Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
Видео: Посттравматическое стрессовое расстройство! ПТСР. Что делать с воспоминаниями? [Мацпен]
Проблема психологических травм и их последствий является особо актуальной для практической деятельности войск, в особенности в связи с усилением стрессогенности общих условий жизнедеятельности в современных условиях. Очень долго в нашей психологии из-за недостатка информации о трагических событиях и наличии социального заказа на психологические разработки только о положительных проявлениях психики военного человека в экстремальных условиях проблемы негативных психологических последствий не существовало. Хронический стресс особых условий деятельности военного специалиста, проникающее в глубины психики воздействия факторов боя, длительность воздействий, личная трагическая значимость событий, невозможность уклониться от них, неотвратимость личного участия в связи с профессиональным предназначением и т.п.- все это ведет к значительному снижению психологической устойчивости, закономерной цикличности накопления и проявления боевого истощения, изменениям в психосамотической деятельности организма, ослаблению боеспособности, немедленным и отсроченным психогенным реакциям. По мнению американских военных специалистов, во второй мировой войне только 25 процентов военнослужащих наземных войск США эффективно боевые действия. После окончания боевых действий в Ливане почти у 50% американских военнослужащих наблюдались тяжелые психические расстройства. По результатам исследований, в ходе войны на Европейском театре от 25 до 50 процентов военнослужащих потеряют боеспособность в результате психологического стресса.Исследования в ходе выполнения боевых задач личным составом подразделений воздушно- десантных войск показывают, что 23 процента военнослужащих испытывают постоянную тревогу перед боевыми действиями, угнетающее влияющую на психику и боевую подготовленность. 48 процентов военнослужащих в ходе боевых задач безконтрольно отдавали самоприказ: «Все! Я не выдержу» (Подавляющее большинство из этого числа военнослужащих - из боевых подразделений, старше 25 лет, неоднократно принимавшие участие в боях или не выполняющие задачи по второму сроку, имевшие ранения или контузии с лечением в медицинском подразделении)- 28 процентов испытывали в ходе боевых действий из-за боевого истощения полное безразличие к своей жизни- 34 процента к концу службы в работе боевых действий приходили к выводу, что их психика полностью расстроена. После участия в боевых действиях в обычной жизнедеятельности 66,7 процента военнослужащих отмечают у себя по самооценке повышение ситуативной агрессивности,
в первую очередь импульсивной, без видимых объективных причин- 58 процентов имеют проблемы с нервами, легко возбудимыми- 52,3 процента имеют серьезные проблемы со здоровьем, затрудняющие даже обычную жизнедеятельность- 35 процентов офицерского состава и батальонного звеньев только после боевых действий осознали и сделали для себя вывод, что получили в оде боев боевую психическую травму, изменившую их психику и физическое здоровье, трансформировавшую личность- 19 процентов офицеров получили не боевую психическую травму. (По приведенным цифрам среди офицерского состава боевых подразделений- 50% имели ранения, награждены 2-3 боевыми наградами, более 20% участвовали в двух и более войнах). Таким образом, стрессогенные факторы военной службы реальны и имеют по проявлениям как немедленные реакции психики на стресс стенического и астенического вида, так и отсроченные во времени. Многократное воздействие, длительное воздействие даже незначительных по силе стрессовых факторов приводит к боевому утомлению и истощению,снижению психофункциональности человека в экстремальных (предэкстремальных) условиях. Запороговые воздействия сильных раздражителей даже без наличия боевого истощения способны вызвать боевой шок, кратковременно или длительно выводящей военнослужащего из строя. Одним из наиболее важных факторов психологического срыва является накопившийся стресс. Боевой стресс современными исследованиями рассматривается, как обязательный фактор современного боя, распространяющийся на всех военнослужащих, независимо от человеческой воли, прямого или косвенного участия в боевых действиях, подготовленности и интенсивности боевых условий, а также имеет место в ходе тактических учений в мирное время. От трех до восьми процентов военнослужащих подвержены острому стрессу в условиях обычной жизнедеятельности войск из-за объективных специфических армейских условий, аккумулированных на индивидуально - психологических особенностях личности. Первичные психические аномалии появляются на этапе отмобилизования, формирования и развертывания войск в преддверии боевого применения. Аномалии составляют в среднем от 0,67 до 1 процента от численности состава подразделения при условии, если подразделение является укомплектованным и слаженным в боевом отношении до периода выхода 8 район ожидания (получения боевого приказа), иначе цифра первичных психических отклонений среди личного состава-выше. Острый или хронический стресс, которому подвержены военнослужащие, чаще всего временно вытесняется или замещается с помощью адаптивно-защищенных механизмов психосоматического уровня. Этим объясняются закономерности поведенческих реакций военнослужащих на боевой стресс, а также временные закономерности проявления высокой или низкой психологической устойчивости военнослужащих в зависимости от продолжительности нахождения в зоне воздействия боевого стресса. Строго доказано исследователям, что на психическом, физиологическом и биохимическом уровнях функционирования человека происходят под воздействием острого или хронического стресса необратимые изменения, оказывающие воздействия в целом на личность. Эти изменения в зависимости от объективных условий и субъективных причин имеют разный по времени, но обязательный латанный (скрытый) период. Проще говоря, если человек пережил острый и хронический стресс (в особенности личностно- трагическозначимого характера, а таковым является участие человека в войне, боевых действиях), то рано или поздно, через год или десять, через пять или двадцать пять лет, но этот вытесненный на время стресс личной значимости все равно проявится, обязательно « догонит « человека. В этом и состоит страшная, но необходимая правда о посттравматических стрессовых расстройствах (нарушениях), т.е. расстройствах, наступающих после травматических стрессовых жизни человека. В ходе исследований зарубежных и отечественных психологов, психиатров стало очевидным, что развивающееся у участников боевых действий состояние очень специфично, нуждается в своей классификации. С течением времени оно не только не исчезает, а проявляется внезапно на фоне общего благополучия с нарастанием интенсивности. Обычные методы диагностики и лечения (купирования проявлений) не подходят или дают слабые результаты. Одной из особенностей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) является также аккумуляция стрессогенных факторов травматического характера гражданской жизни и боевых стрессовых факторов при наличии существенных различий ПТСР общегражданской жизни и психических
деятельности и мест работы, проживания. Это не состояние вкуса с высоким негативизмом является причиной крайней необязательности человека с ПТСР в общении и профессиональной деятельности. Характерна эмоциональная блокада, воспринимаемая окружающими, как большое спокойствие, выдержка, эмоциональная уравновешенность. На самом деле это защитный тип поведения, называемый « оцепенением «. Возникает чувство отчужденности, изолирования от всех окружающих, усиливающиеся имеющее место нарушениями в общении, в том числе с близкими- женой детьми, друзьями, родителями. В отношениях превалируют резкость или негативизм, злой сарказм, повышенная требовательность, демонстрируется резкий разрыв отношений. Во взаимоотношениях с близкими людьми чередование вспышки любви и заботы с отторжением, эмоциональной невосприимчивостью. Со временем данный стил поведения в общении все более закрепляется. Ощущение «укороченного» будущего, «отсутствия завтрашнего дня».
5. Устойчивые симптомы, отражающие преобладание процессов возбуждения над торможением и появившиеся после травмы. Характеризуются: нарушениями сна- повышенной раздражительностью и гневливостью- затруднениями внимания, памяти, ситуативной рассеянностью- гипертрофированной бдительностью в обычной жизнедеятельности- немотивированной склонности к риску и быстрой психофизической истощаемостью при его прохождении- гипертрофированной стартовой реакцией на внезапный раздражитель- высокий уровень физиологической реактивности на события, ассоциативно сходные с травмировавшими. По мнению зарубежных психологов для диагностики ПТСР необходимо наличие не менее двух из перечисленных симптомов, отражающих повышенный уровень возбудимости.
6. Повышенная способность появления алкогольной или наркотической зависимости. Вышеперечисленные симптомы создают благоприятную почву для алкогонизации или наркотизации организма, причем это происходит более незаметно и глубоко для страдающего ПТСР. К примеру, алкогольная зависимость организма появляется у страдающих ПТСР за 4-5 недель, что в 10-12 раз выше, чем у человека без наличия посттравматических стрессовых расстройств.
7. Реален очень большой процент сексуальных расстройств различного характера на психологической почве в сочетании с быстрой физиологической истощаемостью организма под воздействием симптомов ПТСР.
8. Чувство вины. Оно, как правило связано с травматическими событиями, переносится на обычную жизнедеятельность. Психологически « размывает « социально значимый « Я - образ «, создает ощущение внутренней уязвимости и ущербности. Вербально часто выражается в самоучении, что является скрытой формой повышенной потребности в
подтверждении значимости самой личности, своего « Я «. Самоунижение может сочетаться с хвастовством, аналогичными примерами собственной значимости. Повышенная саморетишизация.Повышенная внушаемость. Следует отметить, что на уровне соматических заболеваний у лиц, имеющих ПТСР существуют закономерности и особенности протекания. В частности: объективные методы исследований на начальной этапе не подтверждают наличие заболевания-
обычные методы лечения при выявленных заболеваниях дают кратковременный результат улучшения самочувствия- поскольку ПТСР имеет психологическую основу, только с сочетанием психотерапевтических методов достигаются надежные результаты купирования ПТСР. С целью купирования посттравматических стрессовых расстройств применяются специальные методы, овладеть и квалифицированно применять которые могут только специалисты. Как правило, эти методы вытеснение (замещение) образа, гетеросугистивная терапия « временная линия «- группы психологической поддержки с моделированием деятельности, специальные методики психофизиологической регуляции (саморегуляции) и др. применяются с медикаментозными, терапевтическими методами лечения,общими методами восстановления и укрепления здоровья. Для войсковых психологов, офицеров по работе с личным составом рекомендуются следующие методы снижения и купирования ПТСР среди военнослужащих. Метод « обсуждения стресса «. Необходим как во время обычной жизнедеятельности войск, так и в ходе боевых действий,по выходу из них. Целями являются:
последствии боевого стресса. Острое состояние травматического стресса переживания травмирующие ситуации испытывают в течении некоторого времени (от нескольких дней до месяца), после чего большинство людей приходят в обычное для них состояние. Однако воздействие пережитого стресса продолжает оказывать давление на психосоматическую сферу людей, переходит в состояние посттравматического стресса, дезадаптируя психическую, соматическую сферу личности и видоизменяя духовные ценности. Неопределенная отсроченность возникновения ПТСР имеет индивидуальные механизмы запуска травматического образа с общими закономерностями протекания и выхода из состояния ПТСР, к которым относятся и необратимые явления (изменения личности под воздействием алкоголя и наркотиков, суициды, повышенный травматизм с летальным исходом и т.п.). Индивидуальный спектр травматических реакций человека определяет содержательную сторону травматического стресса. Комплекс симптомов, вызванных воздействием на психику человека различных стрессовых факторов, как правило, выходящих за рамки обычного человеческого опыта, называется синдромом посттравматических стрессовых нарушений (расстройств). Это психофизиологическое состояние человека как ответная реакция в том числе отсроченная, на травматическое воздействие внешней среды. Некоторые авторы определяют ПТСР как обычную реакцию человека на необычные условия жизнедеятельности.
Рассмотрим подробнее клинику проявлений и диагностику ПТСР.
1. Наличие в жизни события, выходящего за рамки обычного человеческого опыта. При диагностике важно выделение травматического образа. Механизм замещения (вытеснения) травмирующих событий в основном не позволяет самому человеку с ПТСР определить реальный травмирующий фактор. Наличие в жизненном опыте человека события, для большинства людей являющегося травмирующим фактором, позволяет включить человека в группу риска по возникновению ПТСР
2. Регулярное возвращение психики человека к переживаниям, связанным с травмировавшими ее событиям. Переживания носят навязчивый характер, повторяются постоянно, вызывают неприятные эмоциональные воспоминания с прогрессирующим вербальным негативизмом настоящего времени. Наличие фантазийного фона при перессказе травмировавших событий- невозможность детально на всех уровнях восприятия восстановить травмировавшую ситуацию (психологонная амнезия). Вспышки внешне необоснованных негативных эмоциональных состояний, прогрессирующие и все более интенсивные. В острых фазах ПТСР склонность к аутоагрессии, уединению, нарушения коммуникативной сферы: Воскрешение в памяти различных аспектов травмировавших событий- внезапное, немотивированное, как удар (эффект «вспышки"). Чаще всего справоцировано какими- либо событиями, сходными или ассоциирующимися с травматическими факторами, обстоятельствами. Механизм запуска может носить ассоциативно- подсознательный характер.
3. Постоянно повторяющиеся сны и ночные кошмары, связанные с травмировавшими событиями. Как правило, это 1-2 ситуации, незначительно по деталям отличающиеся от сновидения к сновидению. Связаны с угрозой жизни. Одно из самых сильных впечатлений - невозможность предотвратить реально воспринимаемую во сне угрозу жизни (мышечная слабость во сне) - передернуть затвор, нажать на спусковой крючок, вытащить нож, убегать, и т.п. Напряжение психики и мышц в момент пробуждения, ощущение панической безисходности и неотвратимости беды создают состояние кошмара, быстро истощающие психику и углубляющее процесс психосоматических негативных изменений в организме. Военные ПТСР доминируют в создаваемых психикой образах даже в случаях интеграции военных и общегражданских ПТСР.Травмирующие сны и ночные кошмары сочетаются с другими видами нарушений сна.
4. Устойчивое стремление человека избежать или « блокировать « все, что хотя бы отдаленно напоминает ему о травмах. Сочетание стремления к возвращению психики к травмировавшим переживаниям и устойчивое избежание их приводит к состоянию амбивалентности, усиливающее внутренний дискомфорт и субдепрессивность поведенческих реакций. Амбивалентность является причиной отказа от любимого хобби (до травмособытия), смены видов
вооружение военнослужащих знаниями о закономерном характере проявлений астенических реакций в ходе выполнения задач, формах их проявлений, способах и методах самокупирования- оказание косвенной и прямой групповой поддержки- обмен опытом переживания стрессовых факторов, самореанизация и приобретение психологического опыта сопереживания, подкрепление (сформирование) уверенности в закономерности психологических реакций у большинства военнослужащих- получение нового опыта преодолений астетических реакций на факторы экстремальной обстановки. Метод переключения внимания, включение в деятельность путем детализации и персональной четкости команд, изменение деятельности. Формирование боевых групп, расчетов с учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогений, наличия посттравматического опыта предыдущейслужбы. По возможности использование средств восстановления и укрепления здоровья военнослужащих (опыт показывает, что это купирует до 70% немедленных реакций ПТСР).
Включение в деятельность подразделений, военнослужащих элементов перебежек, ускоренных передвижений, возможности физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью « сжигания « накопленную в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и порадреналина. Особое внимание уделяется военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности - в окопах, в засаде, в бронетехнике, и т.п. Научение старших боевых групп, сержантского состава, офицеров робкого звена распознаванию реакций ПТСР и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки. Выделение военнослужащих с острыми реакциями ПТСР и направление их в тыл для стационарного восстановления или лечения. Применения специальных медикаментозных средств, повышающих и поддерживающих психологическую устойчивость военнослужащих. Организация в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пунктов оказания первичной психологической помощи и поддержки. Своевременное выявление и учет военнослужащих, ранее получивших ПТСР. В армейском лексиконе замена словосочетания ПТСР на обозначения « боевая усталость« «боевая травма«. Проблема ПТСР является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и опробирования новых средств, методов подражания и восстановления психического здоровья военнослужащих.
Проблема психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих зародилась еще в начале 1Х века и в своем развитии прошла ряд закономерных этапов: Первый этап (начало Х1Х века - 1917 г.) - этап эмпирического психологического обеспечения, содержит в своей основе процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период формируются требования к боевым качествам воинов, осуществляется научное обоснование смелости, боевой активности, инициативы, наступательного порыва и др. Второй этап (1917-1940гг.) – этап организационного формирования процесса психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. Совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. Появляются и организационно оформляются подразделения психологической службы в отдельных видах Вооруженных Сил. Третий этап (1940-1945гг.) - этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности. Наряду с накоплением боевого опыта, война обнажила и недостатки в психологической подготовки. Особое развитие получили вопросы развития качеств необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя.Четвертый этап (1946-1960гг.)- этап обобщения боевого опыта и становления военной психологии. Создаются центры научной разработки проблем связанных с психологическим обеспечением, начинает вводится психологический отбор в военных училищах.
Пятый этап (1960-1992 гг.) - этап дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. Происходит становление психологической подготовки, разрабатываются методические приемы психологических тренировок, создается психологическая служба в ряде округов ВВС, совершенствуется система психологического образования военных кадров. Шестой этап (1992 г. - по настоящее время)- этап формирования нормативно-правовой базы системы психологического обеспечения деятельности личного состава Вооруженных Сил и создания ее концепции. Понятие психологического обеспечения вводится в руководящие и боевые документы, проводятся исследования данной проблемы в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.Проводимая работа способствовала осуществлению переработки документов по подготовке и ведению операций видов Вооруженных Сил и боевых действий, внесению изменений в боевые уставы.
В современных условиях проблема психологического обеспечения боевых действий, во весь рост стала перед учеными и практиками от решения которой во многом зависит дальнейшее продвижение военных реформ. Тем более, что не всегда благоприятна социальная обстановка, постоянные реформирования воспитательных структур, не позволили сколько-нибудь существенно целенаправить и необходимые усилия командиров военного управления в вопросах подготовки психики воина и психологии воинских коллективов к решению боевых задач. Теоретические изыскания и накопленный опыт в области морально-психологического обеспечения боевых действий позволяет константировать, что психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки.
Психологическое обеспечение обладает относительной самостоятельностью, проявляющейся прежде всего в ее целях - достижения готовности к активным боевым действиям, устойчивости психики к воздействию факторов боя, профессиональной надежности личного состава. Психологическая готовность и устойчивость пронизывают все составные компоненты не только психологического но и в целом морально-психологического обеспечения. Они являются психологической составляющей данного процесса и состоят из следующих компонентов:
мотивационного, отражающего устремленность воина на выполнение поставленной задачи- эмоционального, проявляющегося в уверенности военнослужащего, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей- волевого, выраженного в самообладании,самоконтроле и саморегуляции- познавательного, характеризующего степень осознания и понимания боевой задачи- интеллектуального, отражающего умственную работоспособность, тип мышления- операционального (моторного), объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.
Уровень развития выше перечисленных компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях боевой обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности, заблаговременно сформулировать психологическую устойчивость в виде системы психологических качеств (знаний, навыков, умений), которые определяют потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи. Одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально-важных качествах. Что же касается обеспечения боевых действий подразделений, частей и соединений, то как показали исследования структура коллективной психологической готовности и устойчивости включает в себя следующие компоненты: мотивационный, включающий в себя единое общественное мнение, единство взглядов, убеждений и стремлений во что бы то ни стало выполнить боевую задачу- устремленность каждого действовать наилучшим образом, добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны, чувство долга и ответственности экипажа за выполнение боевой задачи-
познавательный - коллективное восприятие и представление о боевой задаче- осознание и понимание способов выполнения поставленной задачи- необходимые знания по использованию оружия и техники-
эмоциональный - групповые настроения, боевое возбуждение, настроенность экипажа- уверенность в победе над врагом, в экипаже, товарищах- волевой - коллективная воля, стойкость, выдержка- боевая слаженность и нацеленность на решительные действия, дисциплина взаимодействия- моторный - согласованность действий и движений членов экипажа по управлению боевой техникой и оружием, их координация- высокая работоспособность и др. коллективный боевой опыт - традиции, привычки, обычаи, опыт ведения боевых действий в составе экипажа и др.
Поделиться в соцсетях:
Похожие