Психологические характеристики, помогающие человеку достигать акме, и роль в их формировании фактора саморазвития
Сравнение психологических характеристик людей, сумевших достичь выдающихся результатов на гражданском и профессиональном поприщах, и тех, чьи личностные и субъектно-деятельностные достижения выглядят очень скромно, выявляет у первых как у субъектов познания, труда, общения группы качеств, которые делают понятными причины их яркого акме.Так, отличительными особенностями их познавательной сферы являются: активное отражение действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.
Благодаря продуктивно работающему интеллекту, они на высоком уровне объективности фиксируют все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординируют по степени важности процессы, которые в ней происходят. В картинах мира, которые у них при этом формируются, запечатлевается прежде всего все существенное в окружающих их природной и социальной средах.
Проявляя редкое умение одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказываться над ними, они демонстрируют в каждой возникающей на их жизненном пути ситуации способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять.
И это их преимущество главным образом проявляется в основной для них области профессионального труда. Полагаясь на свой опыт, разум и чувства, а не замшелые традиции, и очень взвешенно оценивая мнение других людей и позиции авторитетов, они формулируют для себя крупномасштабные цели. Не уходя от ответственности за последствия, они не боятся для их достижения пойти по непроторенным и часто небезопасным путям. Проявляя одержимость при осуществлении захватившего их замысла, они концентрируют свои физические и душевные силы на его выполнении, реализуя таким образом свой творческий потенциал. И своей увлеченностью, органически сопрягаемой с глубокой обоснованностью задуманного и выверенностью стратегии, тактики и техники его перевода в реальные свершения, они зажигают других людей, превращая их в своих единомышленников и соратников.
После только что сказанного самое время попытаться назвать их характеристики, которые наиболее часто проявляются у них в сфере общения. Благодаря развитому социальному интеллекту и устойчивому стремлению к объективности, им присуще принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях, неприятие условностей, но несопровождаемое грубыми по форме попытками их игнорирования.
В сфере основного для них профессионального труда для них характерна тенденция установления с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательных личных отношений, за которыми не отступают на второй план интересы дела. Такое же доброжелательное отношение к людям типично для них и за рамками их профессионального труда. Они не конформны и не страшатся стать непопулярными и подвергнуться осуждению за нетрадиционные взгляды, даже если это осуждение исходит от вышестоящих начальников и может негативно отразиться на их карьере.
Убежденные в значимости не только для них, но и для всех людей результатов, которые будут получены после осуществления их замыслов, они могут быть и, как правило, бывают жесткими по отношению к своим противникам и активно преодолевают их сопротивление.
Если обобщить все вышесказанное о людях, заслуженно достигающих больших высот в своем гражданском и профессиональном росте, то это люди трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемые к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив глубоко ими усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющие свои масштабные цели обязательно реализовывать.
Если теперь попытаться разобраться во внешних и внутренних детерминантах, которые явно определяют формирование типа людей, который только что был представлен вниманию читателя, то громадное значение в достижении человеком такой вершины в своем развитии, выражением которой являются его несомненное физическое здоровье, высокая нравственная зрелость личности и подлинно глубокий профессионализм в основном для него виде труда, имеет, наряду с достаточно традиционными факторами — семьей, школой, ПТУ, вузом, общей ситуацией в большом социуме и др. — собственная работа человека над собой, выступающая как развитие им самого себя как индивида, личности, субъекта деятельности.
Как известно, реализация родителями, педагогами в разных видах направленного на воспитание взаимодействия с ребенком, подростком, юношей требования «делай как я» вовсе не означает достижение психологически действенного эффекта в воспитании. Воспитание оказывается по-настоящему продуктивным лишь тогда, когда побуждает человека, на которого оно направлено, к постоянному саморазвитию. А это означает непрерывную активизацию работы внутреннего мира человека, формирование у него привычки пропускать каждое новое впечатление через созданную им самим систему критериев общественной и личной значимости существа этих впечатлений и самостоятельное вписывание их содержания в иерархию знаний той целостной картины мира, которая успела у него сложиться, а также и его собственную коррекцию указанных знаний под влиянием этих впечатлений по тем или другим мотивам.
Вместе с тем подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь именно у тех людей, которые настроены на достижение именно крупномасштабных целей в своей жизни. Это заставляет их направленно работать над развитием у себя таких индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, прямо связанных с физическим здоровьем, развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей.
При этом крупномасштабные цели обычно не носят у сформировавших их у себя людей абстрактного характера. Они чаще всего конкретизируются в зависимости от особенностей той общности, которая является положительно субъективно значимой для человека и в которой последний хотел бы завоевать уважение и авторитет, а также они оказываются обусловленными спецификой той области профессионально труда, в которой данный человек хотел бы достичь вершины профессионализма.
Причем названной выше общностью необязательно выступает какая-то малая группа, к которой принадлежит человек или которую он «создал» и «поселил» в своем сознании как свой идеал. Ею может быть и страна, гражданином которой является человек, и даже все человечество, а областью профессионального труда — и политика, и экономика, и техника, и наука, и военное дело, и образование, и здравоохранение, и искусство, и любая область производства или какая-то другая сфера, в которой человек через свои непрерывные деяния может подняться до ступени Мастера.
Сам же процесс саморазвития, зависящий, как было сказано, от цели, к осуществлению которой человек «ведет» себя, в подавляющем числе случаев и в психологическом, и в житейско-бытовом плане часто имеет видимость простого и легкого для самого этого человека и может показаться не детерминированным (хотя на самом деле, конечно, это не так) условиями, в которых он протекает, поскольку в действительности у каждого человека обстоятельства чаще всего складываются таким образом, что и в ситуациях, возникающих каждодневно и имеющих как рядовой, так и явно неординарный характер, он волен вести себя по-разному, как и отважиться на непохожие друг на друга деяния, и поэтому одинаково вероятно получить как оптимальный, так и неоптимальный результат. Ведь из нескольких возможных в этих обстоятельствах способов поведения он обычно в состоянии реализовать или в действии, или в поступке только какой-то один способ. Что он конкретно в каждом случае выберет, — это зависит от его способности и в целом, и в деталях оценить ситуацию, и от его умения предвидеть последствия своего действия или поступка, и, конечно, от склада его личности, который всегда делает его более склонным к одним решениям и менее склонным к другим.
И, таким образом, совершаемые им интеллектуальные операции и возникающие при этом переживания и итог их обоих — практическое действие работают на дело, которым он занят, и одновременно на прогресс или регресс его развития или дают нейтральный результат.
Если теперь попытаться раскрыть содержание понятия прогресс развития, то это будет означать: 1) изменения в мотивационной сфере человека, в которых сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности-
2) возрастание умения на уровне интеллекта планировать и затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей-
3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями- 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам.
Конечно, перечисляя изменения, означающие развитие психического мира человека, в котором немалую роль играет он сам, мы обозначили эти изменения не очень научно строго. А ведь в действительности за каждым из них стоят качественные перестройки в психических процессах и их взаимосвязях, появление новых стойких характеристик в психических состояниях человека, которые начинают положительно влиять на процесс обретения последним новых психических свойств в своей личности.
Отмечая эти новообразования, которые обретает человек в своем саморазвитии, совершенно необходимо также указать на то, что существеннейшим моментом, характеризующим этот процесс, является то, что он не разворачивается в одинаковом темпе и с достижением одинаково высоких результатов в отношении всех проявлений человеком себя в качестве индивида, личности и субъекта деятельности. И даже, если иметь в виду каждую из этих ипостасей человека в отдельности, мы обязательно сталкиваемся с феноменом неравномерности или гетерохронности развития образующих их структурных элементов и их совокупности, прогресса их функций и их эффективности (Б.Г.Ананьев). Вместе с тем, развитие одних из них сплошь и рядом является, как мы знаем, условием запуска развития до более высокого уровня других. Например, стойкое проявление мотивации достижения делает человека более упорным в его попытках осуществить поставленную цель и, таким образом, как свидетельствует житейская практика, создаются благоприятные условия для развития его способностей.
Если более обобщенно выразить психологическую суть приведенного примера, то она такова: положительные изменения в личности человека (в его мотивационной сфере) выступили условием его движения по восходящей как субъекта деятельности благодаря дальнейшему развитию его способностей. А достигшие более высокого уровня развития, чем прежде, его способности позволяют человеку совершать более масштабные и оригинальные по своей неповторимости деяния, которые очень часто сопровождаются переживанием успеха. А последнее, правда, тут надо делать поправку на тип личности, возникая, в свою очередь благотворно действует на мотивационную сферу человека, которая активно побуждает его к решению более трудных задач, чем те, которые он решал до этого.
Конечно, констатируя все это, нельзя ни на минуту забывать, что отмеченный выше характер личностных проявлений и связанные с ним развитие и реализация способностей имеют место всегда у человека, который является одновременно и индивидом, обладающим соответствующим здоровьем, а значит и трудоспособностью.
Об этом обстоятельстве приходится напоминать, потому что во многих работах, в которых идет речь о развитии и саморазвитии психического мира человека, начисто забывается роль состояния его организма и, в частности, состояния его нервной системы в фондировании интенсивности и результативности этих процессов.
Имея в виду саморазвитие человека, которое проявляется в достижении им все новых и качественно все более высоких уровней продуктивности как каждого психического процесса в отдельности, так и их взаимодействия, результатом чего является успешное решение им все более сложных жизненных задач, которые он перед собой ставит, надо вместе с тем всегда видеть, что это вышеназванное саморазвитие всегда имеет два взаимосвязанных аспекта: обращенный вовне человека и как бы повернутый вовнутрь его. Четкое видение целей и путей их осуществления и соответствующая мотивация и организация для их претворения в конкретные поступки и деяния интеллекта, воли и чувств обязательно сопровождаются адекватными этой мобилизации и организации саморегулированием и самоконтролем человеком работы своих органов чувств, моторики, своего состояния, самосознания в целом.
Причем, эти саморегулирование и самоконтроль у людей, любящих свое дело, по-настоящему увлеченных осуществлением своих творческих замыслов, не носят характера насилия над собой или какой-то формализованной муштры.
Убежденность не только в личной важности реализуемых ими в своей деятельности целей и возникающее при этом своеобразное состояние «предвкушения победы» делают названные выше саморегуляцию и самоконтроль естественными и выполняемыми без заметного напряжения.
Если рассмотреть описываемую феноменологию саморазвития несколько в другом ракурсе, то человек, как личность и как субъект деятельности стремящийся через свои поступки и деяния к достижению действительно значимых для общества целей, фактически отвыкает существовать на уровне своего приземленного буднично-житейского «Я» и все больше и все чаще руководствуется велениями своего высшего «Я». И это, как правило, сопровождается перед принятием ответственных решений или после совершения поступков в условиях дефицита времени на обдумывание предстоящего действия интенсификацией его «диалогов» с воссозданными его воображением образами значимых и авторитетных для него лиц, воплощающих в себе его нравственный и профессиональный идеалы, или диалогов с самим собой, а по существу и в том и в другом случаях — со своей совестью.
Подобные диалоги — это яркое свидетельство работы внутреннего мира человека и проявление присущей ему тенденции поступать и действовать не с кондачка, не по сию минутному настроению, а, так сказать, исходя из высших принципов и не теряя из вида ту большую цель, к осуществлению которой он через свои повседневные дела старается приблизиться.
У читателей написанного наверняка возник вопрос-сомнение: а не является ли воссозданный выше человек, достигающий больших высот в своем личностном и профессиональном развитии, чрезмерно абстрактной моделью, и много ли среди нас людей, которые, говоря фигурально, не позволяют лениться своей душе и фактически постоянно саморазвиваются? Не является ли все это попыткой выдать желаемое за действительное?
На это я отвечаю так: как известно, общее существует лишь в отдельном и через отдельное и, конечно, момент отвлечения от конкретного в представленном выше обобщении присутствует. Тем не менее это обобщение фиксирует совокупность основных черт, присущих совершенно определенному типу людей. Оно, представляется, освещает и некоторые важные особенности работы их внутреннего мира. Когда рождался этот текст, то перед мысленным взором его автора все время были такие выдающиеся наши сограждане, как М.В.Келдыш, С.П.Королев, И.В.Курчатов, К.К.Рокоссовский...
Поделиться в соцсетях:
Похожие