские чувства («всегда поможет другу», «не оставит в беде» и пр.). Это свидетельствует о том, что в среднем школьном возрасте возникают новая система требований и новые критерии оценок, достаточно самостоятельных, выходящих далеко за пределы учебной деятельности.
Интересные данные в этом отношении были получены в исследовании А. Б. Ценципер. Это исследование было посвящено изучению зависимости, существующей между положением ребенка в классе и особенностями его личности. Изучением были охвачены учащиеся I, III, VI и IX классов школы-интерната. В этих классах при помощи социометрической методики были выделены 96 детей, занимающих различное положение в системе личных взаимоотношений, после чего устанавливались те особенности личности, которые характеризуют детей наиболее популярных и детей, пользующихся среди сверстников наименьшей популярностью. Оказалось, что в VI классе наибольший вес для хорошего положения в системе личных отношений имеют те качества, которые характеризуют товарищеские взаимоотношения между одноклассниками, причем характеризуют их прежде всего со стороны нравственных чувств и взаимопомощи.
Все приведенные данные свидетельствуют, во-первых, о том, что, в отличие от детей младшего школьного возраста, где детские отношения только устанавливались и оформлялись, у подростков уже существует значительно более зрелый коллектив, с накопленным опытом коллективных отношений, с достаточно высокими моральными требованиями и сложившимся общественным мнением, с которым подростки очень считаются.
Во-вторых, эти данные показывают, что если раньше эмоциональное благополучие ребенка определялось преимущественно отношением взрослых — родителей, учителей, то в подростковом возрасте оно начинает определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей. Отсюда ясно, что в среднем школьном возрасте коллектив учащихся становится той непосредственной средой, которая оказывает наибольшее влияние на формирование моральной сферы подростка, его взглядов, оценок, нравственных переживаний и важнейших качеств его личности.
Такое огромное значение коллектива для формирования нравственной стороны личности подростка очень остро ставит вопрос о правильном руководстве коллективом учащихся, особенно в средних классах школы. Организуя общественное мнение коллектива, его требования и оценки, мы создаем мощный фактор влияния на личность. И если этот фактор будет действовать давлением, мы легко можем и здесь, в воспитании (так же как и в обучении) получить формализм в усвоении нравственных требований, оценок, нравственного поведения. А это гораздо опаснее для правильного формирования личности, чем формализм в обучении.
Поделиться в соцсетях:
Похожие